Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Альпинисты Северной столицы

  Все выпуски  

Альпинисты Северной столицы


Альпинисты Северной столицы. Выпуск  367. 


Слева направо сидят: К.Клецко, Я.Аркин, П.Буданов.
Стоят: У.Усенов, Л.Филимонов, Н.Гусак, И.Леонов, Ю.Тур, В.Абалаков, С.Мусаев.

Анонсы новостей и публикаций
(по состоянию на 17.10.2009г.)

Тенцинг НоргейТенцинг Норгей (1914-1986) – Непал. Один из двух первых людей, достигших вершины Эвереста (Джомолунгмы). Он взошёл туда 29 мая 1953 вместе с Эдмундом Хилари в рамках британской экспедиции под предводительством Джона Ханта.Автобиография Тенцинга, записанная с его слов Джеймсом Рамзаем Ульманом в книге «Тигр снегов»: «Первым делом мы сделали то, что делают все альпинисты, взойдя на вершину горы: пожали друг другу руки. Но разве можно было ограничиться этим на Эвересте!...

Хиллари сэр Эдмунд ПерсивальХиллари сэр Эдмунд Персиваль (1919-2008) – Новая Зеландия. Пчеловод. До 1953 года в биографии Хиллари было осуществлено множество горных экспедиций. В 1953 он вместе с Тенсингом Норгеем из Непала стали первыми людьми, покорившими вершину Эвереста. Позже Хиллари был посвящен в рыцари королевой Елизаветой Второй. В 1958 году он возглавил экспедицию из пяти человек, в которой при помощи саней с собаками, снежного тягача прошел 1200 миль ( 1931 км ) Антарктиды на Южном полюсе...

Клуб альпинистов «Санкт-Петербург» вновь готовит – треккинг к высочайшей вершине мира – к Эвересту

Просим всех желающие принять участие в походе к Эвересту подтвердить своё участие. Выезд намечен на 22-25 октября 2009. Ответ отправить Андрееву Герману – 1gga@mail.ru».
Смотрите Непал - удивительная страна...!!!
Выезд в Непал  в октябре-ноябре 2009 года (в период самой устойчивой погоды…!).
Трек начнётся в столице Непала Катманду (фото Андреева). А далее Вы уведите удивительные горы Ама-Даблам и Эверест.
Цена – 1.200-1.600 долларов. 
Председатель Клуба альпинистов «Санкт-Петербург»    Герман Андреев

8 сентября 2009 легендарному альпинисту Уралу Усеновичу Усенову исполнилось 80 лет!

Урал Усенов был физруком в школе № 63 города АлмаАта. Через его руки в горы попали сотни мальчишек, которых он по выходным таскал то на перевал Кимасар, то на КокДжайляу, нашей первой вершиной стал Кумбель. 27 лет уже прошло, но воспоминания свежи как никогда... 

Заслуженный тренер КазССР, мастер спорта Урал Усенов единственный выживший из погибшей экспедиции на Победу 1955 года1/. В середине августа того года казахстанская команда из двенадцати человек подошла к подножию горы. За пять дней группа поднялась до высоты 7000 м , где 19го вечером на присыпанном снегом гребне скального выступа альпинисты установили свой последний лагерь. Ночью начался сильный ураган, длившийся почти три дня. Лишь одному человеку какимто невероятным чудом удалось выжить в этом кошмаре.

В те годы не было спутниковых телефонов, «тройка» самых сильных альпинистов ушла вниз за помощью. Те, кто остался наверху, некоторое время спустя попытались спастись своими силами. Одни начали спуск по отвесной стене, другие более разумно пошли по пути подъема. Но сил уже не оставалось. Один за другим погибли все.

В передовой «тройке» так же не все было гладко. Спуститься на ледник удалось только Уралу Усенову. Однако уже внизу его подстерегла другая напасть. Он провалился в глубокую трещину, залитую водой и провёл там самые ужасные 26 часов своей жизни. Наверх его вытащил подоспевший спасотряд.

К 76летию легендарного советского альпиниста и 50летию трагедии на пике Победы, в 2005 году, силами Казахстанской федерации альпинизма и скалолазания совместно с Республиканским комитетом по делам спорта был снят документальнохудожественный фильм «Цена Победы».

