Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Альпинисты Северной столицы

  Все выпуски  

Альпинисты Северной столицы


Альпинисты Северной столицы. Выпуск  504 

Анонсы новостей и публикаций
(по состоянию на 18.08.2012 г.)

Цыбиков Гомбожап ЦэбековичЦыбиков Гомбожап Цэбекович (1873-1930).   Цыбиков – русский (бурятский) путешественник, первым посетивший Лхасу. Путешествие в Тибет, предпринятое на средства Русского Географического Общества. Главный его труд «Буддист-паломник у святынь Тибета» принес ему мировую известность. Опубликовал первые уникальные фотографий Лхасы. Был удостоен высшей награды РГО – премии имени Н.М. Пржевальского и золотой медали «За блестящие результаты путешествия в Лхасу»...

Грумм-Гржимайло Григорий ЕфимовичГрумм-Гржимайло Григорий Ефимович (1860-1936) – родился в семье экономиста. В 1884 окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, но увлекся энтомологией. В первой своей экспедиции (1884) в Среднюю Азию (Западный Китай - горная часть, Памир, Тянь-Шань) главной своей целью он ставил  сборы насекомых. Однако в последующие годы (1885-1890), пройдя через Алайский и Заалайский хребты...

Петр Кузьмич Козлов Петр Кузьмич Козлов – один из величайших исследователей Центральной Азии. Сподвижник и продолжатель трудов Н.М. Пржевальского, он вместе с ним в основном довершил ликвидацию «белого пятна» на карте Центральной Азии. Исследования и открытия П.К. Козлова в области природы и археологии снискали ему широкую известность далеко за пределами нашей страны...

Обручев Владимир АфанасьевичОбручев Владимир Афанасьевич (1863-1956). Русский геолог, географ, писатель-фантаст (автор знаменитых романов «Земля Санникова» и «Плутония»), академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945), Лауреат премии им. В.И. Ленина (1926) и Сталинской премии (1941, 1950). Исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии. Обручев родился в селе Клепенино Ржевского уезда Тверской губернии в семье отставного полковника Афанасия Александровича Обручева...

Читайте: Эверест, Публикации по 25 и ВСЕ, Персоналии по буквам и ВСЕ, Ленинградцы - Чемпионы СССР, Для туристов

СПЕЦЗАДАНИЕ ДЛЯ АЛЬПИНИСТОВ

Михаил БОБРОВ – участник блокадной бригады верхолазов-альпинистов,
 профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,
  почетный гражданин Санкт-Петербурга

 Ровно 60 лет назад - 17 сентября 1941 года группа ленинградских альпинистов приступила к уникальной операции она начала маскировочные работы на золотых доминантах блокированного города. Сегодня об этом вспоминает один из непосредственных участников тех драматических событий.

Красота, созданная первостроителями.

В любое время года прекрасна северная столица. Ее мосты – величественные на Неве, ажурные и изящные на каналах и малых реках, ее золотые вершины, бликующие и отражающиеся в зеркале вод, – составляют неповторимость петербургского пейзажа.

Особенно красиво смотрятся шпили и купола в разных ракурсах с акватории Невы и залива. Днем они словно горят на солнце в голубоватой и дымчато-серой северной палитре красок, ночью сверкают в темноте, подсвеченные луной и прожекторами. Ими любуются все. Они вдохновляют художников и поэтов.

Положительное значение ярких архитектурных доминант для облика приморского города, расположенного на ровной местности, было хорошо известно еще первым строителям Петербурга. В те времена выразительным силуэтом обладали многие ганзейские, в том числе прибалтийские, города, природные условия которых близки к нашим. Башни соборов и ратуш в Таллине, Риге, Гданьске, Стокгольме, Копенгагене, Гамбурге и в других городах увенчаны изящными многоярусными "фонариками" или шпилями. Такие сооружения, как маяки, читаются издали с морских просторов, а вблизи поражают своей устремленностью ввысь, эффектно контрастируя с водными пространствами и низкими берегами.

Оригинальная форма и живописная трактовка "светлой иглы" характерна и для невских берегов. Пример этому различные композиции в расстановке шпилей и куполов.

Все высотные сооружения старого Петербурга размещались вблизи набережных и на примыкающих к ним прибрежных площадях. Их шпили и купола были видны издали не только с моря, но и с прилегающей пригородной местности, выполняя роль пространственных архитектурных доминант.

