Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Найден лидер <<Москва>>, первый Советский корабль, погибший во время Великой Отечественной войны


меню выпуска:

Найден лидер «Москва», первый Советский корабль, погибший во время Великой Отечественной войны
2011-05-16 15:50

Найден лидер «Москва»,  первый Советский корабль, погибший  во время Великой Отечественной войны
Читайте, смотрите краткий отчет Румыно-Русско-Украинской поисковой команды дайверов GUE.
Без малого 70 лет назад, в ночь на 22 июня, немецко-фашистские войска перешли границу СССР, и наша страна вступила во Вторую мировую войну. Сейчас очень популярно мнение о полной "неготовности" Советских войск и пассивности командования в первые дни боевых действий. Возможно, в этом есть доля истины, но события на Черноморском театре военных действий скорее опровергают эту теорию. Уже в час ночи Севастополь был полностью затемнен, а главная база Черноморского флота приведена в готовность №1. В 3:15 утра огнем 59-ой отдельной железнодорожной зенитной батареи был сбит первый немецкий самолет. Чуть более 13 часов спустя, в 16:40, получив добро из Кремля, к восточным берегам Черного моря вышли три подводных лодки Щ-205, Щ-206, Щ-209, а также в дальний дозор у главной базы отправились М-33 и М-34. Это был первый день войны на Черном море.

Около четырех лет наша команда разрабатывала проект, связанный с достаточно “темной” историей, случившейся в первые дни войны. В ночь с 25 на 26 июня наши корабли совершили боевой рейд к румынскому порту Констанца. В результате артогня наших кораблей – лидеров “Харьков” и “Москва”, были полностью уничтожены нефтяные запасы порта, разрушены несколько эшелонов с оружием и боеприпасами, предназначенных румынским войскам для вторжения на Украину. Конечно, об этом факте было доложено правительству, а благодаря Советскому Информбюро весь мир узнал об успешной набеговой операции советских моряков. Но, как часто бывает, история была рассказана не до конца: в этой операции погиб один из наших лучших кораблей – лидер эскадренных миноносцев “Москва”. Удивительно, но даже спустя столько лет очень сложно установить ход событий и истинную причину гибели корабля. По свидетельствам моряков лидера “Харьков” и румынской стороны, взрыв был настолько чудовищной силы, что столб белого пламени и дыма взметнулся на “...более чем 30 метров”. Корабль переломился по миделю, носовая часть почти сразу погрузилась в воду, корма, работая винтами в воздухе, оставалась на плаву еще несколько минут (думаю, около пяти – прим. авт.), вплоть до погружения в воду по самолетам противника с кормового мостика велся непрерывный зенитный огонь.
Удивительно, но все эти годы как историю корабля, так и истории выживших моряков обволакивала пелена информационного вакуума. Возможно, в глубинах Центрального военно-морского архива и есть ответы на все вопросы, однако нам ни разу не удалось столкнуться с официально опубликованным мнением относительно причины, да и собственно месте гибели корабля.
Наиболее распространены четыре версии: попадание крупнокалиберного снаряда береговой батареи; попадание снарядов кораблей противника; подрыв на минном заграждении; атака подводной лодки. Что же касается места, в “общепринятой” точке гибели, обозначенной на навигационных картах значком wreck, при сканировании дна останков корабля не обнаружено.

1 мая 2011 года в город Констанца прибыла совместная Румыно-Русско-Украинская поисковая команда дайверов GUE. Нас любезно принял руководитель Respiro Diving Society – Мирча Попа (Mircea Popa). Мирча более двух лет занимается поиском лидера “Москва”, и мы верили, что такое сотрудничество пойдет всем на пользу. Первый день сканирования в секторе одной из версий, которая опиралась на архивные румынские схемы боя, результатов не принесла. В вечернем дебрифинге мы попытались еще раз пройтись по всем версиям и “отмести” лишние.
Итак, мы отбросили вероятность попадания артиллерии кораблей противника. Калибр эсминцев Regina Maria и Marasti был скорее недостаточен для настолько удачного попадания при том, что наши корабли отходили противоартиллерийским зигзагом, были скрыты выставленным дымом, а удаление составляло практически максимальную дистанцию огня 120-мм пушек Bofors.
Также отбросили версию попадания крупнокалиберной батареи Tirpiz. По данным как немецкой стороны, так и доклада командира лидера “Харьков” крупнокалиберная батарея начала пристреливаться достаточно поздно (первый залп в 05:18), и опасная близость взрывов вокруг “Харькова” появилась только после взрыва “Москвы” (05:21). У нас остались только версии подрыва на минном заграждении и торпедная атака. Надо признать, в последнюю верить совершенно не хотелось. По всем архивным документам единственная румынская подводная лодка Delfinul в это время находилась намного севернее. Единственной подводной лодкой, находившейся в опасной близости к этому району, была наша Щ-206 под командованием капитан-лейтенанта С.А. Каракая. Лодка не выходила на связь и, скорее всего, ничего не знала о планируемой набеговой операции наших кораблей. Надо понимать, что северная позиция лодки была всего в 7-8 милях от предположительного места событий, и потенциальная ошибка в счислении вполне могла привести нашу лодку в район операции. Кроме того, с лидера “Харьков” за несколько секунд до взрыва видели следы двух торпед. Отодвинув последнюю версию как самую “нежеланную”, мы сосредоточились на версии “минное поле”.
Проанализировав всю доступную информацию, мы пришли к мнению, что наиболее вероятная точка гибели – первая четверть (юго-западная часть) минного заграждения S-10. К сожалению, во всех источниках несколько разнятся данные о поведении наших кораблей перед взрывом, но сопоставив факты, мы выбрали на наш взгляд наиболее логичные курсы кораблей с учетом всех обстоятельств.
Следующий день преподнес несколько интересных моментов. Во-первых, нам удалось встретиться с историком, профессором Иоаном Дамаскином (Ioan Damaschin), который более десяти лет пытался разобраться в событиях 26 июня 1941 года. Встреча проходила в редакции журнала Marea Noastra. На встрече также присутствовал контр-адмирал Petre I. Zamfir, служивший на эсминце Regina Maria и помнящий тот бой со стороны противника. Эта встреча открыла один интересный факт, который вообще не упоминается ни в одном из советских источников.
По нашим кораблям помимо тяжелой немецкой батареи Tirpiz (280-мм) вела огонь румынская батарея Elisabeth (105-мм), которая, в отличие от немецкой батареи, открыла огонь спустя три минуты после вступления наших кораблей в бой (05:05). При этом наши корабли 26/28-узловым ходом, придерживаясь боевого курса 221°, шли прямым курсом на эту батарею. Конечно, калибр батареи скорее был недостаточен для поражения кораблей в начале операции, но вероятно именно огонь Elisabeth заставил отвернуть наши корабли на курс отхода 123° (по румынским данным NE). Эта информация стала еще одним листом в колоду информации о боевых событиях у Констанцы.
Тем временем, пока мы были на встрече, вторая часть нашей команды отправилась в район для поисков, оговоренный с вечера. Первая часть дня была посвящена полному закрытию района на север от минной постановки S-10, во второй части, спустя примерно десять часов поиска на экране сонара на глубине 45 метров сначала прорисовался неопределенный объект с размерами восемь на шесть метров, позднее ласково прозванный “ящик”, а спустя несколько секунд в трехстах метрах сонар отрисовал корпус корабля около 90 метров длиной.
5 мая дайверами была обследована основная часть корабля. Визуальный контакт дал 100% подтверждение – лидер “Москва” найден! Корабль стоит с креном на левый борт примерно 35º, возвышение над грунтом 10 метров. Для осмотра доступны перо руля и винтовая группа. Вся кормовая часть в хорошей сохранности вплоть до первого котельного отсека – кормовые орудия главного калибра, зенитные орудия, кормовой пост огня, оба снаряженных торпедных аппарата. Далее начинается коллапс из метала, и понять что где практически невозможно, разрушения поразительны! Мы сделали два погружения, 40 минут донного времени – этого достаточно для беглого осмотра всего корабля, однако явно недостаточно для детального изучения.
С условием того, что “ящик”, который по обмерным характеристикам очень похож на основную надстройку, лежит фактически на линии минного поля, мы можем смело сделать вывод, что корабль взорвался на мине из заграждения S-10. Однако сложно предположить, что двухсоткилограммовая мина могла вызвать такие серьезные разрушения носовой части самостоятельно. Существует версия, что в начале войны в секциях прямо на палубе в районе места взрыва хранились запасные снаряженные торпеды. Возможно. детонация этих торпед по левому борту вызвала чудовищный взрыв. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что после операции в Констанце со всех лидеров на всех флотах торпеды убрали. Кроме того, при обследовании рэка нашими дайверами не было обнаружено ни одной запасной торпеды, кроме одного оторванного от основной части боевого отделения торпеды (по правому борту в районе ТА).
К сожалению, ни погода, ни время не позволили нам погрузиться к заветному “ящику”, и это предстоит сделать будущим исследователям.
26 июня 2011 года в день семидесятилетия гибели корабля Respiro Diving Society планирует опустить на палубу лидера “Москва” символическую плиту и венок в память о погибших моряках и первом советском боевом корабле, погибшем в годы Великой Отечественной войны.
По итогам экспедиции все данные и материалы проекта, а так же информация о месте гибели будут высланы в архивы Румынии и РФ, и тематические web-ресурсы. Все, кого каким-либо образом интересует дополнительная информация по проекту, могут обращаться по адресу pgscuba [собак] gmail.com

P.S. Лично от себя и от всех участников экспедиции хочу принести благодарность полковнику Баншацу Борису Шойловичу и Лубянову Андрею Николаевичу за ту огромную работу, которую они проделали, скомпилировав максимально возможное число документов и версий в своей книге “Лидер эсминцев “Москва”. Ваша работа существенно помогла нашей поисковой команде! Спасибо профессору Иоану Дамаскину за содействие и предоставление ценной, ранее не изученной информации.
Мы также благодарны всем, кто прямо или косвенно помогал нам в наших поисках и верил в успех экспедиции.

P.P.S. Подводная лодка Щ-206 в базу не вернулась, и считается “без вести пропавшей”. Сложно сказать, насколько реалистичны отчеты о следах торпеды в бою при Констанце как до гибели лидера “Москва”, так и спустя несколько часов (по лидеру “Харьков”). Существуют документы об успешной атаке эсминца “Сообразительный” – корабля прикрытия “Харькова” – по неизвестной подводной лодке в квадрате 3953. С другой стороны, нет подтверждения о гибели лодки с борта лидера “Харьков”, который, собственно, и призвал “Сообразительный” заступить в охранение и атаковать ПЛ. Одним словом, это еще одна темная страница, которую предстоит раскрыть...

Команда экспедиции:
Филипп “P.G.” Якимов (GUE)
Mircea Popa (Respiro Diving Society)
Сергей “SI” Ивченко (GUE)
Юлия “JVG” Голосий (GUE)
Misa Claudiu (GUE)
Светлана Ивченко

Найден лидер «Москва»,  первый Советский корабль, погибший  во время Великой Отечественной войны

Найден лидер «Москва»,  первый Советский корабль, погибший  во время Великой Отечественной войны

Найден лидер «Москва»,  первый Советский корабль, погибший  во время Великой Отечественной войны


к меню выпуска


WWF приглашает на День Биоразнообразия в «Лосином острове»
2011-05-17 16:11

Всемирный фонд дикой природы (WWF), редакция GEO, и издательство «Аксель Шпрингер Раша» приглашают Вас принять участие в Дне биологического разнообразия,который пройдет впервые в Москве в субботу, 21 мая, в 12:00 в национальном парке «Лосиный остров».
Год назад в России впервые прошел День биологического разнообразия GEO, местом его проведения стал национальный парк «Кедровая падь» под Владивостоком. В этом году местом акция пройдет всего в нескольких километрах от Москвы, в «Лосином острове».

В течение дня журналисты GEO, ученые и эксперты из Всемирного фонда дикой природы (WWF), а также гости будут изучать биологического разнообразие на выделенном участке национального парка. Мы приглашаем на акцию всех, кто неравнодушен в природе и готов потратить половину своей субботы на то, чтобы узнать, какие природные сокровища лежат у нас под ногами. Мероприятие продлится с 12 утра до 18.30 (ориентировочно).

“Цель акции — обратить внимание общественности к богатствам природы, которые в буквальном смысле «лежат у нас под ногами», - говорит главный редактор GEO Владимир Есипов.

В течение нескольких часов участники акции под руководством ученых-экспертов будут изучать биологические виды на отдельных участках национального парка.