Годам Урал Усенов не сдается. По прежнему ходит в горы. И каждый год обязательно поднимается к памятному мемориалу в Малоалматинском ущелье. Это священно.


1/ 1955 – кошмарный сезон на Победе. Сразу две экспедиции штурмуют вершину. С Востока – альпинистская экспедиция Казахстана, под руководством В. Шипилова, с Севера – сборная команда Туркестанского военного округа (ТУРКВО) под руководством А. Рацека. Спешка, незнание законов высокогорной адаптации привели к жестокой трагедии спортсменов Казахстана. Эта авария широко освещалась в печати. Из 12 человек в последнем лагере на «6900» уцелел чудом провалившийся на леднике Звездочка в трещину Урал Усенов (будущий восходитель на Победу 1956 года). Все остальные погибли от безволия руководителя штурма, собственной слабости, переохлаждения  или  сорвавшись  на ледовых склонах без кошек.  Изза крайнего истощения и усталости в спасательных работах не могла принять участия команда ТУРКВО, и на помощь прилетела сборная спасателей ВЦСПС под руководством К. Кузьмина. Они поднялись в лагерь 6900, но из 11 горовосходителей – 9 так и не были найдены. (Прим. ред.).

Хиллари сэр Эдмунд Персиваль (1919-2008) – Новая Зеландия. Пчеловод. До 1953 года в биографии Хиллари было осуществлено множество горных экспедиций. В 1953 он вместе с Тенсингом Норгеем из Непала стали первыми людьми, покорившими вершину Эвереста. Позже Хиллари был посвящен в рыцари королевой Елизаветой Второй.

В 1958 году он возглавил экспедицию из пяти человек, в которой при помощи саней с собаками, снежного тягача прошел 1200 миль ( 1931 км ) Антарктиды на Южном полюсе. Он стал членом первой группы со времен 1912 года по покорению полюса сухопутным путем.

В 1960 году Хиллари всерьез взялся за поиски снежного человека. Годом позже он испытал слабый церебральный удар во время экспедиции на вершину Макалу ( 8470 м ) в Непале.

С 1985 по 1988 года в своей биографии Эдмунд Персиваль Хиллари служил высшим комиссаром Новой Зеландии в Индии, Бангладеш, Непале. Он написал несколько произведений: «High Adventure» (1955) (история о покорении Эвереста), «No Latitude for Error» (1961) (рассказывает о экспедиции на Южный полюс).

Тенцинг Норгей (1914-1986) – Непал. Один из двух первых людей, достигших вершины Эвереста (Джомолунгмы).

Он взошёл туда 29 мая 1953 вместе с Эдмундом Хилари в рамках британской экспедиции под предводительством Джона Ханта.

Автобиография Тенцинга, записанная с его слов Джеймсом Рамзаем Ульманом в книге «Тигр снегов»: «Первым делом мы сделали то, что делают все альпинисты, взойдя на вершину горы: пожали друг другу руки. Но разве можно было ограничиться этим на Эвересте! Я принялся размахивать руками, потом обхватил Хилари, и мы стали колотить друг друга по спине… Сияло солнце, а небо — во всю жизнь я не видел неба синее!… Я глядел вниз и узнавал места, памятные по прошлым экспедициям… долгий путь, пройденный нами… долины и взгорья моей родной страны… Со всех сторон вокруг нас высились великие Гималаи… величайшие вершины мира, даже сама Канченджанга, казались маленькими холмиками. Никогда еще я не видел такого зрелища и никогда не увижу больше — дикое, прекрасное и ужасное. Однако я не испытывал ужаса. Слишком сильно люблю я горы, люблю Эверест. В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, а чем-то теплым, живым, дружественным. Она была словно наседка, а остальные вершины — цыплята, укрывшиеся под ее крыльями. Мне казалось, что я сам могу раскинуть крылья и прикрыть ими мои любимые горы».

Подобно всем покорителям вершин, они пожали друг другу руки, сделали снимки и полюбовались на открывающийся сверху вид, после чего направились в обратный путь. А там, внизу, их ожидала новая жизнь. В особенности это относилось к Тенцингу. Он вышел на штурм Эвереста простым человеком, а вернулся героем. И ему, как многим другим до него, предстояло познать все радости и все испытания, связанные со званием героя.

