Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 23


меню выпуска:

Робо-рыба займется исследованием океанов

Аральская Атлантида

В Черногории найден новый рэк

Сочинский океанариум обживают новые обитатели

В Австралии нашли письмо Руаля Амундсена

Китаец построил подводную лодку

У гавайских островов нашли неизвестные виды рыб

На берегу Охотского моря нашли тушу редкого кита

Холли Бери готовится стать дайвером

Дайверов ждет «ТУшка» болгарского вождя Тодора Живкова

Подводный мир: все о дайвинге, морях-океанах и путешествиях. Выпуск 23

официальный сайт http://ivmag.org

задать вопрос ведущему рассылки: sport.extreme.invertumdiving-owner@subscribe.ru 

Робо-рыба займется исследованием океанов

Робо-рыба займется исследованием океанов Ученые из Массачусетского технологического института создали роботов-рыб нового поколения. Авторы считают, что сконструированные ими роботы идеально подходят для массового производства. Роборыбы подробно описаны в пресс-релизе института. Статьи исследователей находятся на стадии подготовки к публикации в научных журналах.

Новая робо-рыба способна плавать вместе с настоящими рыбами и морях и океанах, изучая их повадки и проводя глубоководные исследования. Внешне искусственную рыбу в воде с расстояния нескольких метров почти не отличить от настоящей, только лишь ее невысокая скорость передвижения способна выдать роботизированную сущность.

Разработчики робота уверены, что новинка поможет значительно лучше исследовать труднодоступные океанские расщелины, гроты и разломы, куда обычным водолазам или батискафам доступ закрыт. "Роботы могут использоваться и в экологических целях – они способны осуществлять постоянный мониторинг состояния воды, следить за вредными выбросами", – говорят в институте.

Профессор Камал Юсуф, один из разработчиков роботизированной рыбы, говорит, что созданные образцы способны продолжительное время работать автономно. По его словам, первые роботы-рыбы в институте были созданы еще в 1994 году, однако тогда стоимость одного механизма составляла несколько десятков тысяч долларов, размер робота был почти метр в длину, а после запуска роботов в океан многие из них были потеряны из-за нестабильной работы работы системы связи.

Теперь ошибки 15-летней давности учтены и исправлены – новые робо-рыбы существенно меньше и обладают развитыми средствами коммуникаций. Как рассказывают в Массачусетсе, Robotuna (Робо-тунец) состоит из 6 независимых моторов и 2843 других узлов, длина каждого робота менее 30 сантиметров. В руках у разработчиков сейчас есть несколько различных робо-рыб, каждая из которых имеет свое предназначение, размер, окраску, рабочие характеристики. В зависимости от модели робота и его размеров, потребляют они от 2,5 до 5 ватт электроэнергии. Сейчас электроснабжение рыб идет за счет внешних источников, например аккумулятора, но в будущих вариантах рыб инженеры надеются внедрить новые источники питания, вплоть до водородных ячеек.

"Кожа" всех робо-рыб состоит из гибкого и мягкого полимера, который не пропускает воду. На вид и ощупь такое полимерное соединение довольно сильно похоже на настоящую чешую рыб. "Такая внешняя конструкция делает их более маневренными, движения роботов сравнительно точно повторяют движения настоящих рыб, работающих за счет мышц, создающих вокруг тела волны", – говорит Юсуф.

Сейчас в институте заканчиваются испытания полимерного соединения, которое будет проводить электрические вибрации и роботизированные рыбы смогут двигаться в воде точно также, как и настоящие рыбы. "Конечно, человек способен отличить робо-рыбу от настоящего прообраза, так как в первой видны и моторы и провода, однако наши разработки довольно точно повторяют настоящих рыб по большинству параметров", – говорят разработчики.

