Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гунфу как мастерство Жизни

  Все выпуски  

Гунфу как мастерство Жизни Цикл У-Син


Выпуск 076

Архив здесь

Виртуальный (Дистанционный) курс

 

ГУНФУ как МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ

26.12.2008

 краткий курс по основам даосской философии

 

Цикл У-Син

web-версия

Категорию У СИН обычно переводят на русский язык как "пять стихий", или даже как "пять первоэлементов". Весьма условным является первый вариант, и уж совершенно неправильным будет считать, что древние китайцы видели в основе мироздания У СИН.

Основное словарное значение иероглифа СИН - глагольное, функциональное. Если говорить ещё точнее, то иероглиф СИН имеет двигательное значение (двигаться, перемещаться, действовать, осуществлять, применять, шаг, шагать). Иероглиф У имеет однозначное "числительное" значение (5). Тогда буквальное значение выражения У СИН будет означать: Пять перемещают, Пять осуществляют, Пять двигают, Пять шагов, Пять шагают. В традиционной китайской философии эта "пятёрка" обозначена символами: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода.

Естественным кажется стремление европейцев обозначить эти категории одним обобщающим словом п е р в о э л е м е н т ы, тем более что часть этих понятий действительно являлась первоэлементами в теориях некоторых древнегреческих философов. На самом деле ни Дерево, ни Огонь, ни Земля (!), ни Металл, ни Вода никогда в китайской философии не трактовались как первокирпичики мироздания.

Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "огнем", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. Таким образом, У-Син — не только "пять стихий", но и "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов".

Считалось, что космос постоянно проецирует на Землю Ци-энергию, качественные характеристики которой цикличны. Весной - это Ци Дерева, летом - Ци Огня, в сезон "лето роста" - Ци Земли, Осенью - Ци Металла и зимой - Ци Воды.

В то же время, каждое из этих Ци имело собственные качественные характеристики: для Ци Дерева - это Ветер, для Ци Огня - это Жара, для Ци Земли - Влажность, для Ци Металла - Сухость и для Ци Воды - Холод.

В таком случае, Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода должны пониматься как циклические параметры Ци-энергии на определённых этапах её циклической эволюции. Иначе говоря, У СИН - это фазы циклической эволюции Ци.

Так что мы не вправе называть категорию "син" первоэлементом, тогда каким же русским словом обозначить эту категорию. Выше уже говорилось, что вариант "стихия" также является весьма условным, так как природная "стихийность" лишь один из многочисленных аспектов проявления данной категории.

Мы также выяснили, что "пять перемещений" представляют собой временные циклические характеристики какого-либо процесса (фазы), однако учитывая громоздкость этого выражения и необходимость постоянного его употребления, от этого варианта приходится отказаться.

С другой стороны, выражение с т и х и я уже весьма прочно укоренилось в русской синологической литературе, само по себе оно является наиболее нейтральным по своему значению, и именно поэтому в дальнейшем здесь будет использован именно этот термин для передачи значения "син".

По концепции У-Син к пяти стихиям отнесены не только органы и структуры человеческого тела, но и многое другое, опять же основываясь на схожести проявлений характера. Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде как веществам. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Например, характер «Металла» – ясность, чистота и хрупкость. К элементу «Металл» отнесены по этому принципу легкие. Характер «Воды» – текучесть, холод, замирание. Вещи и явления, обладающие таким характером, отнесены к этому элементу.

В китайской философии считается, что любой процесс в конечном счёте цикличен. Иначе говоря, всё имеющее начало, имеет свой закономерный конец (предпоследняя,63 гексаграмма "Книги перемен" называется "Уже конец", а последняя, 64 гексаграмма - "Ещё не конец"). Всякий циклический процесс по канонам китайской традиции имеет 5 фаз, каждая из которых соотносится с одной из стихий.

Древние китайцы были прагматиками. Всё мироздание они рассматривали в применении к человеку. Существует Небо, существует его антипод - Земля, а между ними существует Человек, соединяюший двух этих антиподов (так просто и эффектно древние китайцы ответили на вопрос о смысле человеческого бытия). Во всех этих трёх сферах мироздания постоянно протекают различные процессы, причём процессы происходящие в одной сфере непременно отражаются и на процессах происходящих в других сферах. Всё взаимосвязано. Эти закономерности отражены в схеме, которая в китайской философии носит название "Таблица соответствия пяти фаз различных процессов Неба, Земли и Человека пяти стихиям".

