Игла от швейной машины, ложка, гнутая отвертка, старые паяльные трубки, – закрепить на деревянных брусках и соединить с ручным воздушным компрессором. Аэрограф готов. Подавать в запатентованном виде. Шеф-повар – Эбнер Пилер, ювелир-изобретатель из Айовы.
Рецепт «распределителя краски» 1878 года, со всеми правами на изобретение, через три с половиной года был куплен за $700 фирмой Charles & Liberty Walkup, под патронажем которой в 1883 году была основана компания Rockford Airbrush. Компания занялась усовершенствованием, производством и продвижением «воздушных кистей», открыла сначала небольшие классы для обучения людей пользованию новым художественным
инструментом, а в 1888 целую «школу искусств штата Иллинойс», – столь велико было число заинтересованных.
До 1920-х годов аэрография рука об руку шла вместе с фотографией. Диапазон от тонких четких линий до размытых очертаний делал эту технику по качеству схожей с фотоизображениями, что позволяло фотографам ретушировать, раскрашивать черно-белые снимки, или даже прибегать к имитации: добавлять новые детали или изменять фон. Плакаты, афиши, рекламные красотки, очень натурально подмигивавшие со страниц журналов, технические рисунки с фотографической точностью, иллюстрации к медицинским изданиям, наглядные пособия для медицинских учреждений, задача которых передать осязаемость, форму живой ткани. Фотографическая схожесть аэрографии с реальностью пережила и второй пик актуальности – в середине века, когда на авансцену изобразительного искусства вышел поп-реализм.
Вместе
с тем, в осязаемом мире предметов, заполняющих пространство нашего существования, аэрография шла самостоятельным путем. Унификация, конвейер, поточное производство, – к ХХ веку мир этот оказался заполненным инкубаторными штуками: от носовых платков до автомобилей. Хочешь выделяться, хочешь оригинальности или эксклюзивности – выход один: hand-made, и как самый доступный вариант – индивидуальное декорирование промышленных вещей. В 1905 году появились расписные Harley Davidson, через некоторое время пришла очередь автомобилей.
Сначала рисунки появились на гоночных машинах: помимо номеров и эмблем спонсоров, на кузов наносились изображения трофеев, завоеванных данным автомобилем или командой, специальные отметки о количестве побед в гонках, различные символы. Вскоре возможность раскрасить автомобиль под стать своей индивидуальности осознали и владельцы обыкновенных машин.
Первые такие автомобили появились в 20-х годах в США. Изначально это были простые двух-трех цветные стилизованные изображения факелов, летящих птиц, бегущих лошадей, – образы, и по сей день не утрачивающие популярности. Постепенно тематика и стилистика изменялись, техника усложнялась. В послевоенные годы спрос на машины-раскраски в Америке переживает существенный подъем. Но настоящий бум приходится на безудержные 60-70-е, с их всепроникающим лозунгом «free your mind», когда маргинальность была столь повальна, что граничила с обыденностью, и инаковость стала повседневностью. В зависимости от личных пристрастий владельцы пошарпанных авто рванули расписывать их во все, что приходило в их «раскрепощенные» головы: от простых семилистников или композиций из цветов, трав, голубей и пр. до сумасшедших, почти галлюциногенных, кислотных орнаментов. Каждый знал правду и
хотел донести ее до остальных, хотя бы и внешним видом своего «средства передвижения».
Европу волна авто-аэробрашинга захлестнула только в 80-е, до нас, как водится, добралась и того позже – в 90-е. Это и не удивительно: на заре постсоветского времени для того, чтобы выделяться из окружающих, достаточно было просто иметь автомобиль, а уж тем более автомобиль брэндовый. Потом иномарки стали ничуть не более приметны, чем рядовые запорожцы-вазы-волги, и самовыражение автовладельцев устремилось к другим горизонтам. Начиналось все с имитации: вместо реальной аэрографии машина обклеивалась наклейками, изображающими орлов, драконов, змей, акул, дельфинов, лошадей, хищников с псевдо-царапинами их когтей и пр. Потом пришло время анималистики: машины-леопарды, -зебры, -черепахи, – впрочем, поначалу изображения эти наносились кистью. Аэробрашинг ждал долго, потом кое-где в
гаражах стали появляться мастера, наносящие изображения по трафаретам с краскопульта.
