Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Альпинисты Северной столицы

  Все выпуски  

Альпинисты Северной столицы


Альпинисты Северной столицы. Выпуск  510 

Анонсы публикаций
(по состоянию на 29.09.2012 г.)

АЛЬПИНИЗМ НА ДОНУ. А. Погорелов. История альпинизма на Дону берёт свое начало с 1929 года. В тот год иностранные специалисты, строящие завод «Ростсельмаш», вместе с молодыми рабочими завода поднялись на вершину Казбек. В числе восходителей был Николай Лавренко, ставший в последствии МС СССР. С его именем связано становление Донского альпинизма...

Попова Ия Алексеевна (02.01.1932) – Ташкент-СПб. Родилась в городе Курске, в семье военнослужащего. Училась в школах разных городов – переводы отца по роду службы. Окончила среднюю школу в Ташкенте в 1949, в том же году поступила на химфак Ташкентского Государственного Университета (ТашГУ), который окончила в 1955...

Садовский Богдан Феодосиевич (23.12.1926) – Киев-Москва. Родился в Киеве, отец – профессор, зав. кафедрой химии в университете, мать – врач. В годы войны жил в эвакуации в Татарии. В 1943 трагически потерял отца, мать и старшего брата. Получив среднее образование, поступил в Харьковский авиационный институт в Казани...

Горы. Люди. Жизнь. Попова И. Эта статья обращена к тем, кто сегодня тренирует и растит из молодых людей спортсменов-альпинистов. А также, я надеюсь, что что-то полезное и интересное для себя узнают и эти будущие альпинисты. Да и мы сами вспомним нашу молодость. Рассказать я хочу о секции альпинизма Ташкентского Областного Совета (Ташоблсовет)...

Читайте: Эверест, Публикации по 25 и ВСЕ, Персоналии по буквам и ВСЕ, Ленинградцы - Чемпионы СССР, Для туристов

Горы. Люди. Жизнь.

Попова Ия Алексеевна – МС СССР

 

Эта статья обращена к тем, кто сегодня тренирует и растит из молодых людей спортсменов-альпинистов. А также, я надеюсь, что что-то полезное и интересное для себя узнают и эти будущие альпинисты. Да и мы сами вспомним нашу молодость.

Рассказать я хочу о секции альпинизма Ташкентского Областного Совета (Ташоблсовет) Добровольного Спортивного Общества (ДСО) «Буревестник», которая образовалась в 1973-74 гг. Позднее (1987г), секция стала носить название «Клуб альпинистов имени Владимира Рацека».

Был такой очень известный (не только в Средней Азии) географ-исследователь, альпинист и активный общественный деятель, фанатично преданный горам, руководитель многих экспедиций в горы Памира и Тянь-Шаня – Владимир Иосифович Рацек.

В.И. Рацек умер в 1980 году, но мы, альпинисты г.Ташкента, о нём помним и понимаем важность его участия в развитии альпинизма не только в Азии, но и в Советском Союзе в целом. А еще Владимир Иосифович был замечательным человеком, отзывчивым и внимательным к людям.

Был и Областной Совет ДСО «Буревестник», под крылом которого выросло много спортсменов, в том числе и альпинистов. В спорт они приходили в основном из ВУЗов Ташкента и Ташкентской области. И была секция альпинизма Ташоблсовета ДСО «Буревестник». Я здесь всюду употребила глагол «был», «была», потому что это всё действительно было в прошлом.

С распадом Советского Союза благополучно исчез Ташоблсовет ДСО «Буревестник», а с ним и наша секция альпинизма.

Но мы-то, альпинисты, остались. Наш «Буревестник» превратился в хозрасчетную организацию с тем же руководителем – Колюшевым Алексеем Васильевичем. Алексей Васильевич оставил нас при себе, как мог, нас поддерживал финансово и морально. Я в своей долгой спортивной жизни не встречала таких руководителей, которые в суровое и непонятное время перемен не бросали своих спортсменов. А.В. Колюшев нас не бросил. Мы Вас, Алексей Васильевич, с благодарностью вспоминаем.

А наша секция стала Клубом альпинистов имени В. Рацека.