«Москве очень повезло, что прямо в черте города есть полноценный национальный парк, где обитают такие животные как лоси, пятнистые олени, кабаны, зайцы, куницы, белки, а также множество птиц – говорит Игорь Честин, директор Всемирного фонда дикой природы (WWF). – Мы должны всеми способами обеспечить сохранение этой территории – ведь это не просто природный объект, но и место отдыха для многих москвичей. Мы надеемся, что участники акции откроют для себя много нового об этом замечательном месте.»

Стоимость участия для всех желающих – 600 рублей, все средства будут переданы на нужды национального парка.

Для участников акции будет организован обед.

Адрес: Московская область, Королев, улица Торфопредприятие, 85. Детский экологический центр (карта-схема для проезда – в приложении).

Проезд:

На автомобиле – по Ярославскому шоссе до Королева, в Королеве съезд с эстакаду на улицу Пионерская, прямо до шестого светофора, далее по схеме (будет разослана позднее).

На автобусе – от станции метро (время и место отправления будет разослано позднее)

На поезде — электричка с Ярославского вокзала (на Монино, Фрязино, Болшево), станция Болшево, оттуда автобусом номер 7 до конечной остановки «Торфопредприятие».

Что брать с собой: удобную обувь для передвижения по лесу (не помешают резиновые сапоги), спрей от клещей и комаров, непромокаемую одежду на случай дождя.

Для детей будет организована специальная экологическая группа.

За аккредитацией и дополнительной информацией обращайтесь к Дарье Потенко, бренд-менеджер GEO, 8 (495) 980 52 52, 8 926 555 54 45
или в пресс-службу WWF России: тел. (495) 727 0939, Дарья Кудрявцева, dkudryavtseva@wwf.ru, +7 916 994 68 82, Маша Винокурова 8903-273-6079 mvinokurova@wwf.ru


к меню выпуска


Дайверы в социальных сетях - по информации Российского Центра PADI
2011-05-20 15:42

На сайте Российского Центра PADI http://www.divelife.ru в течение двух месяцев проходил опрос, посвящённый социальным сетям, сейчас мы предлагаем ознакомиться с его результатами.
Большинство пользователей сайта Российского Центра PADI бывают в социальных сетях: 91 % опрошенных отметили, что зарегистрированы в той или иной социальной сети.
Что касается популярности ресурсов, то выяснилось, что самая посещаемая сеть – www.facebook.com, на втором месте оказался сайт www.odnoklassniki.ru, определивший ресурс www.vkontakte.ru.
В свою очередь, наши американские коллеги из компании DreamGroe Social Media (http://www.dreamgrow.com) провели опрос о сети www.facebook.ru и выяснили, что в США в среднем человек проводит 38 минут в день на сайте www.facebook.ru.
Смотрите полную информацию об опросе и диаграммы на
http://www.divelife.ru/cgi-bin/show_news.pl?option=FullNews&div=ind&id=676

___________________________________________________________
О Российском Центре PADI: Российский Центр PADI представляет в России Ассоциацию PADI (Профессиональная Ассоциация дайвинг-инструкторов) – самую большую в мире международную организацию, занимающуюся обучением подводному плаванию и объединяющую любителей дайвинга и профессионалов самого высокого уровня. Профессиональные члены Ассоциации, в состав которых входят более чем 6000 дайв-центров и курортов по всему миру, а также 135 000 индивидуальных членов: инструкторов, дайвмастеров, ассистентов инструктора, ежегодно выдают около 1 миллиона дайверских сертификатов различных уровней. Профессионалы PADI делают подводные исследования и приключения доступными для всех желающих, поддерживая при этом высочайшие стандарты обучения, безопасности и обслуживания клиентов. Более подробная информация на сайте www.divelife.ru.


к меню выпуска


Поддержите благотворительный проект
2011-05-22 21:32

Дайвинг-клуб «Аква-Глобус» является одним из учредителей «Фонда содействия выполнению государственной программы «Доступная среда». Эта программа создана для приобщения людей с ограниченными возможностями к активному образу жизни.
Очень часто от наших решений зависят судьбы других людей, и в этих ситуациях самое главное – сделать правильный выбор. Сейчас мы просим Вас о помощи, и надеемся, что Ваше решение поможет сделать чью-то жизнь счастливей и ярче.
То, что мы сейчас делаем, не имеет аналогов в России. Мы первые, кто решил заняться реабилитацией и социальной адаптацией инвалидов посредством дайвинга. Сейчас нам необходима Ваша помощь!
http://www.aqua-globus.ru/actions/accessible-environment.html


к меню выпуска



В избранное