Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шахматная Школа ChessZone

  Все выпуски  

Шахматная Школа ChessZone


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск #20

"В поисках истины"

мг Ю. Авербах


Выпуск с цветными диаграммами можно скачать здесь (15 Kb)

На сайте www.chesszone.narod.ru Вы сможете найти (и скачать) множество полезной информации (OCR книги, статьи, программы, базы партий).

Если Вам нравится наша рассылка и у Вас есть возможность - пожалуйста поддержите нас материально. Наш кошелек
WebMoney Z714617232645

Главная   ChessZone Magazine   Библиотека   Программы   Базы   О нас   Фотогалерея   Ссылки

Одним из главных условий успеха шахматиста является рациональная система мышления. Нужно уметь найти самые, казалось бы, незаметные, самые неожиданные продолжения, быстро и точно рассчитать длинные серии ходов, сравнивая их между собою, и выбрать лучший вариант.

Давайте поставим себя на место шахматного мастера и постараемся представить себе, как и над чем он думает. Вот он сидит, наклонившись над доской, и его взор устремлен на фигуры. Только что противник сделал ход ферзем, его намерения совершенно ясны, ферзь перебрасывается на королевский фланг, готовится атака. Итак, какой же ход сделать? В выборе хода играют роль и талант, и опыт, и знания, и характер. Да, даже характер. Представьте себе, что мастер очень темпераментный, порывистый человек. Его не пугает угроза, нависшая над королевским флангом, он сам ищет пути атаки, поэтому из возможных ответов он выбирает наиболее активный. Если же мастер человек осторожный, осмотрительный, он наверняка будет играть по принципу "безопасность прежде всего" и примет решение защитить наиболее уязвимые места позиции. Однако, выбрав ответный ход "по вкусу", мастер его не сделает, он просчитает несколько продолжений, и только убедившись, что возникающие в конце вариантов позиции благоприятны для него, протянет руку к фигуре.

Впрочем, рассказывать, как думает шахматный мастер, это все равно, что передавать словами, как поет певец. Даже самый талантливый рассказ о певце не заменит посещение концерта. Поэтому процесс мышления шахматиста - выбор ответов, их расчет и оценку - лучше всего проследить на конкретном примере.

Место и время действия - Хельсинки, июль 1961 года. 3десь, в зале международного студенческого клуба "Поли", проходит VIII первенство мира по шахматам среди студенческих команд. Мы присутствуем на доигрывании партии центрального матча СССР - США. Американцы - чемпионы мира 1960 года, поэтому для советских студентов победа - заявка на первое место и звание чемпиона.

Пока счет 2:1 в нашу пользу. Доигрывается последняя партия: А. Шервин (США) - Э. Гуфельд (СССР). 3а столиком, отгороженным канатом от публики, сидят оба партнера. Давайте потихоньку перелезем через канат и понаблюдаем за игрой советского студента Эдуарда Гуфельда. Сейчас он как раз думает над очередным ходом, и перед ним позиция на диаграмме.









У Гуфельда - он играет черными - две лишние пешки, и для победы ему нужно хотя бы одну из них провести в ферзи. Но пока пешки застопорены, и движение ведет к их потере. Первая мысль, которая возникает у опытного шахматиста (Гуфельд - сильный мастер: несмотря на молодость, он не раз играл в финале первенства СССР): нельзя ли, пожертвовав одну из проходных пешек, провести вторую в ферзи? Итак, нельзя ли сыграть 1 ... е4 - е3? Попробуем рассчитать возможное продолжение: 2.С:d5 Кр:d5 3. С:е3 а4 4. Cc1 Kpc4 5. Kpf3 Крb3 6. Кре2 а3 7. Cf4 а2 8. Се5 Кре2, и после 9 ... Kpb1 черные выигрывают слона и партию. Этот девятиходовый форсированный вариант рассчитать нетрудно. Кажется, все в порядке.

Однако мастер не спешит с ходом 1 ... е4 - е3. Поразмыслив несколько минут, он протягивает руку к слону и делает ход 1 ... Cg6 - h5.

Мы разочарованы. Так и хочется крикнуть: - А еще мастером называется! Такого простого варианта рассчитать не может!

Я был руководителем, капитаном нашей команды и очень болел за своих питомцев. Победа над основными нашими конкурентами - американцами - имела для нас колоссальное моральное значение. Поэтому, когда Гуфельд не сыграл 1 ... е3, честно скажу, подобные негодующие мысли мелькнули у меня в голове.

Но перед тем как осуждать Гуфельда, давайте проверим наш анализ еще раз. Вы, наверное, обратили внимание на то, что в этом девятиходовом варианте белые неудачно маневрировали слоном, бесцельно тратили важные темпы, и их король опоздал на помощь. А нет ли у них возможности использовать это время более рационально?

Оказывается, есть. Взгляните на позицию, которая возникает в нашем варианте после второго хода черных:









У белых находится парадоксальный ответ 3. Cb6!!, позволяющий им выиграть важный темп для координации действий короля и слона. После 3 ... а4 4. Kpf3 а3 5. Кр:е3 а2 6. Cd4 черные выиграть уже не могут.

Выявление таких хитроумных и неожиданных ответов - трудное дело, значительно более трудное, чем расчет многоходовых форсированных вариантов.

Я предчувствую вопрос: а как мастер находит такие ходы, как 3. Cd4 - b6? Он так же легко, как мы с вами, рассчитал длинный вариант, но увидел, что победа, по существу, держится на одном темпе. Это было своего рода сигналом - будь осторожен!

Тогда он стал искать лучшие возможности за противника и "наткнулся" на ход 3. Cb6. А может быть, он шел другим путем, - пытался координировать действия белых фигур и придумал ход 3. Cb6? Так или иначе, ему пришлось отказаться от жертвы пешки, и он решил предварительно улучшить позицию своего слона.

Белые ответили 2. Kpg3 - f2.

А может быть, теперь можно пожертвовать пешку? Прикинем: 2 ... е3+ 3. С:е3 К:е3 4. Кр:е3 Крс5 5. Kpd2 Kpb4 6. Се6 (быстро проигрывало 6. Крс2 - Cd1+, и пешечный эндшпиль безнадежен) 6 ... Cg6 7. Kpc1 Крс3! (короля белых нельзя пропустить в угол а1) 8. Cd7 Сс2 9. Се6 а4 10. Cg8 а3 11. Се6 Cd3! (вы можете сами проверить, что после 11 ... Сb3 12. С:b3 Кр:b3 13. Kpb1 белые достигают заветной ничьей. Поэтому черные осуществляют размен слонов так, чтобы быть ближе к пешке g5) 12. Cg8 Сс4 13. С:с4 Кр:с4 14. Kpb1 Kpd4 15. Кра2 Кре5 16. Кр:а3 Kpf5 17. Kpb2 Кр:g5 18. Kpc1 Kpg4 19. Kpd2 Kpg3 20. Kpe1 Kpg2, и пешку "h" не задержать.

Как видите, вариант оказался длинным (целых двадцать ходов) и довольно сложным. К тому же, победа зависит от одного темпа. Если бы белые успели попасть королем на f1, партия кончилась бы вничью: черным не удавалось провести свою пешку в ферзи. Не могли ли белые где-нибудь сэкономить драгоценное время, выиграть недостающий для ничьей темп? Кажется, могли.









В этой позиции, возникающей в нашем анализе после 11-го хода, есть остроумный ответ 12. Са2!, и если 12 ... Сс4, то 13. Kpb1 С: а2+ 14. Кр:а2, и, как нетрудно убедиться, белые успевают вовремя.

Как я уже сказал, победа в этой партии имела огромное значение для нашей команды. Гуфельд, поразмыслив, пришел к выводу, что пешку жертвовать пока не стоит, и предпочел немного поманеврировать. Для выяснения намерений белых он сыграл 2 ... Kpd6 - е6. Противник ответил 3. Kpf2 - g3.

Белые продолжают держаться пассивной тактики и позволяют черным существенно усилить позицию своих фигур. Упорнее было 3. Сb3 - с2, противодействуя этому замыслу. Тогда черным волей-неволей пришлось бы еще раз заняться расчетом вариантов, связанных с жертвой пешки.

3 ... Ch5 - e2! 4. Kpg3 - h4 Kpe6 - d6 5. Kph4 - g3 Ce2 - b5! 6. Cb3 - c2 Cb5 - d3 7. Cc2 - b3 e4 - e3!

Наконец-то! Теперь эта жертва быстро ведет к цели. 8. Сb3:d5 Kpd6:d5 9. Cd4:е3 (если 9. Cb6, то 9 ... а4 10. Kpf3 е2) 9 ... а5 - а4 10. Се3 - c1 Kpd5 - c4 11. Kpg3 - f2 Kpc4 - b3 12. Cc1 - f4 a4 - a3 13. Kpf2 - e3 a3 - a2 14. Cf4 - e5 Kpb3 - c2 15. Kpe3 - f4 Cd3 - g6 16. Ce5 - d4 Kpc2 - b1, и белые сдались.

У рассказанного эпизода есть продолжение. Окончание партии Шервин - Гуфельд было опубликовано с моими примечаниями в журнале "Шахматы в СССР". Вскоре я получил от одного читателя письмо. Он тщательно проанализировал это окончание и после многочасового анализа нашел, что наш студент все-таки мог играть 2 ... е4 - е3. В позиции на последней диаграмме у черных есть остроумный путь к победе. Вот он: 12. Се6 - а2 Крс3 - d4! (этот маневр оказался незамеченным) 13. Са2 - f7 (белым остается только выжидать. На 13. Kpd2 решает 13 ... Сс4) 13 ... Cd3 - e4 14. Cf7 - g8 Kpd4 - e5, и черные выигрывают пешку g5, а с ней и партию.

Главная   ChessZone Magazine   Библиотека   Программы   Базы   О нас   Фотогалерея   Ссылки

Если у Вас есть интересная информация (примеры, статьи), которыми бы Вы хотели поделиться с нашими подписчиками - напишите нам, мы с удовольствием опубликуем Ваши материалы.

Искренне Ваш, коллектив «ChessZone»


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.others.chesszone
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное