Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шахматы для начинающих

  Все выпуски  

Шахматы для начинающих Король или ферзь против проходных пешек в эндшпиле


Король против проходных пешек

Ранее мы уже немного затрагивали эту тему здесь.

Перейдем к более подробному изучению этого вопроса. Для начала повторим правило квадрата. Для этого представим себе квадрат, одной из сторон которого является путь между пешкой (включая поле, на котором она стоит) и полем ее превращения.

Если король соперника находится внутри этого квадрата или своим ходом заходит в него, он успеет остановить пешку. Если же не – пешка неизбежно проходит в ферзи.Заострим особое внимание на том, что пешка, стоящая на 2-й (7-й) горизонталях первым ходом может пройти две клетки – это необходимо брать в расчет, т.е. строить квадрат от 3-й (6-й) горизонталей.

Идея Рети

Иногда король, находящийся вне квадрата пешки, может ее остановить за счет создания попутных угроз, чаще всего (но не обязательно) связанных с защитой собственной пешки.

Блуждающий квадрат

Для случаев, когда королю приходится бороться против двух рахрозненных проходных пешек, удобно использовать правило блуждающего квадрата, предложенное Алексеем Студенецким в 1939 году.

Если квадрат, в углах которого расположены пешки (находящиеся на одной горизонтали), коснулся края доски, но одна из пешек неизбежно проходит в ферзи.

Если квадрат не дошел до края доски, король задерживает пешки. При расстоянии между пешками в две вертикали он может эти пешки уничтожить, при другом расстоянии – только воспрепятствовать их дальнейшему продвижению.

Три связанные пешки

С тремя связанными пешками соперника король может успешно бороться только если у противника нет выжидательных ходов. В противном случае может возникнуть обоюдный цугцванг.

Ферзь против пешек

Существенное прикладное значение имеют лишь те эндшпили, где ферзь борется против пешки, достигшей предпоследней горизонтали.

В этом уроке мы лишь сформулируем основные принципы. А за примерами направим читателя к более раннему уроку.

Против центральной или коневой пешки ферзь обычно выигрывает.

Алгоритм выигрыша следующий: ферзь беспрерывно шахует неприятельского короля, вынуждая его занять поле перед пешкой (на последней горизонтали). Это позволяет выиграть темп для приближения своего короля. Эта процедура повторяется до тех пор, пока король сильнейшей стороны не приблизится к пешке. Таким образом, пешка сможет быть взята ферзем.

Ничья наблюдается в исключительных случаях, когда механизму шахования мешает собственный король или дополнительные пешки, присутствующие на доске.

При ладейной или слоновой пешке описанный выше механизм не проходит – появляется патовая защита, т.е. стороне, обладающей ферзем необходима чрезвычайная осторожность, чтобы не сыграть вничью.

Выигрыш возможен лишь в том случае, если король сильнейшей стороны расположен достаточно близко, чтобы помочь ферзю поставить мат сопернику.

Разновидностью такого вида эндшпилей, где ферзь борется против пешек, является вариант с пешечными гонками, который будет рассмотрен в следующем уроке.

 

 

 


В избранное