Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дайвинг: самое интересное

  Все выпуски  

Цветы в небе: красота или опасность



Все об экстремальных видах спорта


ЦВЕТЫ В НЕБЕ: КРАСОТА ИЛИ ОПАСНОСТЬ

Взято с сайта extreme.sport-express.ru

Ежегодно во многих странах мира проходят соревнования на построение воздушных формаций: во время прыжка с парашютом десятки (и даже сотни!) людей одновременно берутся за руки. Кто придумал эту парашютную забаву, и насколько она является забавой, а насколько - опасностью?..

Как гласит международная мудрость воздушно-десантного сообщества - под лежачего парашютиста пиво не течет. Следуя ей, эта аудитория постоянно придумывает новые воздушные приколы и модифицирует старые методики. Происходит это, как правило, усилиями профессиональных спортсменов.

История больших формаций - дисциплины парашютного спорта, которой будет посвящено дальнейшее повествование, зарождалась в пятидесятых годах прошедшего столетия, вместе с развитием групповой парашютной акробатики. Как известно посвященным, отличие класса больших формаций от соревнований групповых четверок или восьмерок заключается в том, что предметом спортивного достижения в данном случае является не количество перестроений, совершаемых командой за время свободного падения, а построение заявленной фигуры максимально возможным количеством парашютистов. На первый взгляд подобная трансформация могла показаться упрощением уже существовавшей дисциплины. Но впоследствии оказалось, что это далеко не так.

Официальный статус движению был придан только в 1972 году. Тогда в сетку мировых рекордов Международной федерации парашютного спорта была введена разновидность групповой акробатики, являвшая собой построение в свободном падении "Большой Звезды" - кольца из наибольшего количества парашютистов. И уже в 1973 году советскими парашютистами был установлен первый мировой рекорд. Парашютисты В. Гурный, В. Лапицкий, Е. Моторин, С. Киселев, Ю. Баранов, Е. Гладилов, С. Песнячевский, В. Мохнарычев, Е. Мащенко, Н. Ушмаев, В. Трунин, В. Карнедо 18 апреля собрали и официально зарегистрировали первую "звезду". Через три года, в 1976 году, рекордная фигура (зарегистрированная опять в России) была собрана уже двадцатью спортсменами.

Дальше эстафета была подхвачена парашютистами из Соединенных Штатов Америки. В течение 1982 - 1983 годов спортсменами США был установлен новый рекорд - фигура из семидесяти двух человек (72-way). Формация, собранная американцами, представляла собой уже не кольцо, а именно фигуру, которая состояла из нескольких секторов, собираемых в падении последовательно, до момента полного построения.

Новая стратегия, реализованная американцами, была во многом продиктована спецификой группового взаимодействия в свободном падении большого количества парашютистов и необходимостью уделять большое внимание безопасности спортсменов. Она себя оправдала на 100%, и следующий зарегистрированный рекорд - 100-way, был установлен в 1985 году, а в 1989 году парашютисты из США собрали фигуру из 144 спортсменов. После этих событий в мировом парашютном сообществе наметилась очевидная тенденция к развитию международного движения в разряде "Большие формации".

Следующий зарегистрированный рекорд устанавливался уже парашютистами из двадцати девяти стран и фигура, собранная в 1999 году, объединила в падении 287 спортсменов. Годом позже представители уже тридцати двух стран, в том числе России, совершили построение формации из трехсот героев неба. Рекордные попытки, предпринимавшиеся после этого, привели к установлению в 2004 году международного рекорда - 357-way. Это произошло в Таиланде. Там же, но годом позже, был зарегистрирован рекорд, который на сегодняшний день остается непревзойденным - 400-way. Ну а наше дальнейшее повествование будет посвящено алгоритму, которому следуют современные специалисты воздушных феерий с целью построения этих самых формаций.

Формации в деталях

Как говорят специалисты, построение формации - это всего лишь часть работы, которую приходится проделывать парашютистам. Сохранение фигуры, собранной в свободном падении большой группой, является самой основной работой команды. Для того чтобы глубже понять смысл этой короткой фразы, приведем несколько цифр. Самая очевидная из них - это скорость, с которой перемещается формация по вертикали. В зависимости от численности группы парашютистов она может колебаться в диапазоне от 170 до 200 км/час. Можно провести простую аналогию с регламентами безопасности дорожного движения, чтобы наглядно прокомментировать возможные последствия неправильных действий на таких скоростях. Поэтому для того, чтобы избежать внештатных ситуаций, непосредственному построению фигуры в воздухе предшествует обязательная наземная подготовка всей группы.

Для проведения наземной подготовки парашютисты используют площадки, на которых можно разместить всех участников планируемого воздушного построения. В процессе наземных тренировок отрабатываются все необходимые фазы группового прыжка. Начинается все с модулирования самой фигуры и определения участников построения, составляющих собой основные компоненты формации - базу, дайверов и флотеров.