До конца года исследователи завершат работу над 17-сантиметровыми рыбами, которые будут способны довольно быстро плавать и проводить в воде значительную часть работы совершенно автономно. Внешне рыбы будут похоже на тунцов. "Настоящие тунцы имеют оригинальную технику плавания – они способны двигать тело в воде очень быстро – до 10 поворотов в секунду, наши роботы пока могут делать лишь один поворот корпусом в секунду", – говорит Юсуф.

видео здесь: www.youtube.com/watch?v=61VkuyZXMZM

к меню выпуска


Аральская Атлантида

Аральская Атлантида Сотрудники Института океанологии им. Ширшова РАН (ИО РАН) на днях вернулись из десятой (с 2002 года) экспедиции, посвящённой изучению Аральского моря. На пресс-конференции «Аральское море — живое или мертвое?», проведённой на площадке «РИА Новости», учёные подвели итог своей деятельности.

Экологическая катастрофа ХХ века — так говорят о проблеме высыхания Аральского моря. (Поясним, что в тексте под Аральским морем мы будем понимать так называемое Большое Аральское море. Плотина, сооружённая казахским правительством для того, чтобы удержать стоки Сырдарьи на своей территории, разделила Аральское море на две части — Большое и Малое).

Занимавшее ещё в середине прошлого века четвёртое место в мире по площади водного бассейна, Аральское море уменьшилось более чем на три четверти, а объём воды в нём сократился в 15 раз. Теперь в аральской воде можно преспокойненько лежать и читать книгу: уровень солёности вырос с 10 до 150 граммов на литр (в некоторых местах этот показатель достигает 200; для сравнения в Мёртвом море уровень солёности доходит до 300 граммов на литр). К осолонению (ускоренно растущему с 2006 года) добавилась ещё одна напасть — сероводородные заражения, которые находятся всего лишь в 20 метрах от поверхности моря (в Черном море — в 120—150 метрах, да и концентрация сероводорода в нём в 10 раз меньше, чем в Аральском). Всё это пагубным образом сказывается не только на природе и населении Приаралья — Челябинская и Оренбургская области (прежде всего) так же находятся под угрозой неблагоприятных последствий высыхания Аральского моря: ветром лёгкая и опасная пыль с обнажённого дна моря разносится на 700—800 километров.

Не будем спешить винить в этих бедах только человека. Арал уже пересыхал и не единожды. Так, где-то в XIII веке на территории, которую сейчас занимает акватория Аральского моря, была построена мечеть и находилось небольшое кладбище. (К слову, археологи немало открытий «накопали» в 2004—2006 годах на дне высохшего моря). Но но нельзя не отметить, что в XX веке деятельность человека существенно усугубила «жилищную» проблему в Аральском море.

Есть кто живой?

«Кто-то считает, что в Аральском море ещё можно поймать камбалу, кто-то убеждён, что в море всё вымерло. И то, и другое — неправда», — говорит научный сотрудник ИО РАН, специалист по водорослям и донным организмам Аральского моря Филипп Сапожников.

В 2002 году, когда начинались экспедиционные работы ИО РАН, рыба в Аральском море ещё водилась. «Мы видели умирающую камбалу, а эхолоты фиксировали на дне живую, — вспоминает Филипп Сапожников. — Но уже в 2003—2004 годах, и камбала, и каспийская атерина (Atherina boyeri caspia), вторая уцелевшая при высоких значениях солёности рыба, вымерли. Рыбы в Большом Аральском море нет, и это научно установленный факт. Как нет крабов, моллюсков и крупных червей. А ведь ещё в 1970-ом году в море жило около 40 видов морских обитателей! Сейчас в Аральском море живёт только один вид беспозвоночных — личинки двукрылых насекомых из группы хирономид (Chironomidae). Эти солеустойчивые небольшие червячки красного цвета населяют верхний слой грунта на глубине не более 8 метров (с девяти метров начинаются непригодные для их обитания сероводородные грунты). Из этих личинок вылупляются насекомые вроде комара, которые «печально жужжат, летая над морем». К счастью, кусать они не способны: вместо жала у них длинные усы.


