Боевые искусства:правда и вымысел Что есть Айкидо?
Длинная злобная ругательная статья.
В процессе своих занятий, на своем пути я очень часто задаю себе разные вопросы. Куда я иду, чем я занимаюсь, чему меня учат. Я покупаю разнообразную литературу, говорю с разными людьми. Многие из них, когда-то шли по этому странному пути – БУ ДО; многие, идут до сих пор; многие,
и вовсе никуда не идут. Все они говорят что-то разное. Иногда говорят о том, какой стиль сильнее; иногда о том, что без медитации не овладеть тайными техниками Ушу; иногда говорят, что Карате и Айкидо это хороший спорт. Я начал путаться в понятиях и идеях.
В этой длинной и несколько нудной, на мой взгляд, статье я попробовал несколько разгрести хотя бы ограниченную область. Хотя бы то, что можно написать об Айкидо, уместив это на нескольких страницах. Но не то, что Айкидо это для Вас, это круто, это эффективно, идите по пути Уэсибы и станьте Гармоничны. Я решил обсудить нечто немного другое.
Я полагаю, что для подобного обсуждения необходимо создать некоторую структуру, своего рода парадигму, в рамках которой возможно обсуждение.
Для начала, представим айкидо боевым искусством. В этом случае следует обратиться к словам известных людей в мире боевых искусств. Я не буду приводить цитаты, а постараюсь передать основной смысл и идеи мастеров, а энтузиасты могут найти оригинальные высказывания в многочисленной литературе о мастерах боевых искусств и оспорить мои домыслы документально.
Итак, что сказал основатель Айкидо Морихей Уэсиба: Айкидо-искусство мира. Это путь любви к ближнему и гармонии в социуме и во всей вселенной. Это моя интерпретация сказанного Осэнсэем.
Идем дальше. Пожалуй самый известный айкидока, Стивен Сигал, изрек примерно следующее: Айкидо – это самое страшное и смертоносное боевое искусство А теперь возьмем пример Томики айкидо, иначе именуемого спортивное, или еще лучше, соревновательное.
Можно выделить три идеи: Айкидо – это боевое искусство; Айкидо – это Рукопашный бой; Айкидо – это спорт. Можно выдать конформистское утверждение о том, что Айкидо успешно сочетает в себе все три грани, но это не устраивает меня, как занимающегося софизмом с самим собой и, потом, давайте смотреть на мир более-менее реалистично и будем честны с собой.
Что я имею в виду, говоря боевое искусство? Вдумаемся в эти слова. Первое слово боевое; существительное-бой. Синонимы: сражение, битва, схватка. Английский аналог – battle. Надеюсь, все согласятся с подобными определениями, которыми я буду оперировать.
Что есть искусство? Сложный вопрос, но постараюсь дать свой ответ, не прибегая к словарю Даля. Я скажу, что искусство – это совокупность некоторых оригинальных навыков, при воплощении в реальность которых мы получаем оригинальный результат.
Конечно, придраться можно, но, ограничусь пока этим. Дальнейшее определение есть врос морали, стереотипов и принятой в данном обществе парадигмы. Пример привести нетрудно: искусство написания картины; искусный мастер – Васнецов.
Пару слов о понятии реальность. Здесь я говорю о так называемой консенсусной реальности – понятии, сформированном опытом среднестатистического человека в результате его взаимодействия с внешним миром. Все четко. Я не говорю здесь об исключениях.
Есть люди, учащиеся левитировать; есть те, кто видит ауру и читает мысли; есть йоги, ходящие по углям; есть даже те, кто по утрам занимаются разгоном облаков. Я говорю о той реальности, где действуют законы Ньютона, где вода мокрая, а огонь горячий.
Позволю себе сказать, что так считает превалирующее большинство населения земного шара, хотя, конечно не обладаю подобными сведениями. Конечно, и в этой реальности не все просто. Современные ученые все чаще находят нечто, связывающее все подобные аномалии с теми, что уже доказаны математически и физически.
Достаточно странное сочетание: бой и искусство. Попробуем повертеть словосочетание: искусство боя, боевое искусство, искусство ведения боя.
Итак, я вижу некое искусство, направленное на бой; или иначе: совокупность оригинальных навыков ведения боя. Ну вот. Уже, вроде бы понятно, но! Какая же тогда разница боевого искусства и рукопашного боя? еще один, употребленный мной, термин.
Вот в чем разница, в моей трактовке. Хочу сразу сделать отступление, дабы не быть обвиненным в плагиате. Я использую терминологию, предложенную К.И. Кизявкой в его книге с, на мой взгляд, излишне пафосным и на многое претендующим названием: Вся правда о боевых искусствах, издат. Феникс, серия Анти террор.
Именно его идеи и навеяли на меня желание написать эту статью. Исходя из изложенного в той книге, я скажу, что боевое искусство является неким отступлением от рукопашного боя. Данное мной выше определение, на мой взгляд, вполне подходит под определение несколько идеализированного рукопашного боя.
Разница между рукопашным боем и боевым искусством в следующем: конечной целью боевого искусства должно являться восстановление равновесия. Художник чувствует, что не может не писать картину. У него есть в этом потребность, и он ее реализует; результат-картина. Мастер боевого искусства чувствует, что без боя не обойтись, у него есть потребность в комфортном состоянии, и он реализует эту потребность.
Результатом боя, в данном случае, должно быть некое утопическое всем хорошо. Мы видим, что в дело вступает некоторая мораль. Пример. Мастеру хорошо. Если ему в живот всадят вакидзаси, ему, наверное, станет не хорошо. Даже если ему просто дадут в его мастерский бубен, ему тоже будет не хорошо.
Но мастер понимает, что тот заблудший, ругающийся кудрявым трехэтажным матом пьяный портовый грузчик, в трезвом виде, скорее всего, просто прошел бы мимо. И, в идеале, мастер делает айки. Он просто уходит, а если не может уйти, то делает какое-нибудь ике или мягкое шихонаге. Пьяный, повалявшись носом в траве, одумается и пойдет домой спать. Или же он скажет: О, великий мастер, научи меня своему кунг фу!.
Мастер не вышел из комфортного состояния и не нанес тяжелых телесных повреждений своему вынужденному уке. Тот, конечно, получил некоторый дискомфорт, но если имел место приведенный выше монолог, то степень дискомфорта ничтожна перед открывшейся возможностью, бросив пить, изучить искусство мастера. Здорово? Ага.
Похоже на то, что Айкидо и есть идеальное боевое искусство. К такому же выводу, путем своих рассуждений пришел и К.И.Кизявка. Давайте посмотрим на другие направления боевых искусств.
Каратэдо (пишу слитно, т.к. имею в виду не школу, а именно путь, искусство.) на вершинах мастерства приходит, в сущности, к той же идее не навредить чрезмерно.
Зачем молниеносным движением ломать бедняге хребет, если можно просто, в момент его длиннющего ура-маваши, легким движением подбить его опорную ногу и тот с грохотом упадет на пол, а мастер Каратэ не затратит драгоценных калорий, добытых нелегким, но почетным трудом учителя боевых искусств? Просто Каратэ имеет несколько иную точку отправления и это просто еще один путь постижения истин, о которых говорят все просветленные, святые и почти все древние религии. Наиболее подходящий пример такой истины не убей.
Красиво? А теперь представьте себе как пятеро скинхедов закладывают в переулке какого-то студента из ЮАР; как на зоне двое зеков перерезают третьему глотку, а тот задыхаясь, в последних силах цепляется за жизнь; как среди бела дня, на улице, к паре влюбленных подходят трое; один бьет парня в лицо, двое других, после пары пинков, забирают у скорчившегося на земле человека деньги, телефон, снимают часы и, уходя, демонстративно наступают на, лежащие на асфальте, очки, а девушка, в слезах, пытается протереть