Мы, как правило, сильно не дооцениваем влияние
мировоззрения на наше здоровье и тело.
Казалось бы, какая разница, во что мы верим или
не верим?
Все равно, чтобы быть здоровым надо правильно
питаться и заниматься физкультурой. Тогда и здоровье, и тело будут в порядке.
Кажется, при чем здесь мировоззрение?
Однако все не так просто.
И я хочу это продемонстрировать на реальной
истории целого народа - Древней Греции.
Верования древних греков были достаточно
пессимистичными. Как видно по поэмам Гомера, ничего хорошего человека не ожидает
от жизни за гробом. Олимп - доля богов, Для людей - Аид. Одиссей, проникнув в
Аид, видит безрадостную картину, "где мертвые только тени отшедших, лишенные
чувства, безжизненно реют".
По верованиям греков, олимпийские боги заняты
разборками между собой и поэтому в целом глубоко безразличны к людям.
Зевс же определяет жизни людей посредством
слепого жребия. Этот жребий, который не имеет ничего общего со справедливостью.
Поэтому даже героям "Илиады" их подвиги и героизм не приносит счастья. Над всем
один властелин - Зевс. Как хочет, так и вершит.
Но проблема воздаяния за грехи все-таки есть и
греков. По их верованиям за грехи отцов будут расплачиваться дети.
Именно это ощущение неразрывной связи поколений
и дает грекам ту надежду на будущее, ради которого и стоит поступать по совести,
по закону. "Доля завидная пасть в передних рядах ополчения, Родину-мать от
врагов оберегая в бою" - пишет спртанский поэт Тиртей.
Т.е. греки не боятся смерти, у них нет жажды
личного бессмертия, но есть вечность жизни, существующая через смену поколений.
А жизнь надо прожить так, чтобы и самому были приятно, и подвиг какой-нибудь
совершить. Поэтому в целом, Грецию раздирали постоянные междуусобные войны.
Но дипломаты того времени нашли выход из
положения. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории
которого находится Олимпия, добился того, что его государство было признано
нейтральным.
Отныне на территории этого государства,
учреждаются "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре
года". Это произошло в 884 году до н. э.
Так в Греции установился обычай, по которому
начиная с IX
века до н.э раз в четыре года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие
в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми
атлетами и славить богов.
Олимпийские игры стали событием
общенациональным, объединившим всю Грецию. Кроме того победы атлетов
приравнивались к подвигу, а это существенно способствовало распространению
культуры тела и здорового образа жизни.
Но в IV
веке до н.э. греческий философ Пифагор начал проповедовать идею реинкарнации -
идею переселения душ. Он заявил, что "душа совершает круг неизбежности, чредою
облекаясь то в одну, то в другую жизнь".
Это проповедь нового мировоззрения в итоге
погубило всю античную культуру, включая культуру тела.
Да, несомненные плюсы это учение несло. Теперь
вместо гомеровского пессимистического Аида, ожидающего всех людей в загробной
жизни, появился оптимизм возродиться в будущем, в новом теле.
Но философы того времени сразу увидели и минусы.
Многие из нас слышали знаменитую фразу
Гераклита: "Многознание уму не научает", но на самом деле эта фраза
звучала так: "Многознание уму не научает, а не то оно научило бы Гесиода и
Пифагора".
Минус этого учения в том, что из него следует
вывод "тело - это тюрьма для души". В теле душа отбывает наказание за
ранее совершенные преступления.
Но оптимизм будущего возрождения был сильнее и
постепенно большинство греков приняли это мировоззрение, а вместе с ним и
утверждение "тело - это тюрьма для души".
Это учение привело к появлению страха перед
телом, к отвращению к телу.
Утверждение "тело - тюрьма для души" и разрушило
все античное миросозерцание.
Для греков это было очень убедительное
выражение, поскольку тело - это "сома", а тюрьма, могильный знак - "сема". Это
даже звучит похоже : сома-сема; тело- могила.
По замечанию платоновского Сократа "тут уж ни
прибавить, ни убавить ни буквы".
Отныне, каждый благовоспитанный греческий
философ - это тот, кто стыдится своего тела; тот, чья душа жаждет оторваться от
тела побыстрее; тот, кто не дорожит этой жизнью. Поэтому так легко с ней
расстаются (вспомните платоновского Сократа).