Так например, шпиль Петропавловского собора ( 122,5 м ) определил направление старой Царскосельской "першпективы". В сторону этого шпиля был направлен и целый веер улиц и переулков Городского острова (Петроградская сторона), где крайними являлись Большая Дворянская (ул. Куйбышева) и Александровский проспект (пр. Добролюбова). Интересно отметить, что шпиль Петропавловского собора находится в створе Пулковского меридиана.

Второй центр Петербурга – шпиль Адмиралтейства ( 72 м ). На него ориентированы Невский, Измайловский проспекты, Гороховая, Миллионная и Галерная улицы.

Позднее на главные шпили города направлялись прямые трассы трех первых железных дорог: Николаевской (Московской) и Царскосельской (Витебской) – на шпиль Петропавловского собора, а Варшавской – на Адмиралтейскую иглу.

Их, очевидно, имел в виду Н.В. Гоголь, когда в статье "Об архитектуре нынешнего времени" писал: "Башни огромные, колоссальные необходимы в городе... Кроме того, что они составляют ему и украшения, они нужны для сообщения городу резких примет, чтобы служить маяком, указывавшим бы путь всякому, не допуская сбиться с пути".

В настоящее время в нашем городе осталось около 40 доминант. Разрушены прекрасные творения русской культовой архитектуры – Сергиевская, Вознесенская, Знаменская, Покровская, Благовещенская, Матвеевская, Мирониевская, Воскресенская, Успенская, Борисоглебская, Введенская и многие другие церкви. Некоторые из них были построены на народные деньги, собранные в честь победы русского оружия над шведами, турками, персами, французами.

Многие ленинградцы помнят дни, когда перестал сверкать могучий шлем Исаакиевского собора, померкли шпили Адмиралтейства, Инженерного замка, погасло сияние шпилей Петропавловского и Никольского соборов, Крестовоздвиженской и других церквей.

ЭТО БЫЛА ВОЙНА...

8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады вокруг города. У Финского залива немцы в Стрельне, у Ладожского озера – в Шлиссельбурге.

Фашисты методично бомбили и прицельно обстреливали город из тяжелых орудий. Это была изуверская тактика террора. Немцы били по школам, госпиталям, трамвайным остановкам, проходным фабрик и заводов, по любым скоплениям людей и военным объектам.

Люди прятались в укрытиях. Входы в учреждения и магазины обкладывали мешками с песком. Чтобы иметь меньше человеческих потерь, меняли начало рабочих смен, переносили трамвайные остановки, переводили госпитали и школы в другие помещения. На стенах домов появились надписи: "При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Было очень много жертв. Конечно, вражеская разведка сообщала о перемещении наших объектов. Но как немецкие артиллеристы могли так прицельно бить по новым целям?

Разведчики Ленинградского фронта проникли на вражеские артиллерийские позиции в район станции Дудергоф (ст. Можайская), Стрельну и Гостилицкие высоты за Петергофом, захватив трех "языков", притащили их в штаб фронта. У немецких офицеров в планшетах нашли фотографии панорамы города, сделанные мощными фотообъективами.

Особенно четко были отмечены все бликующие золотые доминанты: шпили, купола, кресты, "луковки", "маковки" с точным указанием до них расстояния в километрах и метрах. Это были своего рода артиллерийские "привязки", ориентиры, благодаря которым фашисты и вели точный прицельный огонь.

Весь город на фотографиях был разбит на квадраты, а все подлежащие обстрелу объекты были помечены номерами: Эрмитаж № 9, Дворец пионеров № 192, и так все театры, музеи, школы, госпитали, заводы.

С Вороньей горы у поселка Можайское, где были артиллерийские позиции немцев, и сейчас хорошо просматриваются невооруженным глазом яркие, ослепительно блестящие на солнце золотые шпили и купола.

Город нужно спасать.

Стало ясно, что все бликующие точки города необходимо спрятать от врага, замаскировать. Но как это сделать? Здесь наличие резких примет города, упомянутых Н.В. Гоголем, приобретает обратное, негативное значение.

Командование Ленинградского фронта и Исполком Ленгорсовета поручили разрешить эту сложную задачу управлению культуры. Его начальник Б.И. Загурский собрал экстренное совещание в Государственной инспекции охраны памятников, которая помещалась тогда на Фонтанке, в здании БДТ им. А.М. Горького. Долго советовались, спорили. Нужно было срочно решить, чем замаскировать доминанты города и как это осуществить в кратчайшие сроки.

Предложения были самые различные, порою и доходящие до абсурда: предлагали, к примеру, даже разобрать все золотые купола и шпили. Против этой сумасбродной идеи буквально восстали и разнесли ее в пух и прах главный архитектор блокадного города Н.В. Баранов и начальник Государственной инспекции охраны памятников Н.Н. Белехов.

Другой вариант заинтересовал: построить леса и с их помощью закрыть бликующие вершины города. Но где взять столько материалов, когда все использовано на строительстве оборонительных сооружений? К тому же зажигательная бомба, попавшая на леса, сожжет их.

Остановились было на том, чтобы использовать для маскировочных работ аэростаты воздушного заграждения. Попробовали. Аэростат сносило осенним шквальным балтийским ветром, подвешенного на стропах человека раскачивало, как на гигантских качелях. К объекту подступиться было невозможно.

Прошла в итоге идея молодого архитектора Василеостровского района Н.М. Уствольской. Сама альпинистка, предложила использовать для этих работ находящихся в городе горовосходителей. Н.М. Уствольская убедила присутствующих, что, используя альпинистскую технику восхождения, спортсмены справятся с этой сложной задачей.

Кстати, такой опыт был еще в первую мировую войну, когда немцы бомбили Париж с воздуха. Они делали это с "цеппелинов". Огромные серебристые "сигары" дирижаблей бесшумно появлялись в ночном небе, ориентируясь на цели по бликующим и ярко выраженным силуэтам доминант, наводя страх на парижан. Город в ту пору оставался беззащитным. Выручили французские альпинисты, замаскировавшие золотые пятна столицы и укрывшие их сетями.

Но где найти в Ленинграде альпинистов, когда большинство спортсменов уже давно на фронте? За это взялась Н.М. Уствольская. Первой она отыскала свою подругу Ольгу Фирсову. Фирсова отыскала Алю Пригожеву, а та – Алоиза Зембу. Алоиз, в свою очередь, нашел в госпитале меня. Вот так и сформировалась бригада маскировщиков-верхолазов.

16 сентября 1941 года нашу четверку – Олю, Алю, Алоиза и меня – вызвали на совещание в Управление культуры Ленгорисполкома к его начальнику Б.И. Загурскому. На совещании присутствовало много военных и гражданских лиц. Здесь были представители штаба Ленфронта, МПВО, Архитектурно-планировочного управления и Инспекции охраны памятников. Главный архитектор города Н. В. Баранов сообщил, что нам хотят поручить выполнение особо важного задания - приступить к маскировке высотных объектов, позолота которых выдавала врагу наш любимый город.

Беседа продолжалась около часа. Мы приняли предложение и составили перечень материалов, инвентаря, необходимых для производства работ. Нашу бригаду верхолазов подчинили начальнику Инспекции охраны памятников Н.Н. Белехову, обаятельному человеку, сразу располагающему к себе. На него возложили всю ответственность за выполнение этого сложного задания. Высокий военный с двумя ромбами в петлицах сообщил, что завтра будет готов приказ командования фронта о начале маскировочных работ.

Шпили и купола - это не горы

Специалисты решили шпиль Петропавловского собора и купол Исаакиевского собора со звонницами покрыть шаровой масляной краской. Эта краска хорошо сливается с осенним мглистым ленинградским небом и надежно закрывает бликующие объекты.

Позолота на этих соборах производилась с помощью гальванопластики, через огонь, и держится прочно, поэтому серый камуфляж в дальнейшем можно спокойно снять химикатами. Все остальные шпили и купола предложили закрывать чехлами, так как они покрыты тончайшими листами сусального золота, посаженными на клей, и если маскировочную серую краску с этих шпилей потом смывать химикатами, то снимется и тончайшая позолота.

Гладкие, с вертикальным взлетом шпили, колеблющиеся на ветру – это совсем не горы. Так, например, при сильном ветре амплитуда раскачивания шпиля Петропавловского собора доходит до 1,8 метра .

Технику альпинизма надо было приспособить к совершенно непривычным условиям. Каждый объект маскировки имел свою неповторимую форму и конструкцию, требовал своего подхода.

Альпинисты блокадного города блестяще справились с этой задачей, работая под вражеской бомбежкой и обстрелами. Работы продолжались и в самую трудную суровую блокадную зиму 1941-1942 гг. Благодаря маскировке немцы "потеряли" свои артиллерийские "привязки". Сократился прицельный огонь. Были спасены многие жизни ленинградцев и ценные исторические архитектурные и культурные памятники города.

Понесли потери и участники маскировочной бригады – умерли от голода Аля Пригожева и Алоиз Земба.

Николай Варфоломеевич Баранов уже после войны в своей книге "Силуэты блокады" напишет: "Дерзкий по своей вызывающей смелости, получивший мировую известность, ремонт поврежденного ангела, венчающего шпиль Петропавловского собора, произведенный в 1830 году в спокойной мирной обстановке русским кровельщиком Петром Телушкиным, побледнел перед маскировочными работами, произведенными полуголодными альпинистами осажденного Ленинграда".

Мы с Ольгой Афанасьевной Фирсовой принимаем достойно эту высокую оценку нашего общего труда.

Пусть сияние золотых куполов и шпилей Санкт-Петербурга лишний раз напомнит жителям и гостям нашего города о людях, спасших его красоту.

Фирсова Ольга Афанасьевна (1911-2005)

Андреев Герман – по СМИ, Интернет и личным воспоминаниям.

 

Памяти О.А. Фирсовой, спасавшей Ленинград в блокаду

 Ольга Фирсова родилась 28.06.1911 в Швейцарии. По возвращению в Россию и после долгих скитаний по стране, в 1929 г . семья осела в Ленинграде.

С 1933 г . ещё студенткой Консерватории Ольга Афанасьевна серьёзно занялась спортом – альпинизмом и горными лыжами. Овладев этим, стала тренером секции по горным лыжам ДСО «Искусство». В 1935 г . совершила первое восхождение на Казбек. Затем были другие восхождения, в т.ч. и Эльбрус (1937). Каждое лето работала инструктором в альплагере «Шхельда» на Кавказе вместе со своими ровесниками, а в будущем известными альпинистами Е. Белецким (ЗМС), В. Будановым (МС), А. Сидоренко (МС) и М. Шестаковым (сокурсник по Консерватории, а потом её муж).

Её отец Афанасий Осипович Фирсов1/ – талантливый инженер, конструктор танков КВ  и Т-34 (лучший танк XX века…!), заклеймен в тридцатых годах, как «враг народа» (реабилитирован в 1956 г .). Но Ольга Афанасьевна, несмотря на угрозы, не отказалась от фамилии отца.

 

22 июня 1941 г . началась война. Все альпинисты ушли на фронт. А 8 сентября Ленинград оказался в блокадном кольце… каждодневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки…

Фронтовые разведчики из-за линии фронта вынесли фотографию: панораму Ленинграда, на которой все городские архитектурные вершины были пронумерованы. Самые высокие шпили и купола служили ориентирами для немецкой артиллерии при обстрелах города. Поэтому их решено было срочно замаскировать. Для этой работы понадобились альпинисты.

Первой отыскали Ольгу Фирсову. Она и возглавила бригаду, т.к. была самой опытной. Она вместе с Александрой Пригожевой, Алоизом Зембой и Михаилом Бобровым (до 7.01.1942) начали маскировать шпили и купола Ленинграда.

В помощь верхолазам ГИОП (Государственная инспекция охраны памятников)  прикомандировал лётчика, старшего лейтенанта В.Г. Судакова, который на маленьком, специальном аэростате закрепил блок с веревкой под яблоком шпиля Адмиралтейства и альпинисты взялись за работу.

Альпинисты блестяще справились с этой задачей, работая под вражеской бомбежкой и обстрелами. Работы продолжались до окончания блокады в 1944 г . Благодаря маскировке немцы «потеряли» свои артиллерийские «привязки». Прицельный огонь и бомбардировки сократились. Были спасены многие жизни ленинградцев и ценные исторические и архитектурные памятники города.

Каждый день Ольга Фирсова «с мальчиками и Алечкой Пригожевой» работали на сверкающих вершинах. С утра до ночи, под прицельным обстрелом, под мокрым снегом и проливным дождем. Все золотые шпили и купола города-фронта они надежно зачехлили или покрыли защитной краской. Голодные и больные маскировщики спасли жизни тысяч жителей блокадного Ленинграда. Двое из них – Пригожева и Алоиз – ценою собственной жизни.

Хроника работ

1941:

– шпиль (чехол) Адмиралтейства (первым поднялся – Алоиз)

шпиль (чехол) Инженерного замка (первым поднялся – Алоиз),

шпиль (покраска) Петропавловского собора (первым поднялся – Бобров).

1942 – покраска купола Исаакиевского собора.

Прочитать статью полностью и посмотреть фотографии можно здесь.


В избранное