Обитает в толще воды и древняя артемия (Artemia salina) — рачок длиной 12—13 миллиметров, способный размножаться партеногенетически, то есть без участия самцов.

Следствие наших грубых вторжений в природу можно лечить только новыми, но умными вторжениями

«Этот вид в некотором роде надежда на экономическую поддержку района, — рассказывает ведущий научный сотрудник ИО РАН, специалист по биологическим системам Аральского моря Елена Арашкевич. — Артемия производит цисты — яйца, которые плавают по поверхности воды. Они резистенты и к солёности, и к температуре, и к сероводороду, и выживают в течение 100 лет (некоторые учёные полагают, что в течение 1000 лет)». Высушенные цисты можно продавать, например, аквариумистам — в солёной тёплой воде из этих яиц через два дня появляются живые организмы. «Бельгийские фирмы, например, заинтересованы в налаживании промышленного производства артемий», — говорит Елена Арашкевич. Плодовитость рачков очень высока: каждые четыре дня они откладывают до 100 «детей». Поэтому яиц артемий должно хватить всем: и людям, и птицам. Последние встречаются на Аральском море в период массовой миграции. Кулики, плавунчики, гуси, чайки, розовые пеликаны и фламинго подкармливаются яйцами артемий (для розовых фламинго, например, это излюбленный корм; впрочем, питаться здесь всё равно больше нечем), сбрасывают старые перья, отращивают новые и летят дальше.

Не только животный, но и растительный мир Аральского море стал беднее в разы: биоразнообразие в фитопланктоне сократилось с 300 видов до 50. Правда, биомасса осталась на том же уровне: в результате природного эксперимента водоросли преобразуются вместе с морем. И в этом смысле Аральское море будет жить до последней капли, полагают учёные.

Виноват ли человек?

Но так ли уж неизбежна эта последняя капля? История Арала длится около 10 тысяч лет, и за это время науке известны четыре регрессии (так называется процесс высыхания моря). И 500, и 1000 лет назад подобные метаморфозы с морем уже происходили. «Численное моделирование показывает, что на современную регрессию Аральского моря повлияли и естественная изменчивость климата (этой причине отводится 30 процентов) и антропогенный фактор (70 процентов)», — поясняет заместитель директора ИО РАН Пётр Завьялов.

Стоит отметить, что под антропогенным фактором в данном случае понимается... околонаучная деятельность.


«Основы деградации экосистемы были заложены в 1954—1956 годах, когда на Арале проводили уникальные для советского времени эксперименты по внедрению в этот водоём каспийской кефали, — говорит Филипп Сапожников. — Даже в случае успеха, кефаль, акклиматизированная в Арале, не была бы столь вкусна, сколь хотелось бы. Но вместе с кефалью в Арал вселилась целая группа сорных рыб: шесть видов бычков и та самая каспийская атерина, которая дожила до 2003—2004 годов». Эти сорные рыбы и подорвали кормовую базу местной ихтиофауны (в частности, таких промысловых рыб, как сазан, плотва, лещ).

Удивительно, но даже пресловутые сбросы пестицидов не оказали такого определяющего влияния на экосистему, как эксперименты по внедрению в водоём новых видов рыб. «Другое дело, что сейчас в восточном дне высохшего бассейна лежат миллионы тонн удобрений и ядовитых веществ, — поясняет Филипп Сапожников. — Для того чтобы задержать эту пыль, и актуален переброс воды».

Стоит ли поворачивать реки?

Об этом «перебросе» рек мечтало советское правительство, сейчас фантазирует Юрий Лужков.

Не отметает эту мысль и Пётр Завьялов. Напомним, речь идёт (и шла в советские годы) о проекте переброски части стока Иртыша. «Следствие наших грубых вторжений в природу можно лечить только новыми, но умными вторжениями, — убеждён замдиректора ИО РАН. — Сама по себе идея мне кажется привлекательной: расчёты показывают, что Россия даже не почувствует отвода воды. Но этот проект, к которому я отношусь осторожно-положительно, требует тщательной и всесторонней разработки. Мне кажется, к этому мы ещё вернёмся».

