Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 14


меню выпуска:

Дайвинг на Ладоге 2009 (отчет)

Плавать вертикально морских коньков заставила трава

Святилище Афродиты на морском дне

Ученые озаботились исчезновением морской травы

В Израиле на месте строительства музея обнаружен акведук

Активный подводный вулкан (фото и видео)

На дне Ла-Манша обнаружили русло древней реки

В Крыму появился Музей катастроф на водах

В Дунае у берегов Австрии обнаружили советский танк

Треть видов акул находится на грани вымирания

Подводный мир: все о дайвинге, морях-океанах и путешествиях. Выпуск 14

официальный сайт http://ivmag.org

задать вопрос ведущему рассылки: sport.extreme.invertumdiving-owner@subscribe.ru 

Дайвинг на Ладоге 2009 (отчет)

Дайвинг на Ладоге 2009
Вступление: В этот раз, как и обычно (ежегодно), желающих поехать нырять, на Ладогу было гораздо больше возможного размещение на корабле. Поедешь с нами нырять на Ладогу? Такой вопрос обычно звучит среди дайверов. А что такое погружение на Ладоге?- это самый распространенный вопрос, который задают дайверы, вот на него я попытаюсь и ответить.

Оставив Белокаменную вечером, с весёлым гудком паровоза, под стук колёс, обмениваясь новостями и знакомясь, мчимся в северную столицу. В Питере рано утром нас ждал вместительный автобус Мерседес, готовый доставить нас с комфортом с огромным количеством снаряжения, в город Приозерск, где базируется наш легендарный Одиссей – дайверское судно, специально оборудованное для дайвинг сафари по Ладожскому озеру с небезызвестным капитаном Михаилом и его морским помощником Евгением.

В городе Приозерск мы обычно делаем экскурсию в историческую крепость «Карелла», после чего загружаемся на судно. В эту поездку нами было запланировано, помимо Ладоги, посещение Мраморного карьера в городе Сортавала, поэтому первым погружением было посещение острова Кильпола, путь до которого занимает примерно 1.5 часа. Мы привезли из столицы отличную погоду, и наш путь прошёл до Кильполы практически при полном штиле.

Кильпола – это остров, который является западной частью Ладожских шхер, и связан мостом с материком. На острове Кильпола находится озеро Витсалампи и ещё несколько небольших озёр. Остров имеет богатую историю, на нём располагались поселения Карел, одни из самых древних в северной Ладоге. В годы советско-финской войны Кильпола стала местом ожесточенных боев. Через остров в августе 1941 года была развёрнута эвакуация двух окруженных финнами советских дивизий. В ходе этих боев советская сторона понесла большие потери. До сих пор в бухтах Сорталахти (Чертова) и Ойтсунла напротив острова Петросари можно найти остатки времен второй мировой войны, хотя многое уже подчищено. В воде недалеко от берега затоплена грузовая баржа. На берегу можно было также обнаружить боеприпасы и прочие свидетельства некогда ведшихся здесь военных действий, что послужило поводом для всеобщего развлечения любителей взрывчатых веществ. Но в 2001 году это было пресечено военными, проведшими здесь работы по уничтожению боеприпасов.

Грузовая военная баржа и есть главный объект наших погружений. Естественно, всё уничтожить военным так и не удалось, в 50-100 метрах около баржи разбросаны снаряды разного калибра, гранаты, патроны и т. п.. Сама баржа представляет собой полу-остов длинной 10-15 метров, на дне которой ещё можно увидеть остатки частей обозов, лошадиных сбруй, упряжек, телефонных шнуров и разные остатки обмундирования военного времени. В прошлом году, нами, с баржи были подняты два первых полевых фонических телефона УНА Ф-27 и переданы в радио-музей РКК.

Погрузившись на баржу, было отмечено, что год за годом, всё меньше и меньше можно увидеть остаток событий тех времён. Какое же было разочарование, когда в конце второго дайва, одним из наших дайверов, по неосторожности и естественно по причине своей ветхости была утеряна, найденная печать в составе истлевших документов, а точнее её штемпельная часть. Я думаю эта печать, пролила бы свет на исторические события 123 воинской дивизии, отступавшее под натиском Финнов в районе Кильполы , но к сожалению, не до конца раскрытая часть истории была похоронена на дне Ладожского озера скорее всего навсегда, т.к. в месте, где была утеряна, глубина составляет 13 метров с видимостью 2-3 метра. Погода была солнечной, поэтому большая часть баржи можно было увидеть без подводного фонаря, что внесло в погружения максимальный комфорт, не учитывая температуру воды, которая держится в пределах 4-6 градусов и ограничивает погружения 20-30 минутами. Видимость в районе затопленной баржи составляет местами 2-5 метров. На входе в бухту находится остов полуторки ГАЗ-АА времён великой отечественной войны и неизвестная происхождения 500 килограммовая пушка, которую в своё время, была поднята нами в районе оборонительных островов Хейнясемаа, и в виду незаинтересованности музеев была погружена на глубину 9 метров в бухте. Т.к. наша программа в этот раз была очень насыщена, сделав два дайва на барже и вооружившись небольшим количеством гильз от патронов в виде трофеев, мы начали переход в район города Лахденпохью к реку Севастополь.

Рек Севастополь - находится в шхере в районе города. Лахденпохью около затопленного бетонного понтона в 10 метрах от берега. Севастополь - это экспериментальное военное судно, длинной примерно 60-70 метров, на палубе которого находится авиационный двигатель с пропеллером из узких лопастей, смещённый по левой стороне воздухо-забор, размером 2 метра, по всей видимости, нагнетающий воздух внутрь корабля, электрические лебёдки и дизельный двигатель, надстройки. Носовая часть корабля находится в 1-2 метра от поверхности, а корма начинается с 12 метров.

К реку Севастополь мы подошли уже в к 9 вечера, как и было запланировано. Пришвартовавшись к понтону, был произведён его обзор на наличие гнёзд чаек. В этом году их было всего три, и уже в некоторых вылупились, а в других проклёвывались птенцы. Природа имеет свой строгий временной цикл. Ночной дайв, собственно, если быть уже более точным – вечерний, т.к. на улице уже темнее не будет – Белые ночи, солнце ещё стоит на горизонте за макушками деревьев. В этом году Ладожское озеро поднялось примерно на метр, скрыв рейлинги Севастополя полностью под воду. В том году и позапрошлом рейлинги выступали из воды примерно на тридцать сантиметров, давая чёткое представление о положении корабля. Я погружался на Севастополь уже 5 раз, поэтому имел чёткое представление об этом реке, проинструктировав основную группу о погружении, мы решили в составе трёх человек сделать проникновение внутрь. Видимость на реке всегда 1-2 метра, что затрудняет его осмотр.

Вооружившись мощным подводным светом, ходовиками, мы прошли по средней палубе, и вышли в районе кормовой надстройки. Осмотр показал, что перед затоплением, всё, что можно, было снято с корабля, об этом свидетельствует снятое оборудование, а точнее места их установки с множеством труб и клемм, и пустые помещения. Особо отмечу, что при проникновении очень сложно ориентироваться, т.к. проходы петляют из стороны в сторону и поднимаются по надстройкам и малейшее неосторожное движение поднимает сильную взвесь, а наличие острых оторванных труб делает проход опасным. Для желающих пройти внутри корабля требуется особая подготовка, поэтому не советуем пытаться проникать внутрь корабля без специальной подготовки. Вернувшись на палубу, сразу наткнулись на авиационный двигатель, который грациозно стоит в средней части судна. В лучах фонарей кажется, что он готов при подъёме на поверхность мгновенно вступить в свою работу, уж очень он хорошо сохранился.

Закончив погружения на Севастополе, мы перешли на ночёвку к «Золотой рыбке», чтобы на берегу пожарить шашлык, посидеть у костра и немного размять ноги на суше. Солнце ещё освещало оранжевым светом макушки деревьев, и было совершенно не похоже на то, что уже полночь.

