Эдди Джордан: "Это трасса нового
тысячелетия. В строительство вложили много
денег, Малайзия действительно смогла
воплотить серьезный проект молодой
демократии. Для создания таких масштабных
проектов и инвестирования таких сумм, нужна
устойчивая политическая структура. За
такими проектами будущее "Формулы-1".
Давайте надеяться, что нас ждет
захватывающая гонка, после которой
малазийцы поймут, что строили не зря."
Второе пришествие "Формулы-1" в Азию
несколько лет назад казалось неотвратимым.
Суровая рекламная политика старушки Европы
не позволяла полностью воплощать интересы
табачных компаний - основного источника
финансирования команд. Но все произошло
иначе, табачных спонсоров постепенно
сменяют фирмы, торгующие менее вредным (с
точки зрения поклонников здорового образа
жизни) товаром и экспансия "Формулы-1" в
Азию идет не теми темпами, что
предсказывали эксперты. Наверное это к
лучшему. Гигантомания новых трасс не может
заменить привычного уюта европейских
этапов.
Малайзия
Малайзия расположена в самом центре Юго-Восточной
Азии и состоит из двух регионов, Восточной и
Западной Малайзии, делящихся в свою очередь
на тринадцать штатов. Климат тропический,
теплый и влажный в течение всего года, с
колебаниями температур от+21 до 32С. Ежегодно
выпадает 2000-2500 мм осадков. В западной
Малайзии, где и построена трасса максимум
осадков выпадает с августа по сентябрь.
Причем дожди бывают очень сильные и
длительные, ФИА специально планировала
дату гонки, чтобы не попасть в сезон дождей.
Государственный язык - малайский.
Практически все население владеет
английским, распространены также
тамильский и китайский. Российские
граждане имеют право находиться в стране
без визы в течение одного месяца, но билеты
достаточно дороги, что вкупе с высокой
стоимостью входных билетов на трассу
делает поездку на "Гран-при Малайзии"
крайне разорительным мероприятием. По
крайней мере пока.
Строительство трассы
Господин Абдула Хамида Мохда Али,
руководитель компании, владеющей всеми
авиаперевозками Малайзии узнал о том, что
ему придется руководить строительством
трассы для "королевских автогонок" от
премьер-министра Малайзии Мохатира
Моххамеда. Политики желали заполучить
своей стране часть мирового внимания и к
званию одного из лидеров по производству
олова и каучука добавить статус спортивной
державы. Для этого новый автодром должен
был превзойти существующие по всем
параметрам. Сказались и теплые отношения
между премьером и руководством ФИА. С
включением гонки в календарь проблем не
было. В общем работа закипела.
Место для автодрома нашли быстро. По
соседству с аэродромом Сепанг был выбран
участок земли, площадью 90 гектар, с очень
выгодным рельефом и летом 1997 года работа
закипела. Основной подряд на разработку
проекта получила немецкая фирма "Tilke",
а воплощать его в жизнь поручили местным
компаниям, выбранным по результатам
специального конкурса. Правда не все
заложенные в проект технические решения
удалось выполнить из-за финансового
кризиса, но заменив дорогие иностранные
материалы на местные, удалось здорово
сократить стоимость работ и уложиться в 120
миллионов долларов. (Кстати разработчики
российской трассы объявляют сумму в шесть
раз большую). Однако качество не всех работ
удовлетворяло организаторов, поэтому в
ходе строительства часть местных фирм
отсеивалась, а пришедшие на их место
брались за дело с удвоенным энтузиазмом.
"
Автодром был построен за 14 месяцев и все
это время чиновники ФИА внимательно
следили за ходом работ. Все проблемы старых
трасс - неважную безопасность, плохо
спланированные коммуникации и прочие
удалось решить при строительстве, получив в
результате трек, абсолютно готовый к
проведению соревнований. Торжественно
открытие состоялось в декабре 1998 года и
проходило с большой помпой. Перед глазами
журналистов предстал огромный гоночный
комплекс прекрасной, напичканной
электроникой трассой, невероятно большими
(1400 метров) крытыми трибунами, внутренним
телевидением и пресс-центром на 500
корреспондентов. Таких масштабов в Ф1 еще не
было. Впрочем "Индианаполис" все эти
достижения с легкостью перекрыл.
История этапа
Дебютную гонку трудно было назвать
захватывающей, но тому наверное можно найти
объяснение - слишком велика цена каждого
очка в конце чемпионата, а новизна трассы
только добавила осторожности пилотам.
Запомнился первый "Гран-при Малайзии"
совсем другим - скандалом с
дисквалификацией "Феррари" после
гонки из-за несоответствия дефлекторов
пункту 3.12.1 принятого технического
регламента. Мику Хаккинена объявили
чемпионом, после подачи апелляции заявили,
что чемпионство откладывается. Чехарда
слухов и сплетен, даже далекий от "Формулы-1"
спортивный выпуск новостей ОРТ начинал
свои пятиминутки с новостей от ФИА. Судьба
чемпионата решалась в Париже на заседании
апелляционного суда, дисквалификацию
отменили, но неприятный осадок остался.
С предстоящим этапом тоже не все гладко.
Некая организация "Free Anwar Campaign"
намерена провести многотысячную
демонстрацию в дни проведения "Гран-при
Малайзии" с целью обратить внимание
мировой общественности и освободить из
тюрьмы отбывающего 15-летний срок по
обвинению в коррупции, бывшего премьер-министра
Малайзии. Привлечены дополнительные силы
охраны правопорядка, но намерения у
организаторов митинга весьма серьезные.
Поживем увидим.
Длина:
5.542,183 м, ширина прямой старт-финиш: 16 м, ширина 1-го поворота: 18 м,
повороты: 15 (5 -
левых и10 правых), прямые: 8.
Рекорды трассы:
Поул-позишн
Победа
Быстрейший круг
М.Шумахер (1999)
Ferrari F399 (195)
1'39.688, 200.136 км/ч.
Э.Ирвайн (1999)
Ferrari F399 (196)
1:36'38.494, 192.682 км/ч
М.Шумахер (1999)
Ferrari F399 (195)
1'40.267, 198.981 км/ч.
"Гран-при Малайзии":
Все этапы
Дата Трасса Поул Команда Победитель Команда
============================================================
17.10.99 Сепанг М.Шумахер Ferrari Э.Ирвайн Ferrari
================================
Выпуск 72. 15.10.2000. 19.00 MSK