Покрышки: ключевой фактор в автоспорте. Их часто называют \"черное золото\" Формулы-1. Мастерство пилота, мощность двигателя, аэродинамика, надежность - каждый из этих факторов может оказаться решающим в Ф-1. Идеальная резина может приносить \"всего лишь\" секунду выигрыша на круге, но на протяжении всей дистанции это преимущество может оказаться более чем существенным.
Но, прежде чем покрышки приведут гонщика к клетчатому флагу, им предстоит выдержать предельные перегрузки. Почти на каждой трассе Гран-При есть шиканы, перед которыми пилотам приходится тормозить с предельной скорости в 300 и более километров в час до 100 или меньше. Именно задача покрышек обеспечивать максимальное сцепление с поверхностью трассы, чтобы это торможение занимало как можно меньше времени. В течение такого резкого торможения на покрышки действует продольная нагрузка в две тонны. А при разгоне центробежная сила старается до конца добить резину. Покрышки должны не только выдерживать такие испытания, но и выполнять свое основное предназначение - держать болид на трассе.
За взаимодействие болида и покрышек отвечают две составляющих. Первая - состав резины. Именно поэтому, способ изготовления резины охраняется лучше, чем государственная тайна. Главными компонентами покрышек являются: резина, различные наполнители, нефтепродукты, размягчители. Компании Michelin и Bridgestone, поставляющие покрышки для болидов Формулы-1, постоянно тестируют мягкие и жесткие типы резины. Мягкие покрышки дают большее сцепление с трассой, но быстрее изнашиваются. Жесткие значительно прочнее, но из-за меньшего сцепления скорость прохождения поворотов оказывается ниже.
Второй параметр, не менее важный, чем состав - рабочая температура покрышек. Для команд определение рабочей температуры это очень сложная проблема, так как им приходится работать с температурой воздуха, асфальта и самих покрышек. Для каждого состава резины есть свой диапазон температур, в которых они работают оптимально. Поэтому эксперты делают замеры температуры на разных участках пит-лейн, чтобы получить детальную картину температуры трассы. Одного-двух градусов, как правило, достаточно, чтобы характеристики покрышек заметно менялись. Чтобы подстроить покрышки под температуру, команды меняют давление в них. Если температура дорожного полотна низкая, а на болиде стоят жесткие покрышки, он начинает скользить. То же самое произойдет в противоположной ситуации, в жарких условиях на чрезмерно мягкой резине. Отклонение в давлении на 0,1 бар от оптимального, и быстрейшего круга вам не видать.
Очень важно, как можно скорее разогреть покрышки до оптимальной температуры, в районе 100 градусов. Еще до гонки используются нагревающие чехлы, которые одеваются на колеса перед стартом. После этого пилоты уходят на прогревочный круг с температурой покрышек 60-80 градусов. В среднем на одном комплекте резины можно проехать 150 километров, чуть больше или чуть меньше, в зависимости от состава резины, температуры и, конечно, стиля пилотирования. Поэтому на 300-километровой дистанции гонки Формулы-1 покрышки обязательно приходится менять.