Мероприятия оплачивались частично, как теперь говорят - спонсорами, а какие-то средства мы вкладывали сами. Раньше ребята зарабатывали деньги, исполняя иногда хозяйственные работы. Однажды нас попросили почистить памятник В. Ленина, стоящий на главной площади города Ташкента. Потом нас стали приглашать поработать и на других городских объектах. Это стало постоянным источником наших общественных материальных средств.

В какой-то момент альпинисты из Ташкента поехали на заработки в города России, а то и на постоянное место жительства. И Клуба альпинистов имени В. Рацека как такового не стало.

Но остались люди, которых когда-то объединила секция альпинизма Ташоблсовета ДСО «Буревестник». И самое удивительное это то, что сегодня мы в большинстве своём в той или иной степени связаны друг с другом. Мы, если и не видимся, то хотя бы знаем, кто, как живет, чем занимается и не нуждается ли в поддержке.

 

«Семья»

В спортивном плане наш коллектив не отличался от других альпсекций Ташкента (да и других городов). Приходили молодые студенты – парни и девушки - мы, инструктора альпинизма, их учили техническим приемам работы на скалах, на снегу, на льду. Учили жизни в горах. Сначала инструкторов-то было всего двое: Попова Ия Алексеевна (Мастер Спорта по альпинизму, инструктор–методист 1 категории) – руководитель секции и Целовахин Владимир Васильевич (Кандидат в Мастера спорта и Инструктор-методист 1 категории), который отвечал в первую очередь за техническую подготовку ребят и обеспечение безопасности всех наших мероприятий. Других инструкторов приходилось «арендовать» из числа многочисленных друзей Поповой и Целовахина.

Восхождения вначале мы совершали по разным маршрутам на наш родной Чимган ( 3300м над уровнем моря, расположенный в 82 км от г. Ташкента, в Тянь-Шаньских горах.

Район вершины Большой Чимган (есть и Малый Чимган) – Мекка для всех альпинистов города Ташкента. Это красивейшее место (особенно весной): белая большая Гора, зелень и цветы у её подножья, синее-синее небо, а на небе ослепительное солнце!

Альпинисты здесь находят и скалы, и снег для тренировок, и много маршрутов разной степени сложности для восхождений.

Но самое главное – именно здесь (возможно впервые) молодые люди начинают понимать, что такое настоящий коллектив единомышленников («Семья»), дружба и ответственное отношение к товарищу. Появляется осознание, что альпинизм – это экстремальный, а значит опасный вид занятий. Здесь постепенно и целенаправленно формируются (всем коллективом) позитивные человеческие качества:
- любовь и внимание к Природе (например, у нас было не принято рвать цветы и какую-то зелень в горах, а потом везти в Ташкент «букеты»); - дружелюбное отношение к постороннему незнакомому человеку, особенно, если этот человек встретился на Горе; - внимательность ко всему, что происходит вокруг; - ответственность за свои поступки; - умение приходить на помощь не только к человеку, но и к живому существу вообще, к Природе. Перечень может быть продолжен…

А еще у нас был «Янги-Абад» - это турбаза, расположенная недалеко от города Ангрен и рядом с небольшим городком Янги-Абад. Турбаза активно работала летом, а зимой и ранней весной она в основном пустовала. Передать словами красоту этого места просто невозможно, потому что сочетание гор, скал, небольших заснеженных ущелий, шум не замерзающей зимой реки доставляло душе и разуму огромную радость и удовольствие.

Руководство турбазы нас принимало с удовольствием: мы платили деньги за проживание (деньги совсем небольшие), вели «здоровый образ жизни» – не пили спиртные напитки, не курили, не дебоширили и не шумели в ночное время. Наши девочки как-то умели договориться с начальством, чтобы нам привозили из города Янги-Абад какие-то продукты, нас пускали на кухню, давали разную посуду, чтобы мы сами готовили. Нам разрешали по вечерам организовывать песни и танцы в клубном помещении.

Так мы и «повадились» ездить на эту турбазу на зимне-весенние праздники: Новый Год, 23 февраля, 8 марта и разного рода каникулы.

Днем мы «работали»: тренировки, соревнования, катание на лыжах, кроссы. Вечером отдыхали: организовывали чаепития, КВНы, другие затейливые мероприятия. Много и с удовольствием пели под гитару. Танцевали так увлеченно и весело, как только могут это делать молодые, беззаботные и здоровые телом и духом люди.

