Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский стиль

  Все выпуски  

Русский стиль - История


Уважаемые читатели!

Многие сегодня говорят, что русский стиль это новое направление, что еще рано о нем говорить, что он (в отличии от многочисленных восточных единоборств) еще не проверен временем и о нем рано выносить суждения. Это просто новая мода людей, которые пытаются противопоставить себя великим восточным (да и европейским) цивилизациям, их древним знаниям и культуре. Что русский народ слишком молод, чтобы родить что-нибудь стоящее. Всего-то 1000 с небольшим лет истории и цивилизации... о чем тут можно говорить.

Взгляните на Китай, Японию (в крайнем случае на Европу или Америку). Только там может существовать правда проверенная временем, а здесь все это выдумки, сказки...

Да, сказки...

Кстати о сказках.

Кто-нибудь помнит сказку про курочку рябу и яичко? Большинство из нас читало её в детстве. Пересказать близко к тексту её смогут многие - всего-то пол страницы текста крупным шрифтом. А кто может объяснить о чем эта сказка?

Я попытался задать этот вопрос знакомым и близким. И вот ответы которые я получил:

1. В сказках нет и не может быть смысла - это же сказки.

2. Она имеет космогонический смысл, который нам не понять.

Такие ответы порождают еще больше вопросов.

1. Странно, но если в сказках нет смысла, то зачем люди из поколения в поколения пересказывают их своим детям?

2. Если смысл сказки так сложен, то зачем её дают детям (а не ученым, историкам, философам...)?

Пытаясь разобраться я взял сборник "Русские заветные сказки" Александра Афанасьева (1826-1871), и нашел там один из вариантов этой сказки.

Первое удивление было в том, что сказка составляла страничку мелким убористым шрифтом и содержала десяток персонажей.

Второе, схема построения сказки очень напоминала английский вариант сказки "Дом который построил Свифт", т.е. постоянное повторение сюжета с добавлением подробностей в конце каждого повторения (великолепная тренировка памяти).

Третье, прочитав сказку вслух осознаешь, что это еще и великолепное упражнение на дикцию (после второго повторения заболели почти все мышцы лица).

Четвертое, в сказка учит ребенка умению соизмерять ценности и проблемы (в оригинале сказки внучка, узнав о разбитом яйце, повесилась).

Пятое, в сказке отлично отражено отношение народа того времени к церковнослужителям (в сказке есть еще просвирня, дьяк и поп).

...

Я уверен, что прочитавшие оригинал, смогут заметить еще много интересного. Но как можно было вынести такие суждения, читая укороченный (обессмысленный) вариант сказки? Что вообще можно сказать о том варианте сказки, который сейчас читают в садиках или младших классах школы?

Этот пример, со старой сказкой, я привел здесь для того, чтобы многие задумались, а что они вообще-то знают о Руси, о её прошлом, о её культуре и её боевых искусствах?

В заключении я приведу выдержку из Книги Александра Ретюнских "Русский стиль рукопашного боя (Стиль Кадочникова)":

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

Представьте каратиста, который выполняет ката (формальные упражнения) или ведет поединок на скованной льдом реке. Те, кто знаком с этим восточным единоборством, сразу поймут, что такое невозможно — либо у босоногого, одетого в кимоно человека начнут разъезжаться ноги, он станет поскальзываться и падать, либо ему придется одеть сапоги (можно и валенки и тулуп) и принципиально изменить свою технику, которая уже не будет иметь ничего общего с каратэ. Произойдет это по простой причине — в выпестованном в Японии стиле используются прежде всего стелющиеся вдоль земли перемещения, а они возможны, когда между подошвой ноги и опорой надежная сцепка, строго говоря высокий коэффициент трения.

Впрочем, японская боевая система от этого ничуть не умаляется — на Окинаве, откуда пошло каратэ, не морозов, ни снега не бывает, и поединки на льду местных жителей мало волновали. Они, молодцы, систему под себя создавали, под свое телосложение, под особенности своего климата, и вдвойне заслуживают уважения, что сохраняют и развивают родные традиции.

На протяжении многих веков жил на Руси обычай стеношного боя. В масленицу, чаще всего на замерзшей реке, сходились парни и мужики окрестных деревень и городков и шли стенка на стенку. Нам кулачное побоище может показаться бессмысленной жестокостью, варварским обрядом. Но так судить значит не знать отечественной истории, причин, породивших его.

Почему сходились зимой и на реке? Реки были главными дорогами лесистой, заболоченной Руси. Летом по ним пролегал лодочный путь, зимой — санный. По замерзшим рекам и болотам передвигались и войска — вероятность сражения на льду была велика.

Причем исход битв решали не только дружинники (профессиональные ратники), сколько ополченцы простой люд, крестьяне, ремесленники. А так как войны шли непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если для дружинников умение владеть оружием служило основным способом зарабатывать на хлеб и они могли ежедневно развивать свое мастерство, то те, кто выращивал этот самый хлеб, занимался ремеслами, торговал, вынуждены были готовить себя к битвам между делом.

Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму в зрелом муже, как достичь у ополченцев готовности сражаться плечом к плечу по первому зову. Так возникла традиция стеношного боя. Правила по всей Руси были почти одинаковы. Сходились стенка на стенку, каждая могла иметь два, три, а то и больше рядов. Бить в лицо и ниже пояса запрещалось, лежачего не трогали — ведь свои же, русские (в отличие, от восточных единоборств, где добивание противника символическое или реальное — непременное условие). Зато в грудь и живот садили без поблажек, со всего плеча. Выигрывала та стенка, которая прорывала другую.

Кулачный стеношный бой был подготовкой воинов, что называется, без отрыва от производства. Ополченцы стремились всегда скомпенсировать недостаток вооружения и профессионализма неожиданным использованием ситуации. Так, на знаменитое Ледовое побоище ополченцы, собранные Александром Невским, не надели лат и взяли с собой багры. Знали, что в апреле лед на Чудском озере коварный, а потому тяжестей на себе надо иметь поменьше. Баграми же удобно стаскивать тяжело вооруженных рыцарей с лошадей. Ноги-то у животных на замерзшем озере разъезжались, они были неповоротливы, а потму ополченцы, привыкшие передвигаться по льду (сколько на нем стеношных боев проведено!), обладали инициативой и навязывали противникам выгодную для себя дистанцию. Так их полностью и разгромили — кого врукопашную, кого в полыньи загнали.

Кстати, на Куликовском поле передовой полк полностью сотоял из ополченцев, и они свою задачу выполнили — выдержали первый натиск. Конница Мамая хоть и смяла их, но стенку не разогнала.

В стеношном бою отрабатывались в основном совместные действия, чувство локтя, взаимовыручка. Все подчинялось единой цели — сам погибай, а товарища выручай. Но, помимо общей слаженности, каждый стеношник должен был обладать личным умением.


В избранное