Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гунфу как мастерство Жизни

  Все выпуски  

Гунфу как мастерство Жизни Какие бывают ученики


PreScriptum Недавно я писал об учениках, одни из которых порадовал, другой огорчил. И вот, нашёл на просторах Интернета статью, которую посвящаю всем инструкторам:

 

КАКИЕ БЫВАЮТ УЧЕНИКИ ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОТИПОВ

Авторы: Александр Камышов, Наталья Кияченко

Все такие разные, один я одинаковый! сетовал мой давний знакомый, без особого успеха ища свое место в бесконечном разнообразии мира. Если вы когда-нибудь пытались преподавать какой угодно вид единоборств, вам должно быть понятна его растерянность.

Люди приходят, уходят, возвращаются, и каждый от вас чего-то ждет. Конечно, можно не дрогнувшей рукой взять и постричь всех под одну гребенку выстроить в ряд, дать задание, и пусть делают. Но почему бы не подвести все это месиво человеческих характеров, темпераментов, а то и просто заскоков под определенную систему?

Присмотревшись, нетрудно вычленить из массы поклонников воинских искусств несколько вполне узнаваемых категорий. Зная повадки и потребности каждого типа, можно оптимизировать процесс обучения и избежать многих проблем. Самим обучающимся подобные знания тоже были бы полезны хотя бы для того, чтобы знать, кого можно бить, а кто сам вас ударит.

Итак, вот примерный список категорий (разумеется, далеко не исчерпывающий) с кратким описанием и рекомендациями. Он составлен учеником (кстати, типичным Отличником, см. далее) и дополнен комментариями инструктора.

Наставник Этот человек, как правило, уже где-то чему-то учился. Если нет значит, быстро научится прямо сейчас, по ходу дела. Но почти наверняка у него будет весьма узкая специализация, его царство, и тайное нежелание идти вширь. Итак, ваш будущий добровольно-принудительный Наставник (1) обожает что-то делать хорошо, (2) терпеть не может что-то, ну хоть что-нибудь, делать плохо и (3) совершенно не переносит, если хорошо получается у вас.

Однако он человек интеллигентный и, безусловно, не станет грубо бить вас в морду, чтобы доказать свое превосходство. Но зачем-то сообщит, что в муай-тай круговой удар ногой бьется таким образом, что блок, который было велено отрабатывать, вам не поможет. В ответ на ваше робкое замечание, что здесь не муай-тай, что это формальное упражнение и почему бы не атаковать так, как велено, буркнет: Делаем, как умеем и обидится. Вы предложили сменить руку? Оскорбленно согласится (что это ты тут раскомандовался?).

Вы исполнили прием неважно? Сразу же поставит вам это на вид, начнет поправлять, объяснять и показывать, поглядывая на вас со снисходительной жалостью.

У вас получается лучше, чем у него? Задергается, начнет глухо чертыхаться, хмыкать: Подумаешь! Не вышло и ладно и постарается хоть немного вас обломать, высказав недоумение по поводу вашей странной позы, передразнив перемещение или что-то еще.

Инструктора Наставник особым авторитетом для себя не считает, но когда тот подойдет к вашей паре взглянуть, как идут дела, моментально примажется, ставя себя на одну доску с ним. Например, прокомментирует: Вот, сейчас он у меня отрабатывает то-то и то-то, уже начинает немножечко получаться или удрученно обронит по поводу новичка, впервые в жизни оказавшегося в зале: Ну что я могу сказать? Надо ставить удар.

Хочет ли он действительно чему-то научиться? Трудно сказать. Такому человеку тяжело раз за разом преодолевать свою неуверенность, делая то, что не получается. Поэтому он часто меняет инструкторов, школы, стили, всякий раз принося с собой свою узкую специализацию как правило, еще из самого первого зала как штанишки, из которых давно пора вырасти.

Узость, зашоренность, негибкость его главные враги. Он просто не хочет соваться в новое, неизведанное и потому грозящее его самооценке, а значит, будет тайно или явно, осознанно или неосознанно поругивать то, что ему пытаются сейчас преподать, и саботировать рекомендации.

Неудивительно, что в глубине души он предпочитает соперников, которые кажутся ему слабыми подростков, новичков, женщин чтобы их можно было поучать.

Что делать, если вы оказались с ним в паре? В общем-то, радоваться: вам почти повезло. Главное, не бить по больному: Ты-то кто такой? Нечего меня учить, а хочешь учить, сдай квалификацию и собери собственную группу!

Этот человек, может быть, и будет вам полезен. Его главное желание убедить, прежде всего, себя, а следом и других, что он чего-то стоит; его главная страсть учить. Учитесь! Вам дают? Берите с благодарностью, тем более что это совершенно бесплатно. В конце концов, сам Наставник платит инструктору за возможность поучать ничтожных неофитов вроде вас.

Работайте спокойно и сосредоточенно, с чувством доброжелательного внимания в качестве легкого фона, а в паузах посылайте ему вербальные и невербальные сигналы из роли Ученика.

Продемонстрируйте желание учиться, поблагодарите, признайте его вклад в ваше воспитание, причем будьте искренни у него действительно есть что взять! Вы многократно окажетесь в выигрыше: (1) кое-чему научитесь; (2) избавите его от груза настороженности, что избавит вас от чрезмерной резкости его движений и речей; (3) осчастливите хорошего человека, подсадив его на наркотик наставничества и получив возможность отчасти им манипулировать.

Разумеется, речь идет о вполне невинных манипуляциях исключительно в интересах дела благородного дела обучения вас, любимого, избранному искусству. Ведь что бы вы ему ни транслировали, вы-то знаете, кто ваш инструктор, он же хозяин в этом зале. Наставник должен быть один у семи нянек дитя без глаза. Помните об этом и (мягко, незаметно!) не позволяйте самозванцу произвольно рулить вашим учебным процессом.

Комментарий. Гораздо хуже, когда Наставник не себя ставит на одну доску с инструктором, а именно вас, инструктора, ставит на одну доску с собой, т.е. заранее воспринимает себя, по меньшей мере, на равных с вами. И если Резонер (см. ниже) просто искренне сомневается в правильности того или иного задания, то Наставник еще и настойчиво предлагает собственное понимание другим. И если эти другие, чувствуя его превосходство, начинают делать, как он не пора ли напомнить самому умному, что он все же пришел сюда учиться? В то же время, если Наставнику удалось-таки проникнуться к вам уважением, именно из него может получиться совсем неплохой помощник. Отстаивая свою точку зрения то есть, делая по-своему, привычным способом Наставник, к сожалению, фактически отбрасывает предлагаемые знания и, получив поверхностное представление о школе, вполне может перебраться в следующий по счету клуб.

Победитель Признаки, по которым нетрудно опознать Победителя, бросаются в глаза и не зависят от пола и возраста. Он входит в зал молча, печатая шаг, глядит мрачно, здоровается отрывисто. У него лицо человека, который прямо сейчас готов всех порвать. Если это мужчина, вы, возможно, захотите спросить у сотоварищей, давно ли он вышел из мест заключения. Если девушка скольких спарринг-партнеров она уже убила, пожрав печень. Но вполне возможно, что этот человек мучается комплексом неполноценности — подчас на совершенно ничтожной, для стороннего взгляда, почве вроде маленького роста, цвета волос, наличия очков или половой принадлежности и пришел сюда самоутверждаться.

Все это вовсе не значит, что перед вами отморозок. Победителей исправно поставляют в мир как раз социально благополучные слои населения. Это может быть, скажем, малоуспешный инженер, какой-нибудь мхом поросший младший научный сотрудник, бывший романтик-восьмидесятник, турист-байдарочник, адепт йоги и всевозможной эзотерики.

Он зачастую неплохо развит физически, но чрезвычайно непластичен, поскольку годами живет в состоянии прив


В избранное