В 1976 году мы впервые выехали «за границу»: это были первые сборы в районе альпинистского лагеря «Дугоба» в Ферганской долине. Тогда было совершено массовое восхождение на пик «Комсомолец», после которого более 20 человек стали «значкистами» Альпинист СССР 1 ступени. Небольшая группа ребят побывала на Кавказе. Позже мы стали ездить по профсоюзным путевкам в горы Тянь-Шаня, Памиро-Алая и др.

Так постепенно из «новичков» вырастали разрядники, уже более-менее опытные альпинисты. И, как бывает в многодетной семье, «старшие» нашего объединения стали присматривать за «младшими». Мы этих старших (уже разрядников) обучали навыкам инструкторской работы и ответственности за «молодняк». Надо сказать, что такая деятельность увлекала и «старших», и «младших». Разрядники немного гордились своим старшинством, а новички, относившиеся с некоторым благоговением к разрядникам, чувствовали к себе «братское» внимание и заботу. (А как же?! Они ходили на такие трудные восхождения! Они сами мастерят себе снаряжение! Они так интересно и весело рассказывают про свои походы! А как они поют песни Окуджавы, Высоцкого, Визбора?!).

Конечно, при этом мы с Владимиром Васильевичем постоянно контролировали такую, не очень официально разрешенную деятельность. Но другого выхода у нас не было. И как только появилась возможность нашим помощникам закончить какие-то сборы по подготовке инструкторов, то они прошли такую аттестацию. «Жить стало легче – жить стало веселей».

Сравнение нашего объединения с многодетной семьёй не случайно. Так получилось что мы все: наши ребята и мы с Владимиром Васильевичем жили, так сказать, одной семьей (Мой сын – Вадим Ноздрюхин - тоже занимался в секции). Я сейчас объясню, что вкладываю в понятие «жили одной семьей».

Всё начиналось в 60-е годы. Напомню, что это были годы невероятного подъема интереса людей нашей страны к литературе, живописи, музыке, искусству вообще. И мы с Владимиром Васильевичем оказались такими людьми.

Как-то само-собой получилось, что, когда мы узнавали что-то новое, читали, видели, то несли всё это в нашу «семью». Вместе ходили в театры, в музеи. Когда в Музей Искусств привозилась какая-то выставка из других городов, то никаких сомнений в том, что ребята туда пойдут, не возникало.

Вообще в Ташкенте был замечательный Музей Искусств, но пополнялся новыми картинами не часто. Вот мы с Владимиром Васильевичем и решили расширять знания ребят: дома, в комнате по всей стене натянули леску и на ней на скрепках развешивали копии картин, взятых из наших альбомов разных художников. Так, приходя к нам, ребята познакомились с работами Н. Рериха, М. Чюрлёниса, С. Эрзи, Р. Кента и др.

Толстые журналы (Новый Мир, Нева и др.), журнал «Юность», новые книги переходили из рук в руки. У мамы одной из наших девочек – Софы Тухватуллиной – была очень большая библиотека. «Тетя Соня» - так по-доброму все называли маму Софы – показала нам пример «живой» библиотеки: она легко давала читать свои книги всем, кто этого хотел, и даже сама часто предлагала: «Возьмите эту книгу – очень интересно, вам понравится». В нашем доме тоже было много книг (они в основном остались от моего деда – преподавателя языка и литературы). Мы «по образу и подобию» тети Сони тоже стали их раздавать ребятам. Появилась и обратная связь: что-то интересное попадало и к нам.

В Ташкент тогда приезжали со своими песнями все известные барды. Мы не пропускали ни одного концерта. Музыку и песни сказки «Али-Баба и сорок разбойников», где звучали голоса Татьяны и Сергея Никитиных, Армена Джигарханяна и других любимых артистов, мы распевали на всех наших сборищах. Но этим не ограничивалось наше знание творчества людей с гитарой. Появились записи выступлений Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора и других поэтов-песенников.

Каких-то обсуждений по типу «комсомольских собраний» у нас, конечно, не было, но живой обмен впечатлениями случался в той или иной обстановке постоянно. И так получалось, что даже, если кто-то чего-то раньше не знал, он втягивался в этот общий информационный поток, и жизнь становилась ярче, полнее и интереснее. Всё происходило естественно и свободно. А к нам приходили мальчишки и девчонки очень разные по своему воспитанию, интересам, общественной направленности.

