Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шахматная Школа ChessZone

  Все выпуски  

Шахматная Школа ChessZone


Выпуск #35

"Проблемы работы с шахматистами высоких разрядов"

мг И. Болеславский


На сайте WWW.CHESSZONE.NET.RU Вы сможете найти (и скачать) множество полезной информации (OCR книги, статьи, программы, базы партий).

Если Вам нравится наша рассылка и у Вас есть возможность - пожалуйста поддержите нас.
Наш кошелек WebMoney Z714617232645

Главная   ChessZone Magazine   Библиотека   Программы   Базы   О нас   Фотогалерея   Ссылки

     Прежде всего следует установить, кого мы имеем в виду, когда говорим о работе с шахматистами высоких разрядов. Думается, что к ним следует, в первую очередь, отнести кандидатов в мастера, затем молодых и вернее, даже юных мастеров и, наконец, сильных перворазрядников, близких к званию кандидата. Что касается средних перворазрядников, то их даже среди школьников так много, что нет смысла выделять их из общей среды.

     О работе с шахматистами, достигшими больших успехов и выдвинувшимися на всесоюзную и международную арену, мы сейчас не говорим. так как она имеет специфический характер и выходит за рамки спортивных школ. Молодое поколение тренеров, вероятно, уже не помнит Петри Арсеньевича Романовского, который в свое время был не только одним из сильнейших шахматистов страны, но и одним из первых в годы Советской власти высококвалифицированных шахматных педагогов. Ему обязана, своим творческим ростом целая плеяда ленинградских шахматистов, которые впоследствии стали мастерами и гроссмейстерами. Более сорока лет назад Петр Арсеньевич выпустил программу занятий шахматных кружков (шахматных школ тогда еще не было) с шахматистами различных разрядов.

     Говоря о занятиях с шахматистами высоких разрядов (первокатегорниками), Романовский резко отделяет их от всех остальных. Что в отличие от других они должны быть построены не в форме прямого обучения типа школьных занятий. а в форме творческих собеседований, семинаров, коллоквиумов. Это указание заслуженного мастера и заслуженного тренера СССР должен взять за основу каждый тренер. Разумеется, время вносит свои коррективы. Когда Романовский составлял свою программы, первокатегорников среди школьников практически не было. Сейчас же среди ребят 13 - 15 лет имеется немало сильных перворазрядников и кандидатов, и тренеру, естественно, приходится учитывать их возраст, но при этом не следует забывать, что, являясь учениками в общеобразовательной школе, они в шахматной школе выступают уже в качестве студентов. На этом уровне учащиеся должны переходить от шахматной грамотности к овладению шахматной культурой, то есть к постижению более сложных и более общих законов и процессов шахматной борьбы. На этом этапе учащиеся должны научиться самостоятельно мыслить, самостоятельно и продуктивно работать над шахматной литературой. Объективно оценивать свою игру и стать не только "поглощателями" знаний, выработанных другими, но и аналитиками и исследователями. Выработке этих важных качеств наиболее благоприятствуют формы работы, указанные П.Л. Романовским.

     Какими же качествами должен обладать сам тренер, чтобы справиться с данными задачами? Конечно, желательно, чтобы тренер имел высокое спортивное звание. Большой турнирный, опыт, обширные дебютные познания. Чтобы он был носителем общей и шахматной культуры, обладил педагогическим дарим. Но, разумеется, это недостижимый идеал. Известно, что наши гроссмейстеры, (которые, кстати, вряд ли могут похвастаться всеми перечисленными качествами) если и занимаются тренерской работой, то с шахматистами, уже добившимися больших успехов. Следовательно, с шахматистами высоких разрядов приходится заниматься мастерам, практически уже не выступающим или играющим в местных соревнованиях (мастер, часто выезжающий на соревнования, может только числиться тренером, но не быть им), и кандидатам в мастера.

     Возникает вопрос: может ли тренер успешно работать с шахматистами высоких разрядов, если он уступает им и практической силе? Думаю, что это не исключено. Практическая сила шахматиста складывается из различных компонентов. С одной стороны, это шахматная культура, познания во всех стадиях шахматной партии, понимание процессов шахматной борьбы, с другой - спортивные качества, состояние здоровья, тренированность, честолюбие, спортивная злость, выдержка и т. д. Можно быть хорошим тренером, и не обладая практической силой, но тренер обязан учитывать это обстоятельство, строя свои взаимоотношения с учениками. Если он обладает общей и шахматной культурой, то он найдет верный тон, который позволит ему сохранить уважение учеников, хотя им нетрудно выиграть у него турнирную партию.