Рек «Золотая рыбка» - Находится в шхерах в районе г. Лахденпохью. Представляет собой отсек подводной лодки, типа «Варшавянка», который использовался в опытных целях на секретном военном полигоне, который находился там же в 70-80 г. прошлого столетия. Верхняя часть отсека находится на глубине 5,5 м, нижняя часть – на 19 м, длина отсека – около 25- 30 м.

Рано утром пошёл дождь. Погода может меняться по несколько раз на дню, таков уж уникальный климат Ладожского озера. Дождь не помешал нам сделать один дайв, как и было в наших планах. С остова отсека был поднят огнетушитель, который датировался изготовлением и опрессовкой 1967 года. Отсек, а скорее его внутренняя крепкая часть не представляет особого интереса, т.к. проникновение внутрь невозможно, всё заварено, лишь по многочисленным трубам можно догадаться о том, что с ним производили гидро-испытания. Район шхер города Лахденпохью, характерен на подходе своими большими глубинами порядка 100 метров, и не даром, был облюбован нашими военными для базирования и испытания там подводных лодок. Попрощавшись с Севастополем и «Золотой рыбкой» мы продолжили свой вояж по Ладоге и начали переход на Валаамский архипелаг.

Валаам- Красивейшее культовое место Северной Ладоги, раскинувшееся на одноименном архипелаге, состоящем почти из четырех десятков островов. При подходе в Монастырскую бухту «с моря» путешественника встречают величественные строения Спасо-Преображенского мужского монастыря, который вот уже шесть столетий охраняет эти северные берега и является местом паломничества верующих со всей страны и ближнего зарубежья.

Швартуемся у основного причала, на что заранее дано благословление нашему Одиссею и капитану. Экскурсия по Валаамскому монастырю под дождём и проход к Никольскому скиту, в котором поставили свечи на службу, рассказ экскурсовода, и окунувшись в историю и приобретя несколько монастырских сувениров и оценив подарок В.В. Путина монастырю - яхту «Паллада», мы двинулись в г. Сортавала. На выходе с Валаама нас ждал дайв с поиском «Казанки» с мотором, которую утопили две недели назад знакомые нашего капитана. Естественно поиски «Казанки» не увенчались успехом, т.к. найти «где-то здесь примерно…» практически невозможно. Нами был обследован достаточно грамотно с использованием спиралевидного поиска в составе 10 дайверов, но в условиях видимости 3 метра в полной темноте на глубине 18 метров, это всё равно, что искать иголку в стоге сена. Согревшись, горячим чаем, который постоянно употреблялся на протяжении всей поездки, мы двинулись в Сортавалу, где нас ждал «Мраморный карьер».

В этом году в поездку на Ладогу было запланировано обязательное посещение Мраморного карьера, поэтому пришлось пожертвовать Канивецким монастырём, островом Путсаари и некоторыми другими достопримечательностями Ладожского озера, которые мы посещали ранее.

Прибыв поздно вечером в г. Сортавала, мы сделали ознакомительную прогулку по его окрестностям. 12 июня на улицах было шумно, и неторопливые гуляние местных жителей, поражали своей массовостью, общие впечатления о Сортавале оставили отпечаток, о том, что это скорее Финский город по своей архитектуре, изрядно подпорченный строениями Советского периода.

Проснувшись рано утром, собрав всё дайверское снаряжение, мы загрузились в два автобуса Мерседес и двинулись к Мраморному карьеру. Недалеко от карьера есть горный водопад, и заброшенная Финская электростанция на них мы сделали остановку, дабы насладиться впечатляющим пейзажем шумной и быстрой горной реки.

Горный парк «Рускеала» Мраморный карьер - Недалеко от города Сортавала (Карелия) около деревни Рускеала расположены живописные мраморные карьеры. Сейчас лишь часть карьеров используется для промышленной добычи мрамора, а часть – заброшена и затоплена. Однако карельская природа и деятельность человека придали этим местам своеобразие, живописность, что, несомненно, привлекает в эти места туристов. Один из заброшенных карьеров представляет сейчас музей под открытым небом. Он специально приспособлен для посещения туристами – оборудована ограждениями тропа для экскурсий, организован прокат лодок.

