Сегодня начался Великий Пост. Многие люди, в том числе даже и не верующие,
начали поститься - т.е. отказываться от принятия животной пищи - от мяса,
молока, яиц (кстати, исторически пост подразумевает так же и отказ от сладких
продуктов питания - сахара, свеклы и моркови).
Не ошибусь, если предположу, что достаточно значительная часть постящихся
расценивает Великий Пост, как диетическую рекомендацию, полезную для здоровья и
похудения.
Многие полные люди специально ждут поста, рассчитывая посидеть 40 дней на
постном питании, и сбросить лишние килограммы. К сожалению, это ошибочная
стратегия. Постное питание - это питание высокоуглеводными продуктами, которые
как раз и способствуют набору веса.
Поэтому совершенно не удивительно, что некоторые священники, строго соблюдающие
все посты, имеют внушительные размеры талии и чрезмерно избыточный вес.
Нельзя подходить к Посту, как к диетической рекомендации. Суть Великого Поста
совершенно в другом.
Но сначала пара слов о том, как возник Великий Пост (по статье "О Великом Посте"
диакона Андрея Кураева).
Изначально Великий Пост предназначался не христианам, а язычникам. Постились
язычники - те язычники, которые хотели принять Крещение.
Это сейчас можно покреститься в любое время года, практически в любой день.
Раньше, во время зарождения и становления христианства (I-III
века), это было не так - крестили всего несколько раз в году, прежде всего на
Рождество и на Пасху. Причем крестили в основном только взрослых людей, которые
сознательно были готовы к этому поступку (это было опасное решение, древняя
Церковь в то время была притесняемой и преследуемой, христиан часто отлавливали
и казнили).
Вот тогда и появился Великий Пост - 40-дневное испытание, которое должен пройти
тот, кто хочет получить Крещение в Великую Субботу перед Пасхой. Т.е. Великий
Пост имеет исключительно миссионерское происхождение.
И здесь возникало одно психологическое противоречие.
Вот представьте, приехал к язычникам христианин-миссионер, начинает
проповедовать Евангелие, говорить о Христе. Его слышат, проникаются проповедью и
собираются креститься. Язычник начинает поститься, готовясь ко Крещению.
И миссионер, и постящиеся язычники живут рядом, в соседних домах, на глазах у
друг друга. Поэтому, если в этот момент сурового поста (а для язычника это по
сути духовный подвиг) миссионер начнет есть курочку, закусывая яичками и запивая
молочком, то он будет точно неправильно понят. Многие язычники могут
разочароваться в миссионере (а значит и в христианстве), чего миссионер не мог
допустить.
Поэтому миссионеры были вынуждены, чувствуя неудобство этой ситуации, сами
поститься в это время - ради язычников, которых они приводили в Церковь. И,
таким образом, Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной
среде как пост солидарности с язычниками, как часть миссионерского служения.
Но ни тогда, ни сейчас, пост не был диетологической рекомендаций.
После того, как Великий Пост вошел в церковную жизнь, он стал иметь два
практических значения.
Суть первого значения поста
хорошо выразил Иоанн Златоуст: "Обуздайте языки, отложите гнев и укротите
плоть".
Как мы видим, здесь нет ни слова о том, что и как, и в какой последовательности
нужно есть. Что еще раз подтверждает, что суть поста неправильно понимается
современным человеком.
О чем же говорит Иоанн Златоуст?
Переведем на современный язык его слова: хотя бы 40 дней не скандальте, 40 дней
не осуждайте своих ближних, на 40 дней успокойте свои неуемные и многообразные
желания.
Не в еде дело. Не в том, чтобы не есть мясное, а есть углеводное. Не в диете.
Как-то еще в советское время приходит к священнику женщина и спрашивает:
"Батюшка, вот я работаю в советском учреждении, и я там поститься не могу,
потому что в столовой там рыбный день только в четверг, всё скоромное, и я всё
время на глазах у своего начальника и парторга кушаю. Лишние вопросы будут, если
я буду поститься. Как мне быть, что есть-то?"
