Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые искусства:правда и вымысел № 47


боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой, самбо

 

выпуск # 47

 

Боевые искусства: правда и вымысел

ИЗУЧАЙ ИСТОРИЮ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ, НАДО ЗНАТЬ ПРОШЛОЕ.

 

    'Тварь я дрожащая или право имею'

Ф.И. Достоевский

«Знание, и только знание, делает человека
свободным и великим...»
Д.И. Писарев

 

Здравствуйте,  уважаемые читатели и подписчики рассылки!

 

Приветствую вновь подписавшихся и благодарю всех за проявленный интерес к рассылке. Смею надеяться, что вы найдете в ней для себя немало интересного и познавательного.

Архив рассылки, где вы можете посмотреть все выпуски рассылки находится по адресу –

http://subscribe.ru/archive/sport.combat.martialarts/

 

Отступники или реформаторы?

                       

Часть 1. (Об этике и преданности в боевых искусствах)

 

Этой статьёй я начинаю новый цикл, в котором мне хотелось бы поговорить

о такой стороне межличностных отношений в боевых искусствах как

преданность, уважение к традициям, передача традиции и этика поведения

и честность.

Вопрос этот возник давно и не на голом месте. Также к написанию этого цикла статей меня привели вопросы по поводу организации мною своей школы Айкидо - Сэйсинкай .

Многие меня спрашивали: какое я имел право создавать свою школу боевых

искусств, если я не имею данов в других школах, или откуда я взял теоретическую и практическую базу и кто меня учил самого?

Чтобы разом ответить на все вопросы, я и написал несколько статей. Вашему вниманию

предлагается первая из них.

Начну я с того, что сам спрошу: а кто задаёт такие вопросы? Такие вопросы задают, в основном, люди, которые, так или иначе, принадлежат к миру боевых искусств: тренера, последователи различных направлений (особенно Айкидо), и просто интересующиеся, которым странно видеть молодого сэнсэя в окружении нескольких десятков людей самого различного возраста, весело и непринуждённо отрабатывающих приёмы, ката с оружием и без него.

Задают вопрос потому, что знают: человек, который обучает боевым искусствам, должен кому-то принадлежать. Принадлежать какой-нибудь ассоциации, федерации или клубу. То есть люди не могут спокойно принять факт существования сэнсэя без федерации, без продолжения традиции, без организации, которая жёстко курирует деятельность этого сэнсэя и, что весьма примечательно, его доходы от преподавания.

Вот здесь я и хотел бы провести исторический экскурс в истории возникновения различных, в данном случае японских, боевых искусств, ибо именно они имеют самую широкую в мире сеть федераций и клубов.

Кто же создал эти стили, направления и как относились к этому мастера того времени? Какова была мотивация большинства мастеров от БИ, которые решили стать самостоятельными и независимыми от своих учителей?

Давайте взглянем, что запечатлела история. Когда же начали появляться боевые

искусства нового типа, которые мы считаем традиционным наследием Японии?

Они стали появляться в период, который называется 'Великая Япония' (Дай Нихон). Этот период начался примерно с 1868 года, когда произошла революция, которая получила название 'обновление эпохи «Мэйдзи» (Мэйдзи исин). По своей сути это был политический переворот, который свергнул правление последнего сёгуна Японии Токугава Кэйки.

Именно в 1868 году во дворце императора Муцухито был оглашён императорский рескрипт, который упразднял сёгунат, реставрировал императорскую власть и создавал новое правительство Японии.

В 1972 году издаётся закон о новой системе образования, построенной по французскому

образцу. Именно в этом году вводится всеобщая воинская повинность, и новая японская армия начинает формироваться по европейскому образцу.

Началось разрушение самурайского влияния в обществе. Теперь воинским искусствам начинают обучаться не только по семейной линии (клановые самурайские школы), но все, кто попадает в армию, должен был овладеть 'искусством войны'.

И именно в этом году было провозглашено равенство всех сословий перед законом и отменены все традиционные сословные категории. А в 1876 году самураям запретили носить мечи.

Самураи были сильно возмущены, состоялись выступления протеста, но новое правительство решительно подавляло инакомыслие. И вот здесь начинается тот период, который можно назвать рождением народных стилей бу-до.