«Горный парк Рускеала», созданный в 2005 году, становится все более популярным местом для изучения индустриальной истории живописного карельского края. Именно здесь долгое время добывался мрамор для соборов и дворцов Санкт-Петербурга и других городов.

Самые первые разработчики Рускеальских залежей мрамора – шведы. В конце XVII века ресурсы карьера использовались для строительства местных зданий, для жжения строительной извести. С окончанием Северной войны фельдмаршал князь Бутурлин, получивший от Петра земли местного церковного прихода, поселил здесь крестьян из центральных районов России. Однако разработка карьер не велась до 1769 года. Именно тогда Екатериной II был подписан специальный указ, положивший начало возобновлению работ. Столице нужен был мрамор для строительства соборов и дворцов.

Рускеальский мрамор использовался при сооружении Исаакиевского собора, изготовлении наличников окон Мраморного дворца, облицовке южного фасада Михайловского замка, оконных досок зимнего дворца, сооружении постамента памятнику Петру перед Михайловским замком, Орловских ворот, фризы Екатерининского дворца.

В 1840 гг. добыча Рускеальских мраморов для Петербурга практически прекратилась с окончанием строительства Исаакиевского. Государственные заказы закончились. Если работы и велись, то, в – основном, не для декоративно-облицовочных целей, а для жжения строительной извести, которая применялась как стройматериал.

Добыча мрамора в подземных и открытых выработках в последней трети XIX – первой трети ХХ веков велась буровзрывным способом. В забоях делали шпуры диаметром 30 – 35 мм, глубинной 1 – 3 м, наполняли их порохом и взрывали. Огромный каменный блок при этом полностью разваливался на куски различных размеров. В 30 –е годы XX века стал использоваться перфораторный метод, при котором применяется сжатый воздух, нагнетаемый в перфоратор паровой машиной.

Любопытно, что подземные выработки проходили практически без крепления сводов и стен, что объяснялось низким образованием трещин и устойчивостью пород к обрушению.
Мраморный карьер популярен у дайверов наличием многочисленный штолен и подводных пещер, пролегающих до 200 метров в горной породе.

В ярком свете солнца карьер завораживает своей грациозностью и прочным цветом зеленоватой воды. Оформив все документы у администрации, с обязательной росписью и указанием сертификата каждого дайвера и «налогом» в 200 рублей с человека мы, разбившись на отдельные группы, спустились по довольно крутой лестнице к своеобразному причалу. И начали обзорные погружения в карьере. Видимость в карьере в это время года была практически нулевая, лишь в термоклине можно было более мене разглядеть подводные своды, очаровывавшие своими огромными формами.

Наткнувшись на вход в штольни с табличками, предупреждающими об опасности подводного проникновения и обследовав только входы, мы ограничили своё погружение, оставив время на наружный осмотр горного парка Рускеала. В Парке мы встретили коллег-дайверов, от которых узнали, что идеальная видимость в карьере восстанавливается примерно после середины июля. Набив свои фотоаппараты изрядным количеством природных пейзажей парка, с многочисленным потоком туристов, и приобретя по ходу местные сувениры, изнывая от жары и солнца, мы вернулись на наш «Одиссей» т.к. в этот вечер нами было запланировано посещение бани в районе деревни Лумевара, до которой предстояло сделать ещё часовой переход. Помимо «нулевой» видимости, температура в Мраморном карьере стремиться к 6 градусам на глубине и 10-12 на поверхности.

В последний день нашего сафари по Ладоге, было запланировано посещение Канивецкого монастыря, и погружение на колёсный пароход. Но планы пришлось поменять из-за проходящего шторма. Мы перешли в район оборонительных островов и сделали экскурсию по Финским укреплениям на острове Хейнясемаа и Кугрисаари, завершив последним погружением наш вояж в проливе Кугрисаари, на дне которого находятся якоря и цепи с немецкого эсминца «Кит», а также часть его боезапаса и остатки приборов.

Видимость в проливе идеальная и, на мой взгляд, составляет порядка 20 метров, температура воды 5 градусов. Довольные и счастливые мы вернулись в Приозерск, где нас ждал трансфер до Московского вокзала, с планами обязательного посещения Мраморного карьера в этом году.

P.S. Поездка на Ладожское озеро нами ежегодно организовывается в выходные, захватывая праздник 12 июня, чтобы без отгулов захватить 4 дня поездки. Мы имеем шести летний опыт организации дайвинг – экскурсионного сафари по Ладоге. Если вы хотите поехать с нами, советую записываться заранее, количество ограничено и, как правило, к этим датам, количество желающих превышает возможности. А для тех, кто собирается поехать впервые, мы рекомендуем брать тёплые вещи, куртки, утеплители, рассчитанные на температуру воды 4 градуса.

Автор: Сергей Фонарев

Посмотреть фотоотчёт Ладога 2009

к меню выпуска


Плавать вертикально морских коньков заставила трава

Плавать вертикально морских коньков заставила трава Ученые выяснили, когда морские коньки выделились в отдельный род и научились плавать вертикально. Результаты исследования опубликованы в майском выпуске журнала Biology Letters, и их краткое изложение приведено в пресс-релизе Университета Маккуори.

Морские коньки отличаются от остальных рыб тем, что плавают не в горизонтальном, а в вертикальном положении. До сих пор зоологи не выработали единой теории, объясняющей эту необычную особенность. Основной трудностью, препятствующей определению временного периода, когда коньки выделились в отдельную группу, является отсутствие ископаемых останков промежуточных форм.

Авторы нового исследования предложили свое объяснение на основании сравнения геномов коньков и рыб, относящихся к тому же семейству Syngnathidae. Некоторые представители этого семейства, известные как рыбы-иглы, внешне практически не отличаются от морских коньков, однако плавают горизонтально. Генетический анализ показал, что эти рыбы и коньки являются близкими родственниками, ветви которых разошлись в позднем олигоцене (около 20-25 миллионов лет назад).

В этот период в прибрежных водах начала активно разрастаться морская трава. Именно в зарослях морской травы обитают современные морские коньки. "Горизонтальные" рыбы-иглы, напротив, предпочитают жить в коралловых рифах. Авторы полагают, что именно образование новой экологической ниши способствовало появлению морских коньков. Те рыбы-иглы (пока еще плавающие горизонтально), которые переселились в заросли, постепенно адаптировались к новому месту обитания, сменив стиль передвижения.

к меню выпуска


Святилище Афродиты на морском дне

Краснодарские археологи отправляются в Тамань на поиски святилища Афродиты.

"У нас есть данные, что на дне Керченского пролива могут находиться развалины храма Апатур, посвященного богине любви Афродите, — рассказал сотрудник Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына, руководитель экспедиции Александр Кондрашев. — Мы постараемся убедиться в их правдивости".

Кроме того, археологи будут вести раскопки греческого некрополя, расположенного в районе мыса Тузла, а потом отправятся исследовать дно Черного моря в районе Геленджика, где находится пока не изученное сооружение эпохи мезолита.

к меню выпуска


Ученые озаботились исчезновением морской травы

Ученые озаботились исчезновением морской травы Темпы исчезновения морской травы, которая является необходимым компонентом океанических экосистем, оказались существенно недооценены. К такому выводу пришли ученые, собравшие воедино все доступные данные и представившие их в обзорной статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Основные положения работы приведены на портале Nature News.

До сих пор биологи не оценивали состояние "лугов" морской травы в целом по планете. Авторы новой работы проанализировали данные, собранные в 215 различных районах мира, начиная с 1879 года. Оказалось, что за это время площадь зарослей морской травы сократилась примерно на четверть. В абсолютных цифрах это составляет 51 тысячу квадратных километров.

С 1980 года площадь подводных "лугов" ежегодно сокращается на 110 квадратных километров. Площадь травы сократилась в 58 процентах из всех исследованных районов, а увеличилась только в 25 процентах.

По словам авторов работы, скорость исчезновения морской травы сопоставима с исчезновением мангровых и тропических лесов, а также коралловых рифов. До сих пор ученые не уделяли морской траве должного внимания, фокусируясь на "более фотогеничных" кораллах. Однако растущая на морском дне трава является домом или едой для огромного количества других организмов, например для зеленых черепах, морских коньков или дюгоней (представителей отряда сирен). Кроме того, заросли морской травы укрепляют дно и береговую линию.

Авторы работы полагают, что главный виновник исчезновения травы - это человек. Люди загрязняют океан и населяют различные его области чужеродными видами. При этом морская трава чувствительна не ко всем типам загрязнений. В 2008 году появилась работа, в которой отмечалось, что закисление океанов вследствие выбросов углекислого газа стимулирует размножение морской травы.

к меню выпуска


В Израиле на месте строительства музея обнаружен акведук

В Израиле на месте строительства музея обнаружен акведук В ходе раскопок на месте строительства Музея Монтефиоре в Мишкенот-Шаананим специалисты Министерства древностей Израиля обнаружили акведук, который использовался для подачи пресной воды для паломников и местных жителей на Храмовой горе и служил основным водопроводом для наполнения Бассейна Султана.

Для большинства туристов и местных жителей Бассейн Султана – это место проведения ежегодной международной ярмарки искусства и ремесел «Хутзот Хайоцер» (Hutzot Hayotzer). Однако, за много веков до этого данный резервуар являлся одним их наиболее важных хранилищ воды для всего местного региона.

Как заявил доктор Рон Бири (Ron Beeri), руководитель раскопок, проводимых Министерством древностей Израиля: «Мы столкнулись с уникальным акведуком, который использовался для доставки воды на высоту трех метров. Первое, что султан Сулейман I сделал в Иерусалиме (естественно, помимо строительства города в дошедшем до нас облике) – это починил существующую систему водоснабжения, которая использовалась для доставки питьевой воды паломникам, прибывавшим в город толпами. Сулейман пристроил к акведуку небольшую башенку, в центре которой была установлена глиняная труба, по которой часть воды отводилась из акведука прямо в бассейн султана и к сабилу (sabil) – общественный фонтан с пресной водой – который был специально возведен при его правлении для паломников, проходивших по дороге на Хеврон, и сохранился до наших дней». Было обнаружено четыре части различных акведуков, сооруженных в одном и том же месте в разные эпохи: один византийский акведук 6-7 вв. н.э. и три оттоманских акведука, построенных в начале 16 в. н.э., которые расположены вокруг большого подземного источника.

Нижний акведук представляет собой одну из двух древних водопроводных систем, которая начиналась на Хевронской возвышенности и Прудах Соломона и заканчивалась в Иерусалиме и Храмовой горе. Исследования показали, что он был предназначен для доставки чистой родниковой воды к Храмовой горе, жителям Иерусалима и паломникам, прибывавшим в город из поколения в поколение. После подавления Великого восстания и разрушения храма, канал обслуживал Десятый легион, а после него Аэлию Капитолину (Aelia Capitolina) – римскую часть Иерусалима. Также данный водопровод использовался в период христианского Византийского правления, а спустя годы перешел на службу мусульманам, захвативших Иерусалим. «Было обнаружено, что со времени Второго храма до конца Византийского периода вода протекала по открытому каналу, который накрывался каменными плитками. Позднее, уже в эпоху оттоманского правления, вода поступала к потребителям по глиняным трубам, которые были установлены прямо в старом русле акведука», - говорит доктор Бири.

Фрагмент нижнего акведука станет одной из достопримечательностей музея Монтефиоре, который будет построен в ближайшие годы Фондом Иерусалима в районе Бассейна Султана.

к меню выпуска


Активный подводный вулкан (фото и видео)

Исследовательская экспедиция к активному подводному вулкану Японо-американская группа исследователей совершила экспедицию к действующему подводному вулкану NW Rota-1, расположенному вблизи тихоокеанского острова Гуам в районе Марианской впадины. Подножье вулкана находится на глубине 2700 м, а вершина – на глубине 533 метра. Им удалось в деталях заснять подводное извержение вулкана.