Разумеется, аэробрашинг не менее подвержен моде, чем все окружающее нас пространство вещей. От агрессивно ярких и броских рисунков произошел переход к принципу соблюдения цветового баланса с общей окраской автомобиля, вписывания изображения в форму машины. К отдельному изображению лишь на одном из элементов машины: крыле, капоте, двери, – серьезно теперь никто не относится, ценится создание единого образа, изображен ли фантастический пейзаж, шкура животного, узор, напоминающий огонь, камни или другие природные явления, или репродукция известной картины. Дань тщеславию владельца – личные гербы или портреты хозяина или его возлюбленной/ого (бывает и портрет президента – расценивайте, как хотите). Животный и растительный мир популярности по-прежнему не теряют, и все же последняя тенденция
– дань побратимам татуировщикам, оставляющим клеймо индивидуальности на телах людей, а не их металлических товарищей, – биомеханика. Замысловатое переплетение шестеренок, механизмов, заклепок, металлических штырей с биоморфными элементами. Впрочем, желание заказчика – закон, случается, машины украшают русской фольклорной этникой с какими-нибудь расписными богатырями или, скажем, сценами по мотивам любимых фильмов, а то так и просто незамысловато-обнаженными манекенными красавицами. Вообще, художник – существо капризное, так что хороший тон со стороны заказчика – найти мастера, художественным способностям которого он доверяет, и сделать «свободный» заказ, т.е. обозначить тему, а дальше не вмешиваться.
Любопытно, что именно разработка или согласование рисунка могут занимать больше всего времени (вплоть до полугода), в то время как сама работа занимает
всего недели три, причем половина времени тратится на разборку, покрытие лаком, полировку и конечную сборку машины, и лишь остальное время – непосредственно на роспись.
Стоимость авто-аэрографии – понятие растяжимое. Надпись «от $300 за элемент» не говорит ровным счетом ничего: все зависит от сложности поставленной задачи и от того, во сколько автор оценивает свой труд, а принимая во внимание, что многие считают свою работу бесценной, верхняя планка вообще может теряться где-то за горизонтом (на питерском рынке известен, например, случай, когда владелец за свой LandCruiser-100 выложил $100 тысяч). С другой же стороны, бывает и так, что нанести рисунок на место царапины дешевле, чем перекрашивать элемент. В любом случае, радует одно – подарить индивидуальность своей машине, в Питере стоит в 2-3 раза дешевле, чем в Москве.
Если же у Вас нет необходимой суммы
на роспись автомобиля, или и самого автомобиля нет, имейте в виду: расписать можно все, что сделано из металла или пластика – холодильник, музыкальный центр, мобильник или, на худой конец, компьютерную мышку, – последняя, кстати, стоит всего $40.
Михаил Сафронов
30.09.2003
Смотрите полную афишу всех событий в городе на www.aktivist.ru
Рассылка информационно-развлекательного портала Санкт-Петербурга
АКТИВИСТ.РУ. Все события в городе на месяц вперед и рецензии на прошедшие
события. Все виды развлечений. Самая полная в сети афиша
кинотеатров и клубов, концертов и спортивных мероприятий. Репертуар
театров, концертных залов. Расписание концертов и выставок. Путеводители по
ресторанам и музеям. Информация о фирмах и организациях Санкт-Петербурга.
Рекоммендации и рецензии. Адреса, телефоны и цены.
Интернет-портал www.aktivist.ru является зарегистрированным электронным СМИ (свидетельство ЭлN77-4089 от 06.09.2000г.)
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции. Пишите нам: info@aktivist.ru
ООО "Активист-Медиа" , Санкт-Петербург, ул.Шамшева, 10
+7(812) 232-8947, www.aktivist.ru