Из тех самураев, кто имел достаточное образование, начали набирать учителей для новых учебных заведений, их ставили во главе администраций, многих призвали в полицию. Началась широчайшая коммерциализация бу-до. В поисках новых клиентов ряд самурайских школ, например Косю-рю, Дайто-рю айки-дзюцу, за определённую плату начали открывать для публики свои 'секреты'.

Японцы быстро поняли, что дзю-дзюцу может быть хорошим товаром на западном рынке. И уже с начала ХХ века во Франции и Англии предприимчивые японцы открывают свои секции и издают ряд книг.

Но кто писал эти книги и кто собственно преподавал 'исконные японские боевые

искусства'? Первой ласточкой из мира (вновь созданных) бу-до было дзю-до.

Потому разговор начнём именно с его создателя.

Дзигоро Кано (1860-1938) - сын директора морских складов Токугавского сёгуната, потомок древней самурайской семьи. Я не буду углубляться во все тонкости воспитания

молодого Кано, но скажу, что он получил, по тем меркам, самое, что ни есть, европейское воспитание от тех иностранцев, которые преподавали в то время в высших учебных заведениях.

Он неплохо выучил английский язык, изучает китайскую каллиграфию, тщательно соблюдает все древние ритуалы. Но я хочу отметить 'боевой' путь будущего сэнсэя.

 В 1877 году Кано впервые переступает порог школы дзю-дзюцу Тэнсин синъёрю и становится учеником Тэйносукэ Яги. Но вскоре старый мастер умирает и к Кано, как к самому способному ученику, формально переходят все древние записи по дзю-дзюцу, и он стаёт наследником школы.

Молодой Кано переходит к другому учителю этой же школы, Хатиноскэ Фукуде. Старый мастер учил Кано как наносить максимальный вред противнику во время бросков, как правильно защищаться от вооружённого противника, особой технике страховок от бросков, всевозможным заломам рук и, что следует отметить, технике свободного

поединка (рандори), чего не было в то время в большинстве других школ

дзю-дзюцу.

Но и этот мастер вскоре умирает. А в 1881 году, когда умирает приемник школы, Масатомо Исо, к Кано переходит архив школы и он формально стаёт лидером Тэнсин синъёрю.

В этом же году Кано переходит к мастеру Цунэтоси Икубо, который обучает его стилю дзю-дзюцу Киторю, а затем основам мастерства древней школы Ёсинрю, 'Школы сердца ивы'.

В 1882 году, когда Кано получил диплом преподавателя литературы, в возрасте 21 года, он решает начать самостоятельное обучение дзю-дзюцу. Открыв маленький зал в буддийском храме Эйсёдзи, за свои деньги молодой мастер обучал немногочисленных учеников основам боевых искусств, дав своему залу громкое название Кодокан, 'Зал постижения Пути'.

И именно под этим названием то искусство, которое преподавал Кано и которое

стало потом называться дзю-до, вошло в историю человечества. Хотя по сути Кано сам возглавлял школу, официально он был слишком молод для руководителя.

Чтобы не вызывать лишних разговоров, он сохраняет хорошие отношения со своим последним учителем Цунэтоси Икубо, который два-три раза в месяц приходил в храм и проводил тренировки для учеников Кано.

Своим авторитетом Икубо как бы прикрывал Кано, и формально его школа была ответвлением школы Кито-рю с элементами Ёсин-рю. Однако уже тогда Кано мечтает о полностью независимой школе со своими ритуалами, правилами и названием, чётким арсеналом приёмов и даже клятвой.

И все усилия он направляет в этом направлении. Школа дзю-дзюцу, которую начал

преподавал Кано в 1882 году, тогда именовалась просто как Кано-рю, 'Школа Кано'. Но, имея большие амбиции и желание заработать на преподавании, Кано разрабатывает тактику открытого отхода от старых школ дзю-дзюцу.

Кано начинает говорить о 'новой концепции' и о принципиальном различии своей школы от остальных направлений. Он начинает утверждать, что основой его школы есть нравственное воспитание учеников, а техника является как бы вспомогательным, подчинённым фактором в формировании бойца.

Он начинает разрабатывать новые эффективные приёмы для противопоставления другим школам дзю-дзюцу, классифицируя и сводя их в строгую систему. В это время уже находятся первые недовольные из числа лидеров старых школ дзю-дзюцу, которые

видели в нём конкурента.