Подводный вулкан NW Rota-1 в своем роде уникален, так как это единственное место на земле, где можно наблюдать за лавовыми извержениями в реальном времени. Ведь на мелководье они (извержения) очень опасны, так как могут вызвать сильные взрывы и даже цунами.

К тому же, ученые обнаружили, что вулкан постоянно действующий, что само по себе не характерно даже для наземных вулканов. NW Rota-1 представляет собой своеобразную природную лабораторию, в которой можно изучать подводные извержения, рост вулканов и их влияние на океаническую среду. Благодаря сильному давлению верхних слоев воды, сдерживающих вулканическую энергию, ученые могут приблизиться к извергающемуся кратеру на предельно короткое расстояние и любоваться процессами, происходящими в его постоянно бурлящем сопле.
Ученые рассказывают, что самые интересные наблюдения, зафиксированные во время экспедиции, - это наблюдения за тем, как лава медленно прорывается сквозь толщу донных вод.

Первые экспедиции к вулкану NW Rota-1 были осуществлены в 2004 и 2006 годах, как отмечает Билл Чэдвик, вулканолог из Государственного университета штата Орегон и главный руководитель экспедиции. Во время последней апрельской экспедиции ученые обнаружили, что у вулкана вырос новый конус высотой 40 м и шириной 300 м, что примерно соответствует целому кварталу 12-этажных домов. Ученые также заметили, что с ростом новой вершины существенно увеличилась и численность животных, обитающих на склонах вулкана.

Подводная лаборатория

Благодаря постоянной активности вулкана NW Rota-1 ученые смогут лучше изучить связь между вулканической активностью и химическими экосистемами гидротермальных источников, из которых, возможно, зародилась первая жизнь под водой. Геологи ранее обнаружили возле древних кратеров на дне океана останки глубоководных микробов возрастом около полутора миллиарда лет.

Ученым также представился уникальный шанс близко подобраться к кратеру вулкана и наблюдать за деятельностью плюмов, которые под водой ведут себя несколько иначе, нежели на земле. В океане любой пар моментально конденсируется и исчезает. Остаются лишь отчетливые пузырьки углекислого газа и густые облака, состоящие из крохотных капель расплавленной серы, которая образовалась при смешивании диоксида серы с морской водой. Эти вулканические газы превращают извергающееся облако в чрезвычайно кислую среду - даже более кислую, чем желудочный сок, что, кстати, ставит под серьезную угрозу жизнь вулканической биомассы, обитающей по соседству.

видео извержения 2006 г здесь

к меню выпуска


На дне Ла-Манша обнаружили русло древней реки

На дне Ла-Манша обнаружили русло древней реки При исследовании дна пролива Ла-Манш у берегов британского графства Дорсетшир было обнаружено русло древней реки. Она протекала там во времена, когда Британские острова не были отделены от континентальной Европы проливами, сообщает The Times.

Река исчезла под водами пролива примерно 12 тысяч лет назад, в конце последнего ледникового периода. В настоящее время русло находится на глубине 40 метров, его ширина колеблется в диапазоне от 80 до 150 метров. Глубина реки была около 10 метров, в настоящее время русло заполнено осадочными отложениями.

Кроме следов древней реки на дне пролива исследователи обнаружили многочисленные останки затонувших при кораблекрушениях судов, а также гигантские подводные дюны из гальки. Детальное изучение дна было предпринято в преддверии Олимпиады, которая пройдет в Лондоне в 2012 году.

У побережья графства Дорсетшир запланировано проведение соревнований по парусному спорту, и организаторы решили провести детальные исследования дна во избежание неприятных сюрпризов. Стоимость работ составила около 300 тысяч фунтов стерлингов. В связи с открытием новых объектов придется вносить изменения и в карты морского дна этого района, которые не обновлялись уже в течение 75 лет.

к меню выпуска


В Крыму появился Музей катастроф на водах

В Крыму появился Музей катастроф на водах В Крыму открылся музей, посвященный всемирно известным катастрофам на водах. Уникальный туристический объект появился на базе храма-маяка в поселке Малореченское (Большая Алушта).