Если сидеть сложа руки, то по модельным расчётам море будет «уходить» со скоростью полметра — метр в год ещё лет 50, после чего оно примет форму остаточного горько-солёного водоёма, который стабилизируется подземными стоками. Но в природе предугадать что-то наверняка невозможно. Возвращение экспедиции задержалось, так как «лил страшный проливной дождь» — явление для этого региона аномальное. И такие дожди стали идти даже в летний период (традиционный период засухи). «Возможно, водный баланс почвы, поддерживающий экосистему, будет сохраняться», — говорит Пётр Завьялов.

Все, кто бывал на Аральском море, отмечают: после контакта с этой водой проходят костные и кожные недомогания. Например, моментально исчезают экземы

Ложка мёда в бочке дёгтя

Ложку мёда в бочке дёгтя отыскал заведующий лабораторией Института геологии и геофизики Академии наук Республики Узбекистан Максим Петров. По его мнению, научные экскурсии могут пользоваться популярностью: посмотреть на «интересные формы выветривания» или остатки каких-либо форм жизни желающие найдутся. Поддержал коллегу и Пётр Завьялов: «Арал мог бы стать туристической Меккой, ведь это затерянный живой мир, прекрасный уголок природы. К тому же, необходимо изучить и лечебные свойства аральской воды и грязи. По-видимому, они есть. Все, кто бывал на Аральском море, отмечали, что после контакта с этой водой проходят костные и кожные недомогания. Например, моментально исчезают экземы».

на фото: артемия (Artemia salina);
Современный вид Аральского моря (спутниковое изображение) и его прежние границы (красный пунктир). Площадь моря в 1960 г (начало высыхания) — 66 000 кв.км., в 2008 г — 14 000 кв.км. Объём моря в 1960 г — 1060 куб.км., в 2008 г — 120 куб.км. Солёность в 1960 г — 10 г/л, в 2008 г — средняя около 100 г/л, максимальная 211 г/л;

к меню выпуска


В Черногории найден новый рэк

В Черногории найден новый рэк В Черногории у мыса Платамуни дайверы исследовательского центра «Марина» из Герцег-Нови на глубине 72 м обнаружили останки итальянского корабля «Карлота», утонувшего в 1942 г.

Исследование внутренней части корабля было отложено из-за большой глубины и сильных подводных течений. Во время изучение внешнего вида корабля было обнаружено значительные повреждения, причиненные подводной миной.

Сведения о «Карлоте» войдут в подготавливаемый путеводитель дайвера, сообщил инструктор Драган Гачевич.

Кроме того, на дне Боко-Которского залива уже были обнаружены останки нескольких итальянских кораблей времен Второй мировой войны: «Марии Помпеи», «Виторио», «Квинто», «Ореста».

к меню выпуска


Сочинский океанариум обживают новые обитатели

Аквариумы Сочинского океанариума, который лишился большей части рыбы из-за задержки на таможне, обживают новые обитатели. Из Санкт-Петербурга сюда доставили годовалую черноплавичную акулу длиной всего чуть более 80 см, во взрослом возрасте достигающую размеров 1,5-2 метра, сообщил директор по развитию компании-инвестора Atex International Александр Фирсов.

По словам представителя океанариума, подаренная питерскими коллегами рыба "чувствует себя хорошо", чего не скажешь о животных, прибывших из Китая. 29 августа груз экзотической рыбы, предназначавшийся для строящегося в Сочи океанариума, был задержан на таможенном посту в аэропорту курорта на 14 часов. В результате погибло более 4 тысяч особей. "Из 5 тысяч рыб 800 все же выжили, можно сказать - чудом", - рассказал Александр Фирсов.