     Шахматная культура включает в себя не только знание истории шахмат, творчество корифеев пришлого и сильнейших шахматистов настоящего, знание основ стратегии и тактики, но и понимание процессов шахматной борьбы и относительности всех шахматных истин. Такой тренер не станет твердить учащимся, что следует играть только тот или иной дебют, а в этом дебюте только определенный вариант, а все другие не заслуживают внимания.

     Как построить работу, чтобы не потонуть в море шахматной информации, особенно дебютной? Мне кажется, за основу следует взять разбор партий, игранных обучающимися. Ни одной партии не оставлять без детального критического разбора. Изучение всех стадий шахматной партии связывать с этим материалом. Ведь самое главное - как общие истины юные шахматисты умеют претворять в практической игре. Ориентируясь на моменты из сыгранных партий, на сделанные в них ошибки, можно познакомить, обучающихся с творчеством выдающихся шахматистов прошлого и настоящего. При разборе основное внимание обращать не на результат, а на качество партии.

ИЗУЧЕНИЕ ДЕБЮТА

     Изучение дебюта наиболее часто страдает серьезными ошибками: поверхностностью, механическим заучиванием вариантов, слепым доверием к книжным рекомендациям. Тренер ни в коем случае не должен навязывать обучающимся своих дебютных вкусов, но должен учитывать, что выбор дебюта у юных шахматистов часто является произвольным или навеянным модой. Рекомендации, однако, нужно давать очень осторожно, чтобы они не были восприняты, как руководящие указания. Изучение дебюта следует начать с миттельшпиля, с изучения пешечных конфигураций, типичных для различных дебютов (в особенности закрытых). С учащимися высших разрядов очень полезно проштудировать книги Липницкого (1 часть) и книгу Суэтина "Общие основы современного дебюта". Эти книги вводят юного шахматиста в ту исследовательскую лабораторию, не пройдя через которую нельзя стать шахматистом высокого класса. Элементарное знание всех шахматных дебютов, хотя бы в объеме книги Панова - Эстрина, совершенно обязательно. Тренеру часто приходятся бороться с узким практицизмом, когда творчество в сущности заменяется ремесленничеством.

     Конечно, каждый обучающийся должен иметь записи дебютных вариантов или картотеку. Картотека может быть создана общими усилиями тренера и обучающихся, но она не заменяет дебютных записей обучающихся, так как приспособлена лишь для пользования на месте.

     Следует однако следить за тем, что бы учащиеся не тратили слишком много времени на сбор информации в ущерб ее обработке, иначе могут появиться целые тома вариантов, в которых обучающиеся совершенно не в состоянии разобраться. Мне кажется, сбор информации по периодической шахматной литературе следует разделить на три части. Сначала учащийся, просматривая газету или журнал, в целях экономии времени лишь помечает в особой тетрадке, где данная партия находится. Затем следует первичная обработка. Учащийся подымает уже собранный материал и определяет, заключается ли в данной партии что-либо новое или, как мы говорим, представляет ли она теоретический интерес. В случае положительного ответа на этот вопрос партия переписывается в другую тетрадь. Затем при более глубоком рассмотрении определяется ценность новинки и вносится соответствующее исправление и дополнение, если нужно, в варианты, взятые на вооружение. При совместном анализе дебютных вариантов и нахождении нового продолжения тренеру следует иметь запись всех этих анализов для контроля, независимо от того, что их записывают учащиеся.

     Тренеру следует подчеркнуть необходимость критической проверки рекомендаций дебютных руководств (особенно в острых позициях), одновременно борясь с нигилистическим отношением к дебютной теории.

ЭНДШПИЛЬ

     Прежде чем начать серьезное изучение эндшпиля, необходимо возбудить интерес слушателей к этой стадии партии, чтобы занятия и домашние задания не превратились в докучную обязанность. Здесь мы подходим к другому вопросу. Помимо того, что тренер должен привить учащимся интерес ко всем сторонам и проявлениям шахматного творчества, учащиеся высоких разрядов должны повседневно для "гимнастики ума" решать этюды и задачи в порядке возрастающей трудности. Для более низших разрядов хороши концовки, но перворазрядникам и кандидатам в мастера вы не найдете концовок (в особенности в большом количестве), над которыми они должны были бы хорошенько поломать голову. Решение этюдов и задач необходимо для сохранения и развития остроты комбинационного зрения, остроты восприятия тактических осложнений, без которых все позиционные каноны оказываются мертвой схоластикой.

