Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

На дне Волги обнаружили корабль-призрак


меню выпуска:

На дне Волги обнаружили корабль-призрак
2012-12-12 17:45

На дне Волги обнаружили корабль-призрак
Затонувший корабль обнаружен на глубине 20 метров в районе поселка Светлый Яр. Историки уже назвали эту находку уникальной. А все дело в том, что судно и его экипаж погибли не во время Великой Отечественной войны (таких кораблей на дне Волги хоть отбавляй), а гораздо раньше. Скорее всего, мы имеем дело с кораблем времен Гражданской войны, построенным еще в ХIХ веке. Сенсационная находка объединила волгоградских ныряльщиков, которые совершили более сотни погружений, обследуя судно, пролежавшее на речном дне около века.

А началось все в конце минувшего лета, когда инструктор Константин Редькин и его студенты из клуба «Дайв-Гид» решили понырять недалеко от поселка Светлый Яр. Во время одного из погружений ученики указали на неопознанный затонувший объект - с виду груда железа, обросшая водорослями и ракушками. К сожалению, на его борту не было сокровищ, впрочем своей ценности от этого корабль не потерял.

- Очень долго мы не могли выяснить даже примерный возраст и происхождение корабля. Всему виной минимальная видимость и бешеное течение, - говорит один из самых опытных дайверов, обследовавших находку, Сергей Цыпкин. - Только в начале декабря течение успокоилось, видимость улучшилась на полтора метра. Теперь мы планируем совершать погружения каждые выходные.

В ближайшие дни дайверы вновь спустятся на глубину с одной единственной целью - выяснить название корабля, очистив табличку на его борту от наростов и речного мусора.

«Ваня Коммунист»

Сергей Цыпкин признается, что это одно из самых старых судов, которое ему доводилось видеть.

- Корабль построен ориентировочно в ХIХ веке. Судно, скорее всего, военное, - предполагает он. - Об этом говорят сами конструкции: клепаные крепления деталей, металлические борта, изнутри заделанные деревянным брусом. На борту мы обнаружили стреляную гильзу морского артиллерийского орудия. А на ней дата изготовления - 1913 год!

Но и это еще не все. Каждый метр обследуемого судна был наполнен открытиями: вот детали паровой машины, следом за ними ходовая рубка с уцелевшим штурвалом.

Что это был за корабль? По словам дайверов, некоторые признаки указывают на то, что волгоградский корабль-призрак похож на легендарную канонерскую лодку «Ваня Коммунист». Этот колесный пароход был произведен еще в 1905 году, а во время Гражданской войны его переоборудовали под боевой. В составе Волжской военной флотилии он участвовал во взятии Казани, за что был награжден Красным Знаменем ВЦИК. Судно вместе с капитаном затонуло во время боя в 1918 году на реке Кама.

Как погиб корабль, найденный волгоградскими дайверами, предстоит выяснить историкам. Однако и без того ясно, что судно участвовало в военных действиях во время Гражданской войны. Дайверы уверены, что он был либо расстрелян, либо подорван на мине. В пользу последней версии говорит то, что одно из его колес покорежено взрывом.

- Наш «Ваня» развалился на несколько частей, на передней установлен паровой двигатель, который вращал два колеса по правому и левому борту. Сверху над колесами сохранились арки, на них еще видна краска, здесь должно быть написано название корабля, но все заросло ракушками, прочитать его невозможно, - констатирует Цыпкин.

Пока только по внешнему виду можно предположить, что это речной паровой буксир. Похожие строили на Саратовской верфи, а во время войны подобные машины переоборудовали в боевые, устанавливая на них пушки и пулеметы.

По найденным здесь гильзам можно предположить, что на судне были установлены пушки Коне, Гочкиса, а также пулеметы «Максим». Возможно, и их останки удастся найти, но на это нужно время.

«Ванины» туристы

Выяснить точное название и судьбу «Вани» водолазы надеются уже в ближайшие дни. Вот только поднять судно на берег вряд ли удастся. Ведь мало кто захочет раскошелиться на два-три миллиона рублей - в такую сумму, по самым скромным подсчетам, обошлась бы операция.

К тому же она может быть попросту смертельно опасной. Нельзя исключать, что на судне сохранились боевые снаряды, которые могут сдетонировать.

Пока же будущее «Вани» видится призрачным, именно таким, как были те сто лет, что он пролежал в мутной волжской воде.

Впрочем, надежда увидеть корабль вживую все-таки есть: дайверы обещают устраивать здесь экстремальные подводные экскурсии.

По материалам http://news.vdv-s.ru/society/?news=231081


к меню выпуска


В Балтийском море нашли погибшую советскую подлодку С-6
2012-12-14 13:46

В Балтийском море нашли погибшую советскую подлодку С-6
С августа 1941-го она числится пропавшей без вести.
В прибрежных водах шведского острова Готланд тамошние дайверы нашли подводную лодку. Она отлично сохранилась. Винты и руль целы. Рядом покоится торпеда. Метрах в трех от корпуса лежит оторванная носовая часть. Корпус обтягивают рыболовецкие сети, которые, видимо, цеплялись при донном тралении. Прицел 100-миллиметровой пушки сияет серпом, молотом и звездочкой, а над счетчиками выбиты надписи “Прицел в тысячных” и “Дистанция в кабельтовых”. Заводской номер прицела 30, год изготовления - 1936-й.
Для детального обследования шведы выслали спасательное судно Королевского флота “Белос”.
- Идентифицировали как советскую подводную лодку С-6, - пояснил помощник Главкома ВМС Швеции капитан 1 ранга Кристиан Аллерман. - Она лежит на 40-45-метровой глубине.
С-6 исчезла 30 августа 1941 года в боевом походе. Предположительно подорвалась на минном заграждении. По другим данным, ее потопила авиация.
Командующий шведским флотом Ян Тернквист в письме Главкому российского ВМФ Виктору Чиркову назвал место гибели подлодки, которая больше семидесяти лет официально числилась пропавшей без вести. Иностранцы готовы помочь в опознании субмарины и организации церемонии поминовения. Подключили Петербургский клуб моряков-подводников.
- В первую очередь, надо найти родственников погибшего экипажа, - говорит председатель клуба Игорь Курдин. - Думаю, нельзя проводить акцию памяти формально, как это бывает, - нашли, венок на воду спустили и забыли. Потомки в первую очередь должны почтить память воинов.
Первым отозвался племянник краснофлотца Андрея Ковязина, погибшего в 27-летнем возрасте.
- Я собираю материал о родственниках, погибших в годы Великой Отечественной, - сказал ветеран военной службы Юрий Ковязин. - Мне и моим близким интересна судьба С-6, на которой мой дядя служил строевым, и обстоятельства последнего похода.
По международным морским правилам погибшая лодка с экипажем считается братским захоронением - священным и неприкасаемым. Правда, традиции не всегда соблюдают.
- Многие борются за подъем кораблей, чтобы похоронить моряков в земле, - говорит председатель Санкт-Петербургского совета ветеранов-подводников ВМФ Лев Чернавин. - Но большинству родственников достаточно знать точное место могилы.

Решение по С-6 примут в ВМФ и Минобороны.

- Технически возможность подъема лодки есть, хотя операция стоит десятки миллионов рублей, - сказал корреспонденту “Комсомолки” председатель правления ассоциации водолазов России Андрей Шпигель. - Но морально-этический аспект важнее. Не исключено, что отсеки держат воду, и тела в бескислородном пространстве и при постоянной температуре хорошо сохранились. С другой стороны, может, достаточно обозначить точку на картах, дать в лоцию коррективы, чтобы корабли давали сигнал памяти, и оставить усопших в покое.
СПРАВКА “КП”

С-6 - средняя дизель-электрическая торпедная подлодка. Ее спустили на воду в Ленинграде 31 марта 1938 года под литерным обозначением “Н-6”. В состав Балтийского флота вошла 27 ноября 1939 года. Участвовала в советско-финской войне и Великой Отечественной, в которую вступила 23 июня 1941-го. Первые потери экипаж понес 9 июля. При немецком авианалете погибли три краснофлотца Н.С. Духовский, А.Г. Пододуев и Н.М. Тиманин. В следующий боевой поход, 6 августа 1941-го, отправился экипаж в составе 46 человек.
ТТХ “С-6”: длина 77,7 метра, ширина 6,4, средняя осадка 4. Предельная глубина погружения 100 метров. Надводная скорость 19,5 узла, подводная – 8,7. Автономность плавания 30 суток. Экипаж 49 человек.
Современный статус – пропавшая без вести.

По материалам КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ
http://www.kp.ru/online/news/1311980/


к меню выпуска


IV digital #4/2012
2012-12-16 23:30


Вышел новый номер IV digital!
Кликайте на баннер справа или кнопку IV digital наверху!
Читайте и реагируйте. Редакция открыта
для позитивной критики.


к меню выпуска



В избранное