Специалистам еще предстоит "привести рыбу в чувство", из-за длительного перелета и вынужденного ожидания растаможивания в тесных закрытых контейнерах многие представители подводного мира заболели. Как ранее заявляло руководство таможни Сочи, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности фирмы на складские помещения и сооружения океанариума, а также отсутствие денежных средств в обеспечении уплаты таможенных платежей, таможня была вынуждена отказать в разрешении на хранение груза на складе получателя.

Новый экскурсионный объект площадью 6700 кв м и стоимость 25 млн долларов планировалось торжественно открыть в рамках предстоящего 17-20 сентября Международного инвестиционного форума "Сочи-2009". "Мы стараемся приложить максимум усилий к тому, чтобы открыться в обещанный срок. Ведем переговоры с поставщиками о закупке других партий животных", - отметил директор по развитию океанариума.

Между тем Южная транспортная прокуратура продолжает проверку по факту гибели экзотических рыб в аэропорту Сочи. Погибшие экземпляры взяты на экспертизу, устанавливается точная причина их гибели. По итогам проверки будет дана оценка законности действий должностных лиц Сочинской таможни, получателя товара и таможенного брокера при оформлении и таможенном контроле живого груза.

к меню выпуска


В Австралии нашли письмо Руаля Амундсена

В австралийском городе Хобарт в штаб-квартире яхт-клуба Derwent Sailing Squadron обнаружено письмо Руаля Амундсена. Бумаги, датируемые 1913 годом, были найдены в ящике стола. Сотрудники клуба полагают, что они были попросту забыты там.

Несколько лет назад клуб временно передал письмо Амундсена Тасманскому музею и художественной галерее. В 2007 году документ был возвращен в клуб, и с тех пор его никто не видел.

В письме первый человек, побывавший на Южном полюсе, принимает приглашение клуба стать его почетным членом. В 1912 году после возвращения из антарктической экспедиции Амундсен провел 13 дней в Хобарте. Этот город стал первым, куда полярник и его спутники попали после отплытия из Антарктиды.

Руаль Амундсен погиб в 1928 году, в ходе экспедиции по поиску дирижабля путешественника Умберто Нобиле. Амундсен и Нобиле конфликтовали друг с другом, так как каждый из них считал, что именно ему принадлежит честь считаться первым человеком, достигшим Северного полюса. Нобиле был конструктором и пилотом дирижабля, на котором экспедиция добралась до полюса в 1926 году. Амундсен возглавлял весь проект.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолете «Латам-47» с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолет находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море, радист сообщил, что полет проходит в густом тумане, и запросил радио-пеленг. После этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны. Умберто Нобиле и еще семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

к меню выпуска


Китаец построил подводную лодку

Китаец построил подводную лодку Китаец Тао Ксьянгли (Tao Xiangli) построил личную подводную лодку. Причем, сконструировал энтузиаст не экспонат для музея, а полноценную субмарину, которую уже испытал в водоёме неподалёку от Пекина. Машина оснащена перископом, системой погружения, электрическими двигателями, манометром и двумя лопастями, поэтому "поплавком" она точно не является.

Информация о других компонентах, таких как сонар, не предоставлена, однако поражающая воображение изобретательность жителей Китая почти не оставляет сомнений: однажды комплектация создаваемых здесь частных средств передвижения под водой и в воздухе достигнет функциональности лучших образцов мировой промышленности.

к меню выпуска


У гавайских островов нашли неизвестные виды рыб

Американские ученые провели исследование кораллов, расположенных на глубине 75 метров у северо-западных островов Гавайского архипелага.

Во время первой экспедиции в эти края специалисты Национального управления океанических и атмосферных исследований США неожиданно обнаружили места нагула неизвестных видов коралловых рыбок, похожих на скаровую рыбу и рыбу-бабочку. Собранные образцы будут изучаться отдельно.