Нам с Владимиром Васильевичем тоже все было интересно. Ребята своей любознательностью, энергией заставляли нас всё время искать что-то новое: читать, смотреть, узнавать. Мы сами быстро развивались. Но тогда мы совершенно об этом не думали: всё получалось само собой. Из сегодняшнего «сейчас» кажется: какие мы молодцы. На самом же деле, просто встретились две потребности: наша - отдавать и ребят - получать. К взаимному удовольствию до сегодняшнего дня.

Как-то, когда нас было еще не очень много, мы собрали разрядников и предложили поговорить о том, как будем дальше строить взаимоотношения в коллективе. Мы выяснили, кто как понимает дружбу, пошутили и на тему возможных «любовей». Скажу, что шутки шутками, а свадеб «внутрисекционных» впоследствии у нас было немало.

Тут я хочу сделать небольшое отступление от общей нити рассказа и немножко порассуждать о дружбе между мужчиной и женщиной. Часто и много можно слышать, что, де, такая дружба невозможна, что такого просто не может быть, что это нонсенс. Вот не соглашусь я с этим! Не соглашусь. Потому что до сегодняшнего дня у меня самой много друзей-мужчин, они надёжны и преданы. А, кроме того, более чем за 30 лет контактов и наблюдений за жизнью ребят в нашем коллективе я видела и вижу до сих пор много примеров такой дружбы.

Я думаю, что, если человеку Бог дал это счастье – способность дружить, то гендерные признаки тут не причём. Можно ли научиться дружить? Наверное, можно. Ведь наличия одной способности мало: способность следует развивать. Сначала надо поверить, что такое возможно. Может быть, увидеть такие примеры. Мне кажется, что счастливые люди, умеющие дружить, могут с успехом использовать этот дар в отношениях с детьми, с коллегами по работе, с соседями по даче, одним словом – всегда и везде.

А теперь продолжу основную линию. Моя позиция в разговоре о том, «как будем жить дальше», была такова. Как и в многодетной семье, так и в коллективе, в котором люди проводят вместе практически всё свободное время, атмосферу в большей степени определяют женщины. А потому:
- у нас доброжелательное, предпочтительно веселое, с юмором общение, но без скабрезностей и хамоватого панибратства; - если кто-то нуждается в помощи – мы её оказываем;
- наши женщины заботятся, чтобы в «доме» все были накормлены и окружены вниманием. Это же распространяется на гостей; - веселимся мы без алкоголя; - носителями всех этих идей у нас будет женская часть общества. А мужчинам придется с удовольствием во всем этом участвовать.

В общем и целом разговор получился, как теперь говорят, прикольный. Посмеявшись на тему матриархата, народ согласился с общей идеей. И в течение всей жизни нашего сообщества такие взаимоотношения были основными. Дух доброжелательности и внимания друг к другу сохранялся всегда.

Конечно, было всякое. И не каждый сразу был готов следовать нашим неписанным правилам. Приходилось разговаривать, объяснять, что-то доказывать. Иногда отчислять из секции. Кто-то, не согласившись с нашими порядками, уходил сам. Но такое развитие событий было редкостью, можно сказать ЧП, о котором мы – тренеры вспоминаем с сожалением, потому что понимаем: где-то, когда-то и чего-то не заметили, не дотянули, не сумели именно мы в первую очередь. Но в тот давний момент нам казалось, что делаем всё правильно.

Например, по большому счёту очень добрый, умный, образованный, домашний сын – Валера Бардаш – сначала, когда пришел в секцию, эмоционально возмущался «Почему я должен разделить бутерброд на 28 частей и только потом начать есть?!» До сих пор не понимаю – откуда взялась цифра 28, но постепенно Валера в силу своего потенциала стал необходимым всем нам другом, правда – с очень непростым характером. Сегодня Валера с семьей живет в Америке. Жена у него – Маринка – тоже наша альпинистка. Валера, когда мы все еще жили в Ташкенте, приезжал к нам, чтобы пообщаться с друзьями и сделать восхождение на Чимган «как раньше». И сегодня мы часто общаемся с ним по Скайпу.


В избранное