Но так как старые школы были достаточно аморфными, Кодокан выгодно отличался своей внутренней дисциплиной, строгим следованием клятвы и уставам, тщательно разработанной структуре приёмов.

Но Кано понимал, что для утверждения своей школы победы в открытой схватке на татами недостаточно. И он решает заручится поддержкой на государственном уровне. Он понимал, что необходимо закрепить свою школу в нескольких 'опорных точках', пробиться на уровень престижных учебных заведений, и, самое главное, внедрить свою

систему в армию и в полицию.

И началась битва за успех. Многие школы дзю-дзюцу, история которых насчитывала столетия, были просто шокированы действиями молодого Кано. Его обвиняли во всех грехах: самозванстве, нарушении традиций, технической неподготовленности, карьеризме и т. д.

В печати даже появились статьи, в которых ставилась под сомнение сама возможность 25-летнему Кано быть руководителем своей школы. Но годы обучения дзю-дзюцу дали ему возможность говорить о реформе старого дзю-дзюцу.

А тут ещё правительство Японии решило навести порядок в мире традиционных боевых искусств. Так как во всех школах дзю-дзюцу преподавание вели бывшие самураи, которые ещё представляли реальную опасность для нового правительства, было решено провести

реформу бу-до, которая сводилась бы к тому, что в каждом виде боевых искусств главенствовала одна-две школы, которые бы находились под контролем государства.

И хотя эта реформа, в конце концов, провалилась, Дзигоро Кано смог воспользоваться своим шансом. Он проводит, и весьма успешно, несколько показательных выступлений перед представителями высшего руководства страны и учебных заведений, а также в печати начинает широко рекламировать свою концепцию 'оздоровления нации',

воспитания японцев в национальном и патриотическом духе.

Причём он впервые (именно впервые!), предлагал совместить традиционные японские

техники боя с западными методиками физического воспитания. Также он спешно использует своих друзей и знакомых для проталкивания своей колы в высших учебных заведениях, что ему успешно удалось. (Так его ниверситетский друг Като Такааки стал в последствии премьер-министром Японии, а другой, Цубои Кубадзо, ректором самого престижного в Японии Токийского университета).

Окончательной победой школы Кано за место под  солнцем стал турнир между его школой и школой Рёи синто-рю в 1886 году.

Этому турниру покровительствовал сам начальник государственной полиции, который преследовал свои цели. Он стремился опереться на одну школу дзю-дзюцу, наиболее эффективную и пригодную для внедрения в систему подготовки полицейских.

Победа на турнире досталась школе Кано, потому именно его школа в приказном порядке была внедрена во всех полицейских участках.

Дальше всё шло как по маслу. Имея тонкое чутьё и холодный расчёт, Кано во всю раскручивает свою школу, открывая тренировочные залы по всей Японии.

А в 1909 году он при помощи друзей отправляется в поездку по Европе и Америке, где налаживает культурные и спортивные связи, пропагандирует дзю-до, или как называлась тогда его школа 'метод дзю-дзюцу школы Кано' или 'школа дзю-до системы дзю-дзюцу'.

В 1911 году он становится президентом Японского общества физического воспитания, а

на следующий год, как представитель Национального олимпийского комитета, вывозит своих спортсменов на 5 Олимпийские игры в Стокгольме.

Всего он восемь раз возглавлял делегацию Японии на Олимпийских играх.

(Сразу как-то хочется спросить об использовании служебного положения в

корыстных целях).

Следует сказать, что школы дзю-до, которые Кано через своих учеников открывал в странах мира (США, Франция, Англия, Россия), большой популярностью не пользовались.

Просуществовав 5-6 лет, многие из них закрывались из-за отсутствия учеников. Всё это происходило из-за сложности системы преподавания, из-за сложности японской терминологии и неприемлемости западного способа мышления к традициям Японии. Поэтому Кано вновь меняет свою систему, вводя более простые обозначения приёмов

при резком снижении их общего числа.  К тому же и ученики Кано не прочь были ввести свои собственные приёмы и свои системы аттестации, что они успешно и делали.