За восхождение на Эверест Тенцинг Норгей был награжден Непальской Звездой — высшей наградой Непала и наградой Великобритании — медалью Георга VI.

Эверест также покоряли впоследствии его сын и племянник. До своего исторического восхождения на Эверест Тенцинг Норгей уже имел исключительно богатый опыт участия в гималайских экспедициях. В 1936 и 1938 гг. он, будучи ещё совсем молодым носильщиком, участвовал в английских экспедициях на Эверест с тибетской (северной) стороны; в последней из них он достиг высоты 8290 м . В 1947 г . он сопровождал канадского альпиниста Э. Денмана, попытавшегося без разрешения властей проникнуть в Тибет и совершить восхождение на Эверест.

В 1950 г . Тенцинг принимал участие в трагически завершившейся попытке восхождения нескольких английских альпинистов на Нанга Парбат ( 8125 м ) в Кашмире, а в 1951 г . в составе французской экспедиции взошёл на восточную вершину Нанда-Деви ( 7434 м ) в индийских Гималаях. В 1952 г . он в качестве сирдара (руководителя группы шерпов) принимал участие в двух швейцарских экспедициях с юга на Эверест; во время первой из них он вместе с Р. Ламбером достиг на ЮВ гребне высоты около 8500 м .

В исторической британской экспедиции 1953 г . он также совмещал должности сирдара и полноправного члена штурмовой группы экспедиции.

После восхождения на Эверест Тенцинг Норгей прекратил участие в гималайских экспедициях, и в 1954 г . создал в индийском городе Дарджилинге Гималайский институт альпинизма (ГИА), бессменным директором которого он являлся вплоть до своего выхода на пенсию в 1976 г .

 

Интересные факты:

Из-за высокой выносливости Тенцинга говорили, что у него «есть третье легкое».

После рождения получил имя Намгьял Вангди. Позже, по совету ламы, был переименован родителями в Тенцинг Норгей, что означает «счастливый богатый приверженец религии». В разное время именовался Кхумжунь, Ботиа. Родовое имя — Ганг Ла («снежный перевал»). Не придавал особого значения своему точному возрасту, собственным именам и их транскрипции (шерпы в то время не знали письменности и календаря в быту) до обрушившихся на него славы и денег, когда он был вынужден выработать стандартную форму написания имени Tenzing Norgay. При этом, строго говоря, Norgay не фамилия, а часть имени. Обращение вроде «мистер Норгэй» лишено всякого смысла. Фамилии, в привычном понимании, у шерпов нет. Сам себя он называл просто Тенцинг.

Он был полиглотом. Владел шерпским, непальским, тибетским языками, несколькими языками северной Индии и Пакистана. Он мог изъясниться на нескольких европейских языках, воспринятых им в экспедициях. При этом до зрелого возраста он был неграмотным.

 

Жителю Запада трудно представить себе, что значит сегодня Тенцинг для людей Востока. Напрашивается сравнение с Чарлзом Линдбергом; однако даже Линдберг в расцвете своей славы не был предметом подлинного поклонения. Между тем Тенцинг в глазах миллионов жителей Востока — живое божество, воплощение Шивы или Будды. Для других миллионов, достаточно искушённых, чтобы не смешивать людей с богами, он исключительно выдающийся смертный человек. В прямом и переносном смысле Тенцинг, взойдя на Эверест, поднялся к самому небу; в сущности, он первый в истории Азии человек из простого народа, который завоевал всемирную известность и славу. Жители Азии увидели в его подвиге не только победу над величайшей вершиной, но радужное предзнаменование для себя и всей своей расы. Уже сегодня имя Тенцинга вошло в сказания и песни, которые можно услышать во всех уголках Востока. Уже сегодня оно овеяно легендами и мифами.


Тенцинг. Памятник.

Вот он стоит на снегу в кислородной маске — Тенцинг - герой, легендарный Тенцинг, безличный символ, вздымающий ввысь флаги на вершине земли. Вполне возможно, что именно этот образ сохранится в памяти людей дольше всего. Однако под кислородной маской и ватной одеждой скрывается и другой Тенцинг — именно об этом Тенцинге, а не о всеми восхваляемом победителе рассказывает он сам в своей книге. «Я остаюсь все тем же старым Тенцингом», — заключает он. И это верно, на наше счастье, потому что «старый Тенцинг», не «легендарный», не «знаменитый», представляет сам по себе примечательную личность.