"Плотин, философ нашего времени, казалось всегда
испытывал стыд от того, что жил в телесном облике" - пишет современник Плотина в
своих воспоминаниях.
После IV
века до н.э., после проповеди Пифагора, с точки зрения греческого философа, тело
становится отбросом.
Да, человек и человечество глубоко больно,
говорят они, но лечить тело не надо, надо лечить лучшую часть человека - душу.
Тело не надо лечить потому, что оно само по себе
- болезнь и от этой болезни душа должна избавиться путем ампутации, избавления
от тела. Тело - это могила, а могилу не лечат, от нее мечтают убежать.
Философы и поэты начинают называть тело
"болезнью", "смертью", "роком", "бременем", "неволей", "тюрьмой", "пыткой" для
души. Начинают с брезгливостью говорить о реальности пола и зачатия, и даже о
факте самого дыхания.
Да, они ненавидят тело, но они не идут в пустыню
и не предаются аскезе, потому что никакими постами даже и не надеются очистить
свою плоть.
Итак, мы видим странный факт - идея переселения
душ, принятая как основа мировоззрения ведет к страшному итогу: к ненависти
своего тела и к желанию побыстрее от него избавиться.
И это касается отнюдь не только древних греков.
Вот что пишет о своем опыте наш современник,
который очень серьезно увлекся модными сейчас восточными учениями и принял
близко к сердцу идею о переселении душ (реинкарнации):
"Однако и другие неординарные и для
меня очень странные влияния на моё сознание оказывали буддийские пути-дорожки.
Великой проницательной силой и даже
мощью обладают отдельные духовные идеи. Так я глубоко в себя принял идею
реинкарнации - будущего перерождения.
Всего лишь некая эфемерная,
воздушная, "маленькая", невидимая идейка, мыслишка, а что она начала творить в
моей душе!
Она на моём поле сознания стала
вспахивать и перепахивать прежние семена, посевы и ростки - мои прошлые
представления о жизни. Она стала формировать устойчивую установку, подкрепляемую
движением конкретных эманаций. Она вскоре превратилась в структуру, в дерево
сознания со множеством энергетических веток. Дерево росло и развивалось на моём
поле:
Я обрёл уверенность, что после
физической смерти снова возрождусь на земле, и это мне приносило: страдания:
Я перестал бояться смерти, я
стал бояться новой жизни!
Анализируя свою прошлую жизнь, я
пришёл к выводу, что, будучи устойчивым материалистом, я мог им так и прожить
всю свою скучную жизнь и не открыть для себя потрясающих тайн и возможностей
сознания.
Очень тяжёлый и плотный театральный
занавес майи, великой иллюзии, так и держал бы меня в своём плену. А слащавый и
обольстительный буддийский бог Мара, ухмылясь, всё продолжал бы и продолжал бы
развлекать и занимать меня страстями и отвлекать от истины. И то, что я однажды
приоткрыл завесу майи, могло быть чистой случайностью. Да и сколько нового,
удивительного я уже обрёл в своём духовном поиске!
В результате неясных мутаций
энергий сознания я обрёл драгоценную жизнь на Земле в драгоценном физическом
теле и воспользовался уникальным шансом, одним из миллионов возможностей
человеческой жизни!
Я обнаружил Учение!
Я так болезненно-долго обретал и
обрёл единственный и глубокий смысл! А теперь моя новая будущая реинкарнация
всё сотрёт, уничтожит и в моей новой жизни всё начнётся сначала!
Снова беспощадно закрутится старое,
ржавое буддийское колесо, перемалывая и тиская мою чувствительную душу.
Невыносимо! Не хочу!
Самые настоящие страдания начались
во мне в связи с очередной будущей потерей! Проклятая и безжалостная карма! Тебя
не умолить.
Реинкарнация: Я долго - неделями! -
болезненно нёс тяжёлую ношу обречённости на повторные страдания в липкой паутине
жизненной майи, пока они, наконец, постепенно не утихли и не сгладились."
(Странник, "Алмаз сознания", 2006).
Итак, идея многократного будущего рождения
приводит к потере страха смерти, но к приобретению страха жизни.
То же самое произошло и с греками на рубеже
между IV
веком до н.э. и III
веком н.э. Новое мировоззрение погубило Грецию, были отменены Олимпийские игры и
опять начались жестокие междуусобные войны, развалившие это государство на
части.
Но замечу, что мы сейчас этого страха жизни не
имеем.
Мы следим за своим телом, и отнюдь не считаем
его тюрьмой для души.
Я веду рассылку под названием "Школа своего
Тела", само название которой вызвало бы колики смеха у поздних греческих
философов, учивших, что тело - это болезнь и тюрьма. Учить ухаживать за свои
телом, по их мнению, так же бессмысленно и даже вредно, как вредно заключенному
самостоятельно и добровольно укреплять стены тюрьмы, в которой он сидит.
За одно такое название своей Школы меня бы на
улицах греческих полисов закидали камнями.
Но почему мы так изменились?
Что произошло в истории, что отменило
мировоззрение, погубившее греческую культуру?
Почему люди стали все-таки следить за телом?
Потому что появилось новое мировоззрение.
Появилось христианство.
Мы можем легко проследить моменты, которые
больше всего озлобляли греков в проповеди первых христиан, т.к. эти проповеди и
реакция на них изложены в Деяниях и входят в Библию.
Когда возмутились греческие философы проповедью
ап.Павла? Когда его слушатели взорвались возмущением и насмешками?
Тезис о том, что Бог Один - они восприняли
спокойно.
Тезис о том, что Бог будет судить мир - тоже
выслушали без гнева.
Но когда ап.Павел сказал, что Сын Божий воскрес
телесно, - вот это и вызвало скандал (см.: Деян. 17, 22-34).
Мысль о том, что Иисус Христос воскрес, т.е.
вернул Свою душу в Свое тело, представлялась им безумием. По мнению греческих
философов это все равно, что заключенному проделать дырку в стене тюремной
камеры, выбраться наружу, а потом вернуться назад в камеру и замуровать себя
заново.
После слов ап.Павла о том, что "тела ваши
суть храм живущего в вас Святого Духа", греки стали называть первых христиан
"филосарками" - "любителями плоти".
Потому что тело человека, по верованиям
христиан, имеет такую же ценность, как и душа, и при воскресении человек
предстанет перед Богом не теряя своей личности. Человек войдет в Вечность именно
в той телесной оболочке, которая у него есть, со всеми своими органами, плотью и
кровью. А это значит, что тело нужно хранить, беречь и лелеять.
Христианство вернуло людям уважение к
собственному телу.
Мы сейчас живем в стране христианской культуры.
Пусть мы в основном и не верующие, но христианская православная культура в целом
оставалась и остается основой нашего мировоззрения.
Именно поэтому мы занимаемся спортом, не думаем
брезгливо о том, что у нас есть тело, которое дышит, потеет или покрывается
мурашками, мы стремимся к здоровью и долголетию, радуемся жизни и не стыдимся
этого.
Не появись 20
веков назад христианство, сказавшее "тело - храм души", ничего этого бы
не было.
*******
Промежуточные
результаты курса "Похудение":
Письмо:
Алексей, здравствуйте!
Отчёт о прошедшей неделе:
Вначале
6.03.06
В конце второго месяца
30.04.06
21.05.06
Вес, кг
105
91
87
Обхват правой ноги
71
65
62
Обхват левой ноги
67
63
61
Обхват бёдер
123
115
113
Обхват талии
100
94
91
Обхват груди
115
108
105
Обхват плеч
114
111
110
Обхват правой руки
42
35
34
Обхват левой руки
42
35
33
На этой неделе в четверг трое
совершенно незнакомых людей, глядя на меня, сказали примерно одно и то же:
"Снимите это немедленно!", имея в виду мой костюм. Мой любимый костюм стал
совершенно неприлично болтаться на мне! Это радует!!!...
Кстати, в моём арсенале уже
накопилось очень много речёвок-"говорилок", причём чаще всего они рождаются под
ритмичный бег или махи ногами. К примеру, "Моя мечта сбывается - я стройная
красавица" вызывает такое внутреннее наслаждение!
Приступаю к освоению циклов
питания...
Всего Вам доброго, Алексей, и
спасибо за всё!
Татьяна.
Комментарий:
Вот уже
скоро будет 3 календарных месяца, как Татьяна занимается на курсе "Похудение".
За этот период она уменьшила массу тела почти на 20 кг. Это очень хороший
результат. Пожелаем Татьяне удачи!
Вопросы по липовой
(осиновой) золе (средство для борьбы с паразитами в
печени - лямблиоз, описторхоз) можно задать по
адресу -
zola_lipa@mail.ru (Дмитрий Костылев)