В начале 30-х годов Кано начал осознавать, что его дзю-до выходит из-под контроля. Но, будучи опытным руководителем, он вместе со своими учениками разрабатывает новые правила соревнований, подгоняя дзю-до под современный спорт, а старые приёмы и сложные ритуалы оставляет для любителей традиции.

А к концу 30-х годов Кано вплотную подошёл к тому, чтобы мир признал его дзю-до единственным национальным японским видом спорта. Он принимает активное участие в

подготовке к Олимпийским играм 1940 года.

Но мир менялся. Назревала Вторая мировая война. Япония вела боевые действия в Китае, ещё в марте 1933 года Япония вышла из Лиги Наций, что сильно осложнило её положение

на международной арене. Всё могло закончиться тем, что Японию могли исключить из МОК и все надежды Кано на то, что дзю-до станет олимпийским видом спорта, пойдут прахом.

Кано вёл бесконечные переговоры в США и Канаде. В 1938 году, посещая Канаду, и будучи на посту президента Японской ассоциации любительского спорта (ведущей

спортивной организации страны), он ясно видел, что в мире спорта двери перед Японией закрываются.

Дело уже дошло до того, что после подписания японо-германского договора 1936 года занятия дзю-до во многих городах запада были запрещены. Кано был подавлен и растерян.

А когда великий 'отец японского спорта', как называли его все газеты, скончался (май

1938 года), одна из центральных газет американского города Сиэтла написала под его траурной фотографией: 'Его мечты развеялись'.

После смерти Кано Кодокан возглавил его сын Рисэи. Он стал продолжателем методов руководства своего отца.

В 1956 году он организовал первый чемпионат мира по дзю-до, который прошёл в Токио. Все призовые места на нём заняли, конечно, японцы. Но уже на третьем первенстве мира в Париже в 1961 году японцы уступили свои лидирующие позиции: чемпионом стал

голландец Антон Геесинк. После этого японцы немедленно ввели в правила соревнований весовые категории, которых ранее до этого не было.

В чём же основные новшества, которые внёс Кано в мир боевых искусств?

Во-первых, он классифицировал и разработал широчайший спектр приёмов, сведя их в стройную систему, что до него не делалось в японских школах дзю-дзюцу, особенно это касается приёмов ведения поединка лёжа.

Во-вторых, он разработал новые и систематизировал старые ката, которые были обязательными для изучения на мастерских ступенях обучения. Причём некоторые ката имитировали работу с традиционным японским мечом.  'Ката- это этика дзю-до, - писал Кано. - В них заключается сам дух дзю-до, без которого невозможно достичь цели'.

В-третьих, он ввёл систему ученических степеней (кю) и 12 мастерских ступеней, или данов. Да, именно 12. 12 дан соответствовал званию 'великого мастера' (Сихан).

Пока что история знает не более десятка мастеров 10 дана, а наивысший,

кроме самого Кано, так никто и не имел.

В-четвёртых, для прохождения аттестаций было необязательным участие в соревнованиях. Более того, мужчины после 40 лет, а также женщины, не обязаны были проводить поединки, хватало лишь показать комплексы приёмов.

В-пятых, великий Кано показал всему миру, что для достижения поставленных целей все

методы хороши. Говоря об этике и воспитании, выставляя своё как общенациональное, ловкостью и манипуляцией общественным мнением, подчиняя умы людей, он показал всю 'гибкость' и 'преданность' дзю-до традиционному духу дзю-дзюцу.

А напоследок хотелось бы спросить: кто из современных последователей дзю-до сейчас помнит о духовных наставлениях основателя их стиля? Сколько ката знают мастера, обладатели высших поясов? И как современные дзюдоки воплощают в жизнь великий лозунг дзю-до 'взаимного благоденствия'? И кто вообще из них знает основателя

дзю-до в лицо?

 

Источник - www.aikido-real.com

Продолжение следует

________________________________________________________________

 

Продолжим общение в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий и замечаний, советов, рекомендаций, статей, а возможно и критику!

 Внимание! Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем

Спасибо за проявленный  интерес

   Пишите мне            

мои рассылки:

«Боевые искусства: правда и вымысел»

«Боевые искусства как бизнес»

 «Боевые искусства в сказках»

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

Сведения об авторе и  ведущем рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Председатель спортивного клуба каратэ «Пульс» г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

 

 


В избранное