     Так вот, этюды эндшпильного характера являются хорошим средством для возбуждения интереса к концу игры. Примеры по возможности нужно увязывать с турнирной практикой обучающихся.

     Следует убедить учащихся (а, если нужно, то и родителей, поскольку от последних зависит финансирование), что необходимо выписывать всю периодическую шахматную литературу, выходящую в Союзе. Нигилистическое отношение чаще всего проявляется к журналу "Шахматы в CСCР", хотя одна партия с хорошими примечаниями часто бывает полезнее для юного шахматиста, чем десяток из "Шахматного бюллетеня". Разбор партии не должен быть исключительно устным. Отдельные наиболее интересные или поучительные партии после разбора на занятии даются обучающимся для комментирования. При этом следует подчеркнуть два момента. Комментарии не должны быть лишь фиксированием того, что смотрелось на занятиях. Следует показать учащимся, что к партии можно возвращаться много раз и в анализе каждый раз находить новое. Следует категорически запретить газетные штампы и словесные красоты. Такие обороты, как "белые перешли в решительное наступление", совершенно неуместны. Комментарии могут быть проверены тренером, как домашнее задание, а могут быть вынесены на общее обсуждение. Постепенно полезно давать обучающимся комментировать их партии и без предварительного разбора. А венцом этой работы может быть партия мастера или гроссмейстера, прокомментированная на достаточно высоком уровне. Перед тем, как в первый раз дать учащимся задание по комментированию, имеет смысл посвятить отдельное занятие этой теме. Показать разницу между сопроводительными комментариями в газете и примечаниями в журнале или книге. Остановиться на часто субъективных и некачественных примечаниях в "Шахматных информаторах".

АНАЛИЗ ОТЛОЖЕННЫХ ПАРТИЙ

     Это качество в какой-то степени вырабатывается при анализе дебютных систем, разборе и комментировании партий, и все же юным шахматистам следует прививать его специально, добиваясь самостоятельности. Плохую услугу оказывает тот тренер, который, пусть даже в ответственном соревновании, анализирует отложенную позицию за своего ученика. Следует подчеркнуть неисчерпаемость большинства отложенных позиций (в особенности за короткое время.) и необходимость "вжиться в позицию", уловить ее идеи, что возможно лишь при самом активном участии играющего партию.

     Начать можно с совместного анализа позиции, отложенной кем-нибудь из учащихся. Но при атом нужно создать атмосферу школьного урока, поддерживая строгую дисциплину. Высказывать свое мнение позволять только с разрешения тренера. Придерживаться правила: думать больше, чем говорить, говорить больше, чем двигать фигуры. Следует подчеркнуть, что анализ необходимо всегда начинать с оценки позиции, с определения возможных первых ходов. Тренеру не следует увлекаться отдельными вариантами, все время возвращая учащихся к исходной позиции и сохраняя атмосферу спокойной неспешности. Все анализы обязательно должны быть письменными. Только такой анализ может быть более или менее полным и корректным Полезно брать для анализа отложенные партии ответственных соревнований, а потом проверять, насколько ход доигрывания совпал с нашим анализом.

ИГРА БЛИЦ

     Мне кажется, нужно решительно запретить блиц, как развлечение. Блиц со словесными перлами и ломанием шахматных часов. Это болезнь юных (да и не только юных) шахматистов, мешающая их росту, развивающая несерьезность, поверхностность и неуважение к противнику. Но следует культивировать блицтурниры. Во-первых, тематические - для проверки вариантов, во-вторых, для проверки скорости решения тактических задач в условиях практической партии. Полезно немного ограничить действие флажки, перенося упор на содержание партии. Если при пятиминутном контроле игра совершенно некорректна, то следует начинать с десятиминутного или даже пятнадцатиминутного контроля.

Главная   ChessZone Magazine   Библиотека   Программы   Базы   О нас   Фотогалерея   Ссылки

Если у Вас есть интересная информация (примеры, статьи), которыми бы Вы хотели поделиться с нашими подписчиками - напишите нам, мы с удовольствием опубликуем Ваши материалы.

Искренне Ваш, коллектив «ChessZone»


В избранное