Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересное по теме Спорта

  Все выпуски  

Интересное по теме Спорта


 Интересное по теме СПОРТа

Интересные новости, статьи, репортажи, интервью, фотографии по теме
СПОРТа

 

"Пахтакор" - 1979: не летайте самолётами "Аэрофлота".




Дата: 11 августа 1979 года

Официальная причина катастрофы: ошибка диспетчера
 
Факты: В небе над Днепродзержинском, на высоте 8400 метров, столкнулись Ту-134,  борт 65816, следовавший рейсом Ташкент - Гурьев - Донецк - Минск, и Ту-134 А, борт 65735, следовавший рейсом Челябинск - Воронеж - Кишинев. Второй рейс был обратным. На этот рейс по утверждению авиакомпании стюардессы отбирались из модельных агентств. (Научиться очаровывать красивых девушек можно в "Школе Казановы" на сайте www.yakazanova.ru) В первом самолете находилась делегация футбольной команды "Пахтакор", летевшая на очередной матч чемпионата СССР. Второй самолет был полон детей - они возвращались  после отдыха в пионерлагере. Точка пересечения бортов - 48 градусов северной широты и 38 градусов восточной долготы. Оба самолета после столкновения взорвались в воздухе.  
 
Кровавая жатва: Погибли все члены экипажа и пассажиры обоих авиарейсов. Общее количество жертв трагедии - 178 человек. Более 100 детей. 17 членов команды "Пахтакор".

К тому времени: "Пахтакор" с новым составом провел один сезон в Высшей лиге Чемпионата СССР, сумев взобраться из Первой, - в трудном соперничестве с московским "Спартаком", минским "Динамо" и симферопольской "Таврией". Команда не страшилась авторитетов, обладала отличным бойцовским духом и могла стать одним из главных  открытий Чемпионата СССР.

"Пахтакор" имел один из сильнейших составов в своей истории. Главными звездами этой команды были полузащитник Михаил Ан, игравший в олимпийской сборной Советского Союза и один из сильнейших форвардов страны второй половины семидесятых - Владимир Федоров, 17 раз надевавший майку сборной СССР. Как бы дальше сложилась футбольная судьба этих талантливых футболистов, увы, неизвестно.

11 августа, в 13 часов, 35 минут и 38 секунд самолет с футболистами узбекской команды столкнулся в воздухе с другим летательным аппаратом. "Ту", следовавший из Кишинева в Челябинск, вез на своем борту детей, в том числе и нескольких победителей всесоюзных школьных олимпиад, отдыхавших в лагере "Артек". Тишину неба над  Днепродзержинском разорвал страшной силы взрыв. Молдавский самолет врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение, и сразу же взорвался. Обломки  этого лайнера находили в радиусе 20 километров. Минский самолет тоже потряс взрыв, но, несмотря на ужасные повреждения и полную разгерметизацию, он еще некоторое время планировал в воздухе. На высоте 4 с половиной тысячи метров, после взрыва одного из двигателей, повреждения стали несовместимыми с дальнейшим полетом. Самолет вошел в крутое пике и разбился в районе деревни Елизаветовка.

"Дело о двух самолетах" расследовало КГБ, под грифом "совершенно секретно". В СССР о трагедии стало известно лишь неделю спустя - факт столкновения самолетов всячески скрывался, и  всплыл на поверхность лишь тогда, когда утаивать информацию не было совершенно никакой возможности.  

Как оказалось впоследствии, виной катастрофы стала ошибка харьковских диспетчеров, давших неправильную команду. Старший диспетчер получил 15 лет тюрьмы, и чудом избежал расстрела. Молодой, 21-летний практикант, допустивший роковую ошибку в эфире, не смог вынести тяжелого психологического груза. Через несколько дней после аварии парень повесился, невольно став 179-ой жертвой трагедии, которая произошла по его вине.

"Пахтакор" включился в национальный чемпионат в конце августа 1979 года. Команда состояла из игроков дубля, а также футболистов различных коллективов, решивших  примкнуть к узбекскому клубу по зову сердца. В 1984 году "Пахтакор" опустился в Первую лигу.      
 

Замбия - 1993: смерть в океане  

Дата: 27 апреля 1993 года

Официальная причина катастрофы: не установлена до сих пор. Многие склонны считать, что виной всему - техническая неисправность в системе охлаждения двигателей   самолета.