В ответ слышит: "Всё ешь. Людей не ешь".
Главное в Великом Посте - воздержание от каннибализма. Людей не ешьте: не
гневайтесь, не осуждайте, не раздражайте - это и будет истинный пост.
Поэтому, прежде чем начать ограничивать себя в мясе, лучше бы научиться "людей
не есть". А уж только потом отказываться от животных продуктов.
Суть второго значения поста
- финансовая. Святой Иоанн Златоуст так пояснял смысл второго значения поста:
"Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем
подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а
разницу отдай нищим".
Вот в этом была финансовая составляющая Великого поста - выделить средства на
то, чтобы помогать вдовам, инвалидам и беспризорным детям. Чтоб не просто самому
питаться, а чтобы за счёт Поста образовывались лишние деньги, которыми можно
было бы помочь нуждающимся.
Но разве многие в наше время задумываются о том, как бы сэкономить пару тысяч
рублей на мясе, и отдать эти деньги нищим? Нет, конечно.
Постный стол, в наше время получается ДАЖЕ ДОРОЖЕ скоромного мясного
питания.
А все дело в том, что постный стол - это ведь был растительно - рыбно - грибной
стол. В то время он был намного дешевле скоромного стола (молочно - мясо -
яичного).
Но в наше время ситуация изменилась на ровно противоположную. Мясо стоит
дешевле, чем рыба и морепродукты. Яйца - дешевле, чем грибы. Молочные продукты -
дешевле, чем свежие растительные продукты и свежезамороженные овощи и фрукты.
Сегодня по большей части утеряны две главные сути поста:
- главное в Посте - "не есть людей";
- разницу в стоимости продуктов отдать нищим и нуждающимся.
У большинства населения Пост превратился в 40-дневную диету.
Чрезвычайно вредную высокоуглеводную дорогую диету, лишенную какого-либо
воспитательного и оздоровительного смысла.
А без главного правила (научиться "не есть людей") пост быстро превращается в
муку и для самого человека, и для его близких. Голодный желудок становится
источником постоянного раздражения и беспокойства. И часто бывает так, что такой
постящийся человек становится жутко раздражительным и даже социально опасным. Он
терпит голодные спазмы в желудке, но не умеет контролировать свое раздражение,
не владеет своими эмоциями, позволяет раздражению своего желудка выливаться на
всех вокруг.
И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься. Не потому,
что человек не готов терпеть голод. А потому, что он не готов "не есть людей".
Цель Великого Поста не в том, чтобы поправить здоровье, похудеть, стать гибче и
стройнее.
Цель Великого Поста в том, что научиться не гневаться, не осуждать, не
раздражаться. А что Вы в это время едите - да какая разница?!
Человек, который начинает поститься (отказывать себе в мясе, яйцах и молоке)
прежде чем научится не гневаться, не осуждать, не раздражаться - просто сидит на
диете (достаточно вредной), которую по какому-то недоразумению он считает
"Великим Постом".
Великий Пост - это не диетические рекомендации, а 40-дневный мораторий на ругань
и разные патологические хотелки. Великий Пост - это 40-дневная тренировка
спокойствия.
Всегда, когда возникает раздражающая нас ситуация, есть такой момент, когда мы
можем выбрать - раздражаться или нет, скандалить или нет, кричать и ругаться или
нет. И надо просто научиться замечать этот момент и сознательно делать выбор в
пользу спокойствия и ровного настроения. 40 дней для тренировки этого навыка -
это вполне достаточный срок.
А питание я бы предложил и в эти дни (как и во все другие дни в течение года)
держать наиболее оптимальным для здоровья - дробным, с достаточным количеством
белка (в том числе животного), жиров, клетчатки (салатов, овощей, отрубей) и
супов.