«До нас эти рифы никто не видел, - говорит руководитель миссии Рэндалл Косаки. - Без преувеличения, у нас есть более подробные карты Луны, чем коралловых рифов Гавайских островов».

84% рифов, находящихся в территориальных водах США, расположены у берегов Гавайев. Около 15% - вокруг основных Гавайских островов, другие 69% - у необитаемых атоллов, которые с 2006 года имеют статус морского национального памятника (Papahanaumokuakea Marine National Monument).

Обычно аквалангисты погружаются на глубину до 30 метров, а подводные аппараты способны путешествовать на 200-метровых глубинах. Между этими точками расположена так называемая сумеречная зона, которую очень сложно исследовать. Здесь как раз и раскинулись коралловые сады.

Американские ученые применили новую технологию, которая позволяет водолазам спускать гораздо глубже, чем это было возможно всего несколько лет назад.

к меню выпуска


На берегу Охотского моря нашли тушу редкого кита

На берегу Охотского моря нашли тушу редкого кита Занесенный в Красную книгу РФ серый кит был найден мертвым на берегу Охотского моря неподалеку от мыса Айяш. Об этом в среду сообщает пресс-служба Росприроднадзора.

"Тушу серого кита обнаружили в приливно-отливной зоне специалисты компаний "Эксон Нефтегаз Лимитед" и "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании", которые ведут мониторинг охотско-корейской популяции серых китов. По предварительным оценкам, кит погиб несколько дней назад. Причина гибели млекопитающего устанавливается", – приводит сообщение ведомства РИА Новости.

Как сообщается, расследованием займется Росприроднадзор.

По данным природоохранной службы, найденная особь, скорее всего, принадлежит охотско-корейской популяции. Эти киты зимуют и размножаются в южной части Японского моря. В Охотском море они нагуливают жир.

Всего в мире насчитывают 110 особей этого вида.

Серый кит считается одним из древнейших млекопитающих. Возраст вида насчитывает около 30 млн лет. Серые киты сохранили многие признаки далеких наземных предков. Они обладают вибриссами на морде, удлиненным шейным отделом позвоночника с раздельными позвонками, подвижной головой, крупными носовыми и увеличенными тазовыми костями.

к меню выпуска


Холли Бери готовится стать дайвером

Холли Бери готовится стать дайвером Холли Берри готовится принять участие в съёмках экшен-триллера «Тёмный прилив» ("Dark Tide"). Режиссёр картины — Кларк Джонсон («Охранник», «Спецназ города ангелов»).

Берри сыграет инструктора по дайвингу, которая возвращается к работе после почти фатального столкновения с большой белой акулой.

Сценарий написала дебютантка Эмми Сорли. Бюджет проекта оценивается в $15-20 млн; продюсеры: Марти Боуэн, Вик Годфри («Сумерки») и их компания Temple Hill.

Съёмки фильма начнутся уже в этом году в Южной Африке.

к меню выпуска


Дайверов ждет «ТУшка» болгарского вождя Тодора Живкова

Дайверов ждет «ТУшка» болгарского вождя Тодора Живкова Самолет Ту-154 вождя социалистической Болгарии Тодора Живкова в ближайшее время будет затоплен в Черном море. У побережья курортного города Варна он превратится в искусственный риф для ныряльщиков, сообщили болгарские СМИ.

Мэр Варны Кирил Йорданов уверяет, что только таким способом можно спасти самолет легендарного политика. Иначе «ТУшкуего просто придется сдать в металлолом. ВИП-лайнер планируется затопить в несудоходной зоне на глубине около 25 метров.

Последний раз Ту-154 Живкова поднимался в воздух более 10 лет назад. Он из Софии перелетел в аэропорт Варны, где с тех пор и простаивает.

Скончавшийся в 1998 году в возрасте 86 лет, Живков, возглавлял ЦК Компартии Болгарии 35 лет.

к меню выпуска



В избранное