Факты: Пассажирский лайнер, летевший из Замбии в Сенегал, сбился с курса после того, как из строя вышли сразу два двигателя. Потерявший управление летательный аппарат взорвался в воздухе и упал в Атлантический океан близ Либревиля - столицы Габона.    

Кровавая жатва: Точное количество погибших не установлено до сих пор. Известно, что погибли 28 человек, входивших в делегацию сборной Замбии по футболу. Среди них насчитывалось 18 футболистов национальной сборной.

К тому времени: Замбия, однозначно, обладала лучшей командой в своей футбольной  истории. Она считалась одной из самых сильных и перспективных команд на Черном континенте. 

Потрясающая сборная Замбии летела на отборочный матч к Чемпионату мира - 1994. Команда была сильнейшей в Африке, и, главным образом, строилась на основе  знаменитой олимпийской сборной Замбии по футболу 1988 года выпуска. На Олимпиаде в Сеуле африканцы сотворили одну из самых больших сенсаций - выбили из турнира традиционно сильных итальянцев. Ярчайшей звездой сборной являлся нападающий  Калуша Бвалия, тот самый, который сотворил хет-трик в ворота "Скуадры Адзурры" на Сеульской Олимпиаде. Он играл в составе голландского ПСВ "Эйндховен", поэтому, как и еще четверо легионеров сборной Замбии, летел на матч против Сенегала самостоятельно, из Европы. 18 футболистов сборной, заигранных в Чемпионате Замбии, вылетали из родной страны. В столице Габона - либревильском аэропорту "Леон Мба",  самолет совершил дозаправку, после чего поднялся в воздух.

Через 10 минут многочисленные рыбаки, бороздившие на небольших суденышках Атлантический океан близ побережья Габона, стали свидетелями страшного зрелища, разворачивающегося в воздухе. Громадный самолет явно потерял управление: сначала он "нырнул" в одну сторону, потом - в другую, после чего вошел в пике и ринулся вниз. Раздался взрыв, и вскоре объятая огнем машина, лишившаяся в воздухе хвоста и правого крыла, упала в воду.

Трагедия стала страшным ударом для Замбии - в стране, бредившей футболом, был объявлен национальный траур. Новая национальная сборная, на Кубке Африки 1994 года каждый свой матч посвящавшая умершим футболистам, на фоне непередаваемого психологического и эмоционального выплеска заняла второе место. А вот на Чемпионат мира - 1994 она так и не попала.              

Другие крупные авиакатастрофы, унесшие жизни футболистов:  

 - 1960. Дания. При посадке в копенгагенском аэропорту "Каструп", неисправное шасси и отказ одного из двигателей стали причиной трагедии - самолет, на борту которого находилась вторая сборная Дании, на огромной скорости  врезался в посадочную полосу. Погиб экипаж, все пассажиры, а также несколько людей, входящих в технический арсенал "Каструпа". Последние были убиты  разлетевшимися стальными фрагментами самолета.  

- 1961. Чили. Из-за ужасных погодных условий, самолет, перевозивший местную команду "Грин Кросс", врезался в гору Лос-Ластимас и взорвался, унеся жизни экипажа и футбольной делегации, состоявшей из 24 человек. Футболисты летели из Сантьяго в городок Осорно, на матч Кубка Чили.

- 1969. Боливия. Самолет, на борту которого находились футболисты самой популярной футбольной команды страны - клуба "Стронгест", врезался в горную гряду в Андах. Взрыв унес жизни 19 игроков и руководителей лучшего клуба Боливии.

- 1987. Перу. В воздухе погибли футболисты "Альянсы" - чемпиона страны, летевшие в Лиму после очередного матча национального первенства. Уже подлетавший к столице Перу самолет сотрясли 4 необъяснимых взрыва. Взрывающаяся в воздухе стальная машина рухнула в Перуанский залив в 6 километрах от Лимы. Обломки самолета и тела умерших найти не удалось, но известно, что на борту находилось 43 человека.  Эта трагедия, увы, стала и причиной смерти двух престарелых болельщиков "Альянсы", которые решили встретить команду в аэропорту. Увидев яркое зарево взрыва в небе, один из них скончался от сердечного приступа на месте. Другой умер по пути в местный пункт скорой помощи - сердце не выдержало известия о гибели любимой команды, и остановилось.   

"Медиагруппа Эрика Королева"

EricKorolev@gmail.com

Бесплатные электронные периодические издания медиагруппы:

 Список No1
 Список No2


В избранное