Продолжая тему прошлого выпуска, хочу рассмотреть смысл занятий с неожиданного для многих ракурса. В общепринятом понимании гунфу (или ушу) является экзотическим видом восточных единоборств, чьей родиной является Китай. С другой стороны, под этим понимают разновидность оздоровительной или спортивной гимнастики. В обоих случаях упускается сама природа этой древнекитайской практики, истоки её возникновения.
Вспомним для начала, что популярное в народешаолиньское гунфуосновано на буддийской традиции в VI в.н.э.индийским проповедником Бодхидхармой (китайские имя – Дамо), который ввёл в монашеский чин комплекс физических упражнений, известный под названием «Восемнадцать движений Архата». (Архат - ступень святости в буддийском пантеоне, третий
после Будды и Бодхисаттвы.) Этот комплекс, практически не включающий ударов, послужил основой для создания одной из самых известных боевых системКитая. Хотя изначально практика таких комплексов использовалась исключительно в качестве метода вхождения в медитативное состояние, способствующее просветлению в его буддийском понимании.
Традиционное ушу – это аналогичная система психофизического тренинга, включающая в себя одиночные комплексы движений с оружием и без оружия, а также боевые аспекты противоборства с противником. Один из вариантов перевода слова «Ушу» - «остановить оружие», поэтому по праву эту систему можно считать боевой. Однако корни движений ушу в древних ритуальных танцах, имеющих сакральное духовное значение.
Вообще же опорой для развития ушу служили различные источники древнекитайской культуры. Это, во-первых, идеология «Книги Перемен» (И-Цзин), которая питала семейные и клановые школы кунфу. Это также Даосская традиция, восходящая к «Дао-дэ-Цзину» - трактату древнекитайского философа Лао-Цзы.(Её эзотерическая, религиозная ветвь сформировалась лишь к Х веку н.э. и была ориентирована на поиск «эликсира бессмертия»
с помощью «внутренней алхимии».) Другим поддерживающим крылом для внешних стилей ушу была шаолиньская система тренировок, проникнутая буддийским духом, привнесенным на китайскую почву из Индии основателем легендарного монастыря. К одной из самых древних относится также традиция восточной медицины практика рефлексотерапии, лечебного массажа и других методов лечения легко трансформировалась в гунфу высокого уровня.
На этом, я думаю, можно завершить короткий экскурс в историю происхождения китайского гунфу. Для сравнения вспомним другую, латино-американскую духовную традицию. В кастанедовскойлитературе описывается ситуация, когда толтеки облекали ритуально-эннергетические пассы в танцевальную форму, и даже практиковали в виде театрально-актёрского драматического жеста и телодвижения. Не являются ли боевыеискусства Китая таким же завуалированным эзотерическим путём воспитания духа и тела? Но это уже тема для следующего выпуска.