Таблица 1
Соответствия пяти фаз различных процессов
Неба, Земли и Человека пяти стихий
 

 

стихии

ДЕРЕВО

ОГОНЬ

ЗЕМЛЯ

МЕТАЛЛ

ВОДА

ф а з ы

Н


Е


Б


О

планет

Юпитер

Марс

Сатурн

Венера

Меркурий

дворцов

восток

юг

центр

запад

север

цифр

8

7

5

6

9

тонов

цзяо
фа-диез
 

чжи
ля

гун
Ре

шань
ми

юй
Си

цветов

зелёный
синий
 

красный

жёлтый

белый

чёрный

Ци-энергий

Ветер

Жара

Влажность

Сухость

Холод

качеств
Ци-энергии

проник-
новение
 

распро-
странение
 

насыщение

очищение

застыва-
ние

 

 

стихии

ДЕРЕВО

ОГОНЬ

ЗЕМЛЯ

МЕТАЛЛ

ВОДА

ф а з ы

З


Е


М


Л


Я

эволюции

возбужде- ние

разогрев

излияние

сжатие

замерза- ние

качеств
Ци-энергии

тепло

зной

неподвиж- ность

прохлада

мороз

сезонов роста

весна

лето

лето

осень

зима

развития организмов

рождение

рост

трансфор- мация

созрева- ние

хранение

стихийных бедствий

заморозки

засуха

наводне- ния

ранние холода

лютые морозы

запаха тлетворн. (прели)

острый (мочи)

едкий (жжёного)

душистый

летучий (рыбы)

 

вкуса

кислый

горький

сладкий

острый

солёный

минералов

медная синь

киноварь

аури-пигмент

квасцы

магнетит

злаков

пшеница

клейкое просо

гаолян

рис

бобы

плодов

слива

абрикос

жужуб

персик

каштан

съедобных частей

ядро

каналы -сосуды

мякоть

кожура

сок

типов существ

покрытые шерстью

покрытые перьями

голые

покрытые панцирем

покрытые чешуёй

домашних животных

петух (собака)

баран

бык

лошадь

кабан

 

 

стихии

ДЕРЕВО

ОГОНЬ

ЗЕМЛЯ

МЕТАЛЛ

ВОДА

ф а з ы

Ч


Е


Л


О


В


Е


К

органов-
хранилищ

печень

сердце

селезёнка

лёгкие

почки

полых
органов
 

желчный
пузырь

тонкая
кишка

желудок

толстая
кишка

моч.пуз.,
3 обогрев

"душ"

Хунь

Шэнь

И

По

Чжи

чиновников

глаза

язык

рот

нос

уши

эмоций
 

гнев

радость

сосредо-
точение

печаль

страх

чрезмерностей

болтли-
вость

бесцере-
монность

обжорство

глупость

тупость

болезненных
звуков
 

 

 

 

 

 

эмоциональных
звуков

крик
(выдох)

смех

пение
 

плач

стон
(вдох)

"соков"

cлёзы

пот

слюна

слизь

гной

"цветков"

ногти

лицо

губы

опушение кожи

волосы
головы

консистенции

сухожилия

сосуды

мышцы

кожа

кости

пульса

натянутый

искажён-
ный

перемен-
ный

дрожащий


массивный

управления

рассредо-
точение

просве-
щение

умиротво-
творение

примене-
ние силы

строгие
законы

 

Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., "У Син" образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков "у син", связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами.

Существует два основных закона пяти стихий. Это закон взаимостимулирования пяти стихий и закон взаимоподавления пяти стихий. Известны различные варианты графического изображения двух этих законов, но наиболее распространённым является "звёздный" вариант.

Цикл У-СинСтрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности. Иначе говоря, каждый элемент побуждаем предыдущим и что–то получает от него. Например, «Огонь» побуждает «Землю» и что–то ей отдает, кроме того, сам побуждается и получает что–то от «Дерева». На этом основана концепция «Мать–Сын». Смысл этой концепции заключается в следующем. «Сын» постоянно получает что–то от «Матери» и забирает у нее избыток (осуществляет контроль избытка). Каждый элемент является «Сыном» по отношению к предыдущему и «Матерью» для последующего. Например, элемент «Вода» является «Сыном» для «Металла» и «Матерью» для «Дерева». «Земля» – это «Мать» для «Металла» и одновременно «Сын» для «Огня». В традиционной китайской медицине это правило использовалось с практической целью. Правило сводилось к следующим принципам. Если у «Матери» наблюдается избыток чего–либо и это мешает ей, образно говоря, жить, то надо ослабить «Сына». Ослабленный «Сын» заберет у «Матери» избыток, так как контролирует его. Обратный пример. Если недостаток у «Сына», то надо восполнять «Мать». Тогда «крепкая» «Мать» сможет вскормить своего «Сына». Собственно, как и в жизни.

