Хочу продолжить тему о раннем развитии детей,
поднятую в прошлых выпусках.
Есть вот такое мнение на тему прошлого
выпуска:
"Не согласна...
Мои двое детей - погодки, дочь и
сын, разница 11 месяцев, занимаются с 6 мес.
В частный сад отдала в 9
месяцев. В школу пошли в один класс в 5,2 и 6,2 соответственно.
Сейчас им 7,5 и 8,5 оба отлично
учатся и в 3 классе вместо 2 или даже 1.
В 4 года стали читать. Русский и
английский, (не в России живём). В 5 лет писать письменными буквами. В 6 лет
добавился еще один иностранный язык. Воспитатели в саду сказали - отдавайте в
школу, детей больше ничему научить не можем.
Отдала в 1-ый, как и положено.
Сразу стало видно, что умнее все детей, перевели с середины года во 2 класс. Там
пошли наравне с классом, хотя младше всех по возрасту в классе были, и остались.
Учатся в частном лицее.
Занимаются спортом оба. По 2
вида у каждого, что сам выбрал себе.
День расписан по часам с 6 утра
и до полуночи, пока спать не лягут. Выходных нет вообще.
Зато есть отличная учеба и
призовые места на соревнованиях.
София."
Кажется,
ну вот ведь оно – явное подтверждение того, что ранее развитие детей
полезно!
Разве не замечательно, что растут такие
умные детки, которые читают с 4-ех лет на двух языках, идут в школу в 5 или 6
лет, да еще и перепрыгивают через класс, так как самые способные?! День расписан
с 6 утра до полуночи, спортом увлекаются. Это же вундеркинды, будущие гении!!!
;о)
Однако, "ничто не
ново под Луною", нечто похожее уже было в нашей стране 50-60 лет назад.
В 1960-ых – 1980-ых годах в СССР стала
знаменитой "семья Никитиных". Два педагога Борис и Лена Никитины
стали активно использовать методики раннего развития в своей семье и писать про
это книги.
За их авторством вышло около 20 книг (общим
тиражом более 7 млн. экземпляров) о том, как они воспитывают своих семерых
детей.
Реакция на воспитание "по Никитиным" была
разной - кто-то их ругал и критиковал, кто-то их хвалил и восхищался.
Их известность в СССР была такова, что,
наверное, каждый советский родитель слышал об их методике.
В чем заключался педагогический подход
Никитиных?
Основной акцент они делали на раннее развитие.
Начиная с двухлетнего возраста Никитины учили
своих детей читать, писать, считать в уме. Стены в их доме были увешаны
различными таблицами и географическими картами. Для этого же Борис Никитин
разработал много развивающих игр, о которых много писал в своих книгах.
Особое внимание Никитины уделяли физическому
развитию детей. В их доме было много тренажеров (по большей части самодельных)
на любой вкус и возраст.
В первый класс
дети Никитиных шли в 5 лет, а потом ещё перепрыгивали через классы. В
13-14 лет они заканчивали школу.
В то время никто не сомневался, что это -
будущие гении, вундеркинды, уникумы.
Однако...
прошло более 50 лет, сейчас дети Никитиных стали не только родителями, но и даже
дедушками и бабушками. И на примере их собственной судьбы уже можно сделать
вывод об эффективности методов раннего развития.
Посмотрим на то, кем стали дети Никитиных.
Алексей,
старший сын Никитиных, закончил педагогический институт по специальности
"учитель физики и астрономии", затем работал в фирме, выпускающей электронику.
Ему сейчас 60 лет, и живет он на родине своей жены - в Лондоне. У супругов двое
детей.
Вторым у Никитиных родился Антон, сегодня
ему 59 лет. Закончил химический факультет МГУ. Занимал руководящую должность в
производственной сфере. У Антона двое детей.
Ольга,
57 лет, закончила юридический факультет МГУ. Сделала неплохую карьеру - до
руководящей должности в юридической службе крупной компании. У Ольги две дочери.
Анне
Никитиной сегодня 55 лет. Она закончила медицинское училище и работала
несколько лет медсестрой, а потом ушла в логистику. У Анны четверо детей.
Юлия,
52 года. Закончила Московский институт культуры. Работает журналистом. Вырастила
двух дочерей.
Иван,
50 лет. Получил высшее образование в сфере радио- и телевещания. Воспитали с
супругой пятеро детей.
Любовь,
49 лет. Закончила библиотечный техникум. Работала всего 3 года, а затем стала
домохозяйкой. У Любови 10 детей.
Никто из них не стал великим ученым. Никто даже
кандидатскую диссертацию не защитил.
Причем две из семерых детей не получили и
высшего образования.
В целом, мы видим обычные среднестатистические
судьбы.
То, что детей учили читать, писать и считать с
двухлетнего возраста – никак не отразилось на их будущем, не сделало их гениями,
талантами и титанами мысли.
Ни один из детей не повторил опыт "метода
воспитания по Никитиным" со своими детьми, считая, что он
сказывается не лучшим образом на детской психике.
Дело в том, что сами дети Никитины
сталкивались с психологическими проблемами. Каждый из них вспоминает, что
было тяжело найти контакт с одноклассниками, которые были старше даже не на один
год. Кроме того, из-за перепрыгиваний через класс приходилось заново привыкать к
новому коллективу.
Очевидно, что методики раннего развития не
помогают вырастить из детей вундеркиндов.
Совершенно не понятно, зачем было с
самого раннего детства ежедневно нагружать детей чтением и письмом, сокращать
школьное обучение, да ещё и отдавать в первый класс с 5 лет, если в итоге их
дети пришли к тому же результату, что и среднестатистический выпускник
советской школы.
Вывод:
методики раннего развития не помогут вырастить вундеркинда.
Методики раннего развития изначально возникли не
для детей, а для родителей, которые хотели похвастаться своими "умненькими"
детьми, которые уже в 3 года читают, а в 5 лет идут в школу.
Эти методики не нужны детям, ведь они
отбирают у них детство.
Эти
методики нужны только раздутой родительской гордыне.