Под базой подразумевается ядро фигуры, к которому в оговоренной последовательности пристраиваются сначала дайверы, а затем и флотеры. Основной задачей для базовых парашютистов является максимальная синхронность отделения. Чем быстрее будет собрана база, тем быстрее к ней смогут подойти остальные участники - для замыкания всей фигуры. Исходя из перечисленных нюансов, в процессе наземных тренировок определяются сектора формации и порядок, в котором парашютистам предстоит погрузка в летательные аппараты для осуществления последующих действий в свободном падении: до построения фигуры, последующей разбежки ее участников и их приземлении на оговоренных посадочных площадках. Как правило, для облегчения ориентирования в падении парашютистам каждого сектора также определяется цвет комбинезонов. Кроме перечисленного каждому сектору планируемого построения определяют капитана, в задачу которого входит регулирование тренировочного процесса в локальной группе и внесение изменений в ее составе после разбора каждой совершаемой попытки. Если попытаться разложить подготовку формации на простые составляющие, получится примерно такая последовательность:

1. Отбор кандидатов для участия в формации (здесь подразумевается, что в процессе отбора кандидатов проверяется наличие у спортсменов необходимой экипировки и достаточного опыта в конкретной области).

2. Распределение спортсменов по местам в ярусах формации (база, дайверы, флотеры).

3. Распределение формации по секторам.

4. Определение контрольных линий для определения правильности геометрии фигуры.

5. Построение спортсменов в летательные аппараты (здесь также подразумевается необходимость осуществления контроля пересечений групп или отдельных парашютистов при подходах в ярусах формации, так как при построении больших фигур отделение всех ее участников осуществляется с нескольких летательных аппаратов).

6. Определение ярусов на подходах и капитанов секторов формации.

7. Определение сигнализаторов на разбежку.

8. Определение ярусов разбежки, временных интервалов раскрытия парашютов и, соответственно, высот раскрытия.

9. Определение площадок приземления и направлений разворотов участников группового прыжка при построении ими заходов на посадку.

Во время проведения наземной подготовки основным требованием к участникам будущей формации является соблюдение дисциплины и беспрекословное выполнение требований организаторов. А многократное наземное модулирование формации позволяет спортсменам запомнить определенные им места, ближайших своих партнеров, а также фигуру в целом и порядок ее построения. Эти почти военные требования обусловлены тем, что по существующим международным правилам формация считается построенной только в том случае, если все ее участники пришли на свое определенное им ранее место и замкнули специальные захваты комбинезонов. Рекорд также может быть опротестован зачетной комиссией, в случае если при последующей после построения фигуры разбежке парашютистов и приземлении всей группы возникнут нештатные ситуации, повлекшие за собой травмы спортсменов.

Особые случаи

Еще один нюанс больших формаций требует отдельного внимания. Это будет интересно тем, кто не знаком со смыслом слова "гипоксия" (кислородная недостаточность). Поясним.

Для построения больших формаций - с момента отделения от летательного аппарата до построения фигуры большой группой, требуется достаточно много времени. Это означает, что нужен и соответствующий запас высоты. При этом общеизвестно, что на высотах более четырех тысяч метров над уровнем моря в салонах негерметизированных летательных аппаратов кислородная недостаточность может проявлять себя более чем очевидным образом. Состояние эйфории, неадекватная реакция, головокружение, тошнота и даже провокация рвотных рефлексов. Вот основные симптомы этого, не побоюсь слова, заболевания. Для того чтобы избежать помутнений сознания и потери работоспособности, так необходимой парашютистам, используется персональное кислородное оборудование, устанавливаемое в салонах самолетов, доставляющих спортсменов к точке выброски.

Это обычные кислородные маски, подсоединенные к стационарно закрепленным на борту баллонам. Во избежание несчастных случаев, инструктаж по правилам эксплуатации кислородного снаряжения в обязательном порядке проходят все участники предполагаемого построения. И это только один из пунктов в списке возможных внештатных ситуаций, подстерегающих любителей такого экстремального фитнеса. К особым случаям в построениях больших формаций также относят: завал самой формации, столкновения парашютистов во время разбежки, схождения парашютистов под куполами, отцепки парашютистов от спутавшихся при схождениях куполов, приземления парашютистов вне оговоренных площадок. Не правда ли, угрожающий список? Есть над чем задуматься даже подготовленному спортсмену. На этот счет в парашютной среде говорят так: многократное и тщательное повторение предполагаемых действий во время наземной подготовки является залогом успешного выполнения поставленной задачи в воздухе.

Естественно, что все перечисленные выше варианты предполагают в первую очередь попытку недопущения критических ситуаций, а в случае их возникновения - обязательного осуществления оговоренных специальными регламентами действий.

Одним словом, серьезный мотив двигает желающими проводить свое время в небе. Может, поэтому парашютный спорт по-прежнему остается уделом достаточно ограниченной аудитории…

В избранное