Вот такой пост будет равно полезен, как полному, так и худому, как
православному, так и атеисту.
А резкие и частые перемены питания всегда шли не на пользу здоровью.
Еще М.В.Ломоносов писал о вреде диетологической составляющей Великого Поста
("начало весны, когда
все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю
зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с
водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в
нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают
болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще
могли пожить долее.").
Он ставил в укор священству то, что оно бездумно скопировало для холодного
климата России церковный устав, написанный для жителей теплых стран, где растут
финики и смоквы, а вино пьется в качестве укрепляющего организм напитка. Он даже
предлагал созвать вселенский Собор, который бы перенес Великий Пост на конец
весны - начало лета, когда потребление "новых
плодов земных, и свежих рыб, и благорастворенного воздуха" было бы
полезно для здоровья.
М.В.Ломоносов в трактате "О сохранении и размножении российского народа"
писал, что терпение Великого Поста неизбежно оборачивается последующим
перееданием после окончания поста: "Наконец
заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в
ушах и на языке, а в сердце какое Ему место, где житейскими желаниями и самые
малейшие скважины все наполнены.
Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как
из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают.
Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые
напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются
обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники".
Последствия этого переедания были многочисленными и печальными:
"Между тем бедный желудок, привыкнув через долгое
время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать тучные и сильные брашна
в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных
соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекается течение
крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает".
Количество умерших в дни этих после-постных перееданий было просто
катастрофическим. Их было так много, что Ломоносов видел в Великом Посте
основной источник демографических проблем современной ему России.
Мало что изменилось за прошедшие 250 лет. Да и не могло измениться. Любые
запреты приведут к обратному - возникнет неуемное желание поесть запретного, это
желание может вырасти до размеров небоскреба и совсем расшатать нервы. Типичный
результат такого поведения: человек начинает сильно нервничать, а значит и много
есть; в день окончания поста он как с цепи срывается и наедается от пуза именно
тем, что сам себе запрещал.
В итоге, он приобретает не только невроз, но и лишние килограммы.
Именно поэтому и нельзя сидеть на диетах, и именно поэтому после диет вес только
прибавляется, а нервы становятся взведенными, как пружина - чуть тронешь и
взрыв.
Поэтому ни в коем случае не превращайте пост в диету.
Это противоположные вещи. Диета портит нервы и губит здоровье, а настоящий пост
(я имею в виду навыки самоуспокоения) лечит нервы и избавляет от болезней.
*******
Промежуточные результаты прохождения курса "Похудение".
Письмо: Здравствуйте, Алексей! Направляю отчет за
предыдущую неделю.
07.04.2008г. 13.01.2009г. 28.02.2009г.
Вес 84,5 кг. 72,5 68,8
Обхват талии 95 см. 83,0 81,0
Обхват груди 116 см. 103,5 100,0
Обхват бедер 109 см. 99,0 99,0
Обхват пр/л руки 35см. 31,5 30,5
Обхват пр/л ноги 64см. 56,0 54,5
... Прошу выслать задание 2 недели 4 месяца курса похудения.
С уважением Людмила.
Комментарий: Процесс у Людмилы идет хорошо, суммарная потеря по весу -
более 15 кг, по сантиметрам - 14 см в талии. Пожелаем Людмиле удачи!
Письмо: Приветствую, Алексей! Высылаю результаты
4-ой и 5-ой недели 1 месяца...
Данные на начало курса
20.01.2009
Данные 5 недели на 25.02.2009
Вес
129
119
Обхват талии
127
118
Обхват груди
125
117
Обхват бедер
120
113
Обхват руки
43/42
39/40
Обхват ноги
73/73
66/67
С уважением, Максим.
Комментарий: Максим за месяц сбросил 10 кг лишнего веса.
Прекрасное начало процесса похудения. Так и будем продолжать. Пожелаем Максиму
дальнейших успехов!