Покорителя Эвереста описывают обычно неказистым, но это неверно. Возможно, он кажется таким рядом с высоченным Хиллари; в действительности Тенцинг сильный, пропорционально сложенный человек выше среднего роста. Слово «неказистый» неприменимо и к его душевному складу. Нет в нем ни узости, ни ограниченности, ни провинциальности — ничего того, с чем принято связывать представление о деревенском жителе или горце. Это же можно сказать в известной мере обо всем племени шерпов.

Шерпы ведут самый простой образ жизни и в большинстве своём неграмотны (так как не существует шерпской письменности), тем не менее благодаря особому роду работы и давнему контакту с внешним миром они стали цветом гималайских горцев. Тенцинг цвет этого цвета. У него приятная внешность, складная фигура. Лицо подвижное, глаза живые и ясные, острый язык и ум, обаятельная улыбка. Пусть его любимый напиток — чай или шерпский чанг, сам же он шампанское. Наделённый светлой и лёгкой душой, он весь бурлит энергией. Ему присуще то неуловимое качество, которое можно назвать породой.

Теперь Тенцинг немало поездил. Он узнал разные страны и разные языки. Он любит хорошую еду, хорошую одежду, благоустроенную жизнь, веселую компанию. Он очень любознателен и жаден на новые впечатления. Впрочем, некоторые приобретённые Тенцингом привычки не помешали ему сохранить в неприкосновенности свои природные качества. В нем нет и намёка на фальшь и чванливость, которые так часто сопутствуют неожиданному успеху. «Старый» и «новый» Тенцинг в одинаковой мере отличаются тактом и сознанием собственного достоинства, вежливостью и благородством. Он не только прирождённый альпинист, но в врождённый джентльмен.

В его новом доме в Дарджилинге жизнь бьёт ключом. Заправляет всем жена Тенцинга, Анг Ламу, полная, по-девичьи смешливая, подвижная женщина с проницательными глазами. С ними живут две дочери, две племянницы, сколько-то сестёр и зятьёв, да ещё в доме постоянно находятся гости и родственники этих гостей, которые приходят и уходят, когда им заблагорассудится. Повсюду собаки. На столах и на стенах — альбомы вырезок, фотографии, памятные вещицы. Нередко сверху, со второго этажа, доносится молитвенное пение и звон колокольчика: там находится буддийская молельня, которой заведует один из зятьёв, лама. В первом этаже в любое время дня обязательно кто-нибудь пьёт чай.

И в центре всего этого сам Тенцинг, оживлённый, приветливый, немного смущённый всем происходящим. Иногда кажется, что он говорит одновременно на нескольких языках. Его тёмные глаза сияют, сверкают крепкие белые зубы. Вы невольно обращаете внимание на эти зубы, потому что он часто улыбается.

Часто, но не всегда. Бывает, что улыбка сходит с его лица. Внешний мир вторгается в его жилище настойчиво, неумолимо: толпы почитателей становятся слишком назойливыми. Любопытные и преклоняющиеся, завистники и искатели наживы окружают Тенцинга сплошным кольцом, и кажется, что и сам он и его дом вот-вот будут сокрушены их напором. Был случай, когда Тенцинг не выдержал всего этого и серьёзно заболел. Впоследствии натиск немного поослаб, однако по-прежнему бывает, что он принимает угрожающий характер. В такие моменты покоритель Эвереста сразу перестаёт быть самим собой. Непринуждённость сменяется связанностью. Плотно сжатые губы, глаза затравленного зверя… Так и кажется, что он сейчас повернётся и убежит вверх по горному склону, подобно «ужасному снежному человеку».

Тенцинг расплачивается за свою славу, расплачивается сполна. Говоря его словами, он зверь в зоопарке, рыба в аквариуме. И если этот аквариум выставляет Тенцинга на всеобщее обозрение, то держит его в то же время на положении узника. Другие шерпы, его друзья, уходят в новые и новые экспедиции, но Тенцинг не идёт с ними больше. Ему теперь живётся лучше, чем им, но в то же время и хуже: среди толпы и шума он одинок. Тенцинг расплачивается не только за славу, но и за то, что он именно таков, каков он есть. Не будь Тенцинг так интеллигентен и чуток, он был бы счастливее.


В избранное