По словам члена Национального союза художников Украины, заслуженного деятеля искусств, директора Музея катастроф на водах Бориса Дедова, открывшийся в июне музей уже пользуется популярностью среди отдыхающих.

«Мы только что открылись и особо не рекламировались, но туристы каким-то образом узнают о существовании мемориала и прибывают сюда огромными группами», – поделился Дедов.

Среди посетителей немало иностранцев. По их словам, ничего похожего на Музей катастроф на водах они не видели ни в одной стране мира.

Экспозиция музея находится в полутемном помещении, стилизованном под затонувший корабль. Стены и потолок украшают «обломки кораблекрушения». Туристам демонстрируют 9 научно-популярных фильмов о самых зловещих катастрофах на водах – от крушения легендарного «Титаника» до гибели атомной подводной лодки «Курск».

Напомним, в 2007 году после открытия храма-маяка в Малореченском в нижнем уровне здания изначально планировалось создание музея морских катастроф, поскольку и сама церковь посвящена всем погибшим на водах. Еще 2 года назад люди начали приносить экспонаты для музея: рынды утонувших кораблей, списки жертв и другие ценности.

к меню выпуска


В Дунае у берегов Австрии обнаружили советский танк

В Дунае у берегов Австрии обнаружили советский танк После проливных дождей в Австрии у берега Дуная обнаружили советский танк времен Второй мировой войны, сообщает в среду, 24 июня, британское интернет-издание Ananova.

Как сообщает издание, военные специалисты обезвредили около 50 снарядов, а также несколько десятков гранат, находившихся внутри машины, и после того, как танк был извлечен из Дуная неподалеку от города Бад Дойч, его доставили в Венский музей военной истории. Модель танка, пролежавшего на дне реки 65 лет, не уточняется.

Сотрудник музея Тобиас Каппель (Tobias Kappel) заявил СМИ: "Наверное, дожди не так уж и плохи, ведь благодаря им находятся такие сокровища". Также Каппель выразил мнение, что самые крепкие и надежные танки делали в СССР.

Отметим, что машина, запечатленная на снимке (см. фото), скорее больше походит не на танк, а на СУ-76 - легкую самоходно-артиллерийскую установку.

к меню выпуска


Треть видов акул находится на грани вымирания

Треть видов акул находится на грани вымирания Треть видов акул — в том числе белая акула и акула-молот — находятся под угрозой вымирания.

Виды, на которых охотятся в открытом море, особенно подвержены риску: половина этих видов может исчезнуть, считают эксперты группы по изучению акул Международного союза охраны природы (IUCN).

Основной причиной является перелов. Мясо акул ценится очень высоко, а в Азии к тому же любят акульи плавники, которые считаются полезным для здоровья деликатесом.

Результаты самого масштабного в истории изучения 64 видов так называемых пелагических акул (обитающих в открытой воде) объявлены за несколько дней до начала международной конференции по проблемам охоты на тунца. Решения этого форума могут сыграть определенную роль в сохранении акул. Дело в том, что значительное число акул — особенно синяя и мако — становится побочным уловом при охоте на тунца и рыбу-меч.

В последнее время резкий рост цен на акулье мясо побудил некоторых рыболовов заняться акулами. Испанский флот ярусного лова якобы охотится на рыбу-меч, но в действительности 70 процентов улова по весу в период с 2000 по 2004 год составили пелагические акулы.

Акулы особенно уязвимы для перелова, поскольку большинству видов требуется много лет для достижения зрелого возраста, а количество молодняка весьма незначительно.

Ученые также вскоре соберутся в Дании, чтобы выдать рекомендации по охране атлантической сельдевой акулы, которая, несмотря на сокращение численности, не получила никакой защиты на последней встрече в рамках Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры (CITES) в 2007 году. Канада заблокировала меры по охране акул, которые поддерживались Аргентиной, Новой Зеландией и азиатскими странами.

к меню выпуска



В избранное