Связи между элементами внутри круга и обозначенные пунктирными стрелками, являются контролирующими. То есть каждый элемент ответственен за контроль (угнетение функции) другого элемента. Очередность контроля выглядит так: «Дерево» взрыхляет «Землю», «Земля» преграждает путь «Воде», «Вода» тушит «Огонь», «Огонь» плавит «Металл», «Металл» режет «Дерево».

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в различных областях повседневной жизни. Так, концепция У-Син нашла применение в клинической практике в качестве средства диагностики и выбора методов лечения на основе вкуса и/или цвета трав и минералов, а также на соответствии энергетических каналов и точек акупунктуры той или иной стихии с учетом времени года. У-Син широко применяется в Фэн-Шуй и в Боевых Искусствах.

Так, например, каждое из фундаментальных движений в Тайцзи-цюане представляет один из Пяти Элементов. Шаг вперед ассоциируется с металлом, отход - с деревом, взгляд влево - с водой, взгляд вправо - с огнем, а центральное равновесие связано с землей.

В СинъИ-цюань существует пять основных действий, которые отождествляются с каждой из пяти стихий. В них выражаться ключевые принципы Синъ И, и проявиться каждый из них может только опираясь на остальные.

Металл – соответствует круговому рубящему усилию. Называется пи-цюань. ( пи - рубить).

Дерево соответствует прямому удару кулаком – бэн цюань. Вместе с пи цюань они представляют пару противоположностей и являются двумя самыми явными первопринципами. Бэн цюань – пробивающий удар.

Вода соответствует сверлящему или буравящему удару кулаком - цзуань цуань. Вода просачивающаяся в любую щель соответствует ввинчивающемуся усилию.

Огонь вместе с Водой составляют вторую пару противоположностей и имеют изменчивую структуру. Огонь соответствует усилию взрыва и выражает скорей не конкретным приемом - Пао цюань (пушечный удар), а типом усилия которое относиться к общим принципам стиля когда боец движется во взрывной манере.

Земля – основной принцип обьединяющий четыре остальных. Реализуеться движением Хэн цюань.Технически хэн цюань – поперечный удар.

 

Post Scriptum

1. Новогодняя акция!!!

В ознаменование предстоящего Нового Года и грядущих народных гуляний с целью внести свою лепту в создание праздничного настрою решено сделать нижеследующее:

Те, кто до 28 декабря закажет любой из видеокурсов, а именно:

- Видеокурс «Форсированное овладение иностранными языками»;

- Видеокурс «Эффективные психотехники. Часть 1» -

получат два отменных бонуса!

Бонус Первый – книга «Как легко учиться и сдавать экзамены» в электронном виде. Скажу, что книга давно разошлась в бумажном варианте и стала библиографической редкостью. Автор получает благодарственные письма за сей опус до сих пор.

Бонус Второй – музыкальная программа «Энергия Мозга». Тоже хорошая штука, без усилий (о, вот оно!) позволяет повысить продуктивность интеллектуального труда.

Ну, и ещё нюанс – оплатить заказ нужно в течение трех дней после заказа. В крайнем случае, в течение трёх дней после завершения акции.

2.  Вы также можете изучить любой иностранный язык по методу "ИнязСпорт" обратившись в Центр языковых технологий  

 

а также я предлагаю вам бесплатные электронные книги:

1.  Подлинное Гунфу - первые выпуски нашего Дистанционного курса

2.  ТокиПона - язык, который можно выучить за 4 часа! - Докажите себе, что вы гений! :-)

3.  Оружие геноцида -  в которой вы узнаете, как алкоголь разрушает мозг, губит тело, выжигает душу. Если уж умирать, так за Родину, а не из-за пьянства!!!

4. Легкий способ бросить курить - курение - это удовольствие для бедных... так что бросайте. Кстати, после анонса в предыдущем выпуске эту книгу скачали аж 10 человек. Неужели больше никто не курит? Хотелось бы верить :-)

 

и немножко позитива:

- Палец кунгфу - фокус, как пальцем "проткнуть" металлическую пробку. - Удиви своих друзей! Кстати, если вы любите карточные фокусы, предлагаю вам видеокурс "Декоративное Манипулирование Картами" - научитесь ловко жонглировать и даже "стрелять" картами.

- Короткий видеоролик, как изящно сложить футболку буквально одним движением (оригами, однако :-) )

- От улыбки станет всем светлей - коллекция улыбок :-)))))) (если у вас есть другие улыбки - пришлите ссылки)

 

С искренним уважением, Алексей Иванов.
E-mail: masterdao#mail.ru  #-->@

Сайт: http://www.inwardkungfu.com


В избранное