Боевые искусства:правда и вымысел Программа боевых искусств Морской пехоты США
Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Это известное многим изречение, приходит на ум, когда читаешь статьи, типа той, что приводится ниже. Не знаю, как в действительности обстоят дела в морской пехоте США (планы не всегда воплощаются в реальность на все 100%), но приведенная в статье программа боевой подготовки производит впечатление.
Мне трудно сравнивать программы подготовки спецвойск стран СНГ и МП США, в силу известных причин, но вот применительно к боевым искусствам, кое-что можно взять и на заметку.
Например, количество и качество изучаемых дисциплин. Не секрет, что уделяя львиную долю времени отработке различной технике, инструкторы очень мало времени отводят теоретической и психологической подготовке.
Редко в какой программе экзаменов на различные степени в боевых искусствах имеются вопросы по теории данного искусства. Да и сами программы, в своей технической части, порой вызывают большое сомнение в их пригодности и соответствия заявленным целям.
А призывы Давай, давай! и т.п. вряд ли способны в полном объеме заменить психологическую подготовку.
Понятно, что данная программа составлена для уже взрослых людей и имеет свою специфику. Однако это не означает, что при вдумчивом подходе, некоторые ее элементы нельзя использовать и при подготовке спортсменов на различных этапах их подготовки.
А для групп специализированной подготовки, типа курсов выживания и самозащиты, подготовки к службе в армии, полувоенизированных формирований и т.д. можно просто писать программы под копирку, изменяя только термины и названия.
Конечно, можно сказать назвать мои высказывания полным бредом. Что ж, каждый выбирает и судит по себе. Я высказал свое мнение. Вы можете высказать свое.
С уважением,
О.Масков
Программа боевых искусств Морской пехоты США
Программа учебно-боевой подготовки морских пехотинцев, в том числе, только что призванных на военную службу новобранцев, традиционно включала в прошлом веке и предусматривает в настоящее время обучение штыковому и рукопашному бою.
Ей придавалось большое значение в плане воспитания необходимых боевых качеств бойца: выносливости, бесстрашия, агрессивности, реакции, ловкости и т. д. Со временем этого оказалось недостаточно, и командование МП пришло к выводу о необходимости дальнейшего развития и расширения этой программы.
В 1999 году комендант морской пехоты США генерал Д. Джоунс дал указание разработать, а в 2001-м внедрить в процесс обучения новобранце программу боевых искусств морской пехоты (ПБИМП; The Marine Corps Martial Arts Program – MCMAP).
Идею создания такой программы комендант МП позаимствовал у корейских морских пехотинцев, с которыми вместе воевал во Вьетнаме, будучи лейтенантом. Он видел их поведение в бою и их тренировки после боя.
Все азиатские боевые искусства кроме арсенала боевых приемов базируются на определенных философских знаниях и моральных устоях, которыми также необходимо овладеть, чтобы перейти на более высокую ступень мастерства.
Программа боевых искусств морской пехоты США состоит из трех дисциплин:
- интеллектуальной подготовки,
- воспитания бойцовских качеств,
- физической подготовки к ведению боя.
У восточных боевых искусств была заимствована и система цветных поясов, определяющая и стимулирующая мастерство воина.
В отличие от восточных искусств, где действуют архаичным оружием, физическая готовность морских пехотинцев предполагает овладение приемами с ножом, подручными предметами, резиновой дубинкой, винтовкой со штыком и голыми руками.
Все эти приемы сопровождаются психоэмоциональной, тактической и боевой подготовкой. Огневая подготовка, так же как и многие военные дисциплины, тоже считается боевым искусством, но в ПБИМП не была включена.
Командование морской пехоты США воспользовалось огромной популярностью восточных боевых искусств среди молодых людей, которые не могут овладеть ими по причине отсутствия свободного времени или финансового положения.
ПБИМП позволяет служить в престижных десантных войсках, быть финансово обеспеченным и изучать современную систему боевых искусств, являющуюся необходимостью и гарантирующую продвижение по службе.
Внедрение этой программы началось в 2001 году. Заранее на базе МП Квонтико (штат Виргиния) был организован центр совершенствования боевых искусств МП. Он подготовил всю руководящую и методическую литературу, а также инструкторов боевых искусств из сержантов МП, владеющих приемами карате, дзюдо, самбо, айкидо, вольной борьбы и прочих боевых искусств. К 2001 году в центре было оборудовано 150 тренировочных мест и подготовлено 700 сертифицированных инструкторов, а в 2002-м их число соответственно
удвоилось.
Под тренировочным местом понимается площадка, оснащенная всем необходимым, для обучения взвода, инвентарем. Инвентарь включает: боксерские мешки, перчатки, .лапы, капы, раковины, макеты оружия, а также борцовский котлован диаметром не менее 10 м с опилками или песком, обложенный по брустверу мешками с песком. Штатный взвод МП состоит из 45 человек, а в учебном центре во взводе более 70 человек.
Интеллектуальная подготовка включает два предмета:
- тактическую подготовку
- профессиональное военное самообразование.
Тактическая подготовка предполагает изучение истории военного искусства, приемов и способов действий в бою подразделений, соответствующих званию и должности обучаемого военнослужащего, развитие навыков брать на себя командование, принимать решения в стрессовых ситуациях боевой обстановки, а также во время досуга и отдыха.
ПБИМП охватывает военнослужащих от рядового до полковника, и в МП США работает лозунг Каждый капрал – стратег.
Самообразование сводится к изучению военной профессиональной литературы, мемуаров, историй жизни выдающихся военных ВС США и других стран, художественной литературы по спискам, составленным командованием МП.
Дисциплина Воспитание характера воина-защитника также включает два раздела:
- основные моральные и духовные ценности МП США;
- воспитание лидера коллектива.
Она нацелена на формирование нравственного облика морского пехотинца, создание самодисциплинированного и уверенного в себе воина-защитника, верного заветам морской пехоты США: честь, мужество, надежность.
Вместе с интеллектуальной подготовкой эта дисциплина способствует принятию правильных решений как в бою, так и в мирное время (например, при нахождении в отпуске).
Командование МП исходит из того, что любой рядовой после нескольких месяцев службы окажется в ситуации, когда его назначат младшим командиром менее опытных военнослужащих. Программа Воспитание лидера предполагает изучение основных принципов управления коллективом, и в первую очередь такого – делай, как я, а не как я говорю.
Дисциплина Физическая готовность включает три слагаемых: