Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые искусства:правда и вымысел № 44 от 23.11.08


боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой, самбо

 

выпуск # 44

 

Боевые искусства: правда и вымысел

ИЗУЧАЙ ИСТОРИЮ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ, НАДО ЗНАТЬ ПРОШЛОЕ.

 

    'Тварь я дрожащая или право имею'

Ф.И. Достоевский

«Знание, и только знание, делает человека
свободным и великим...»
Д.И. Писарев

 

Здравствуйте,  уважаемые читатели и подписчики рассылки!

 

Приветствую вновь подписавшихся и благодарю всех за проявленный интерес к рассылке. Смею надеяться, что вы найдете в ней для себя немало интересного и познавательного.

Архив рассылки, где вы можете посмотреть все выпуски рассылки находится по адресу –

http://subscribe.ru/archive/sport.combat.martialarts/

 

Гений каратэ. Часть 3

Существуют истории о том, что во время войны Фунакоси Ёситака и Эгами Сигэру обучали отряды специального назначения. По сведениям Харада Мицусукэ, они работали в специальной школе Накано, которая готовила военных разведчиков и диверсантов. Ученики школы в течение одного года обучались подпольной работе и партизанской войне. Бой без оружия также входил в программу обучения, а преподавал его Уэсиба Морикэи (создатель современного айкидо).
Сам Морикэи Уэсиба был очень хорошим бойцом, но когда его ученики пытались применять технику айкидо в реальных условиях, они терпели неудачу. Айкидо слишком «технический» вид для освоения его в течение одного года. Военное руководство решило рассмотреть каратэ, как альтернативный вид боевой подготовки. Для этого были изучены различные стили каратэ — Годзюрю, Вадорю и Сётокан. Годзюрю не подошло из-за его акцента на тренировку ката Сантин, которое не находит практического применения, по крайней мере, в начальной стадии подготовки. Техника Вадорю показалась военным слишком «легковесной». Стиль Сётокан в исполнении Ёситака выглядел впечатляюще, и ему предложили преподавать в школе Накано.
К сожалению, Ёситака в то время был уже слишком болен, и поэтому практическое обучение вёл Эгами Сигэру. Он ограничил своё обучение двумя техниками: тёкудзуки (прямой удар) и маэгэри (удар ногой вперёд). Когда он начинал обучать группу, то выбирал из неё нескольких учеников и предлагал им напасть на себя так, как они могут. Побеждая в таком поединке, он мог практически доказать эффективность своей техники. Травмы были очень частыми. Удары ногами, как правило, наносились по голени, при том, что все ученики были в ботинках.
После войны Харада сэнсэй встретил одного из тех учеников, которые учились у Эгами. Тот вспомнил, что однажды в течение недели практически не мог ходить из-за таких ударов по голени. Но травмы не были оправданием для пропуска тренировок. Если кто-то пытался надеть защитные щитки, их немедленно снимали. Если случалась тяжёлая травма, то до конца тренировки обращаться к врачу было запрещено. Это было жестоким правилом, но все знали, что никаких врачей не было на поле боя. В целом, однако, школа «Наканорю» успешно решала поставленные задачи. Военные были довольны результатами такого обучения.
В 1943 году Фунакоси Гитин издал новую книгу — «Каратэдо нюмон», в которой, как считают, Ёситака написал разделы о технике каратэ, а его отец написал введение и историю.
Фунакоси Ёситака преподавал в Сётокан додзё до 1944 или 1945 года. В 1945 году Ёситака серьёзно заболел и практическое обучение в то время проводил Хирониси Гэнсин. Время от времени, в последние два месяца или около того, Ёситака поправлялся и давал уроки. Во время занятий Ёситака инструктировал и наблюдал, не занимаясь детальным обучением. Иногда в конце занятия он вызывал старшего ученика (сэмпай) для спарринга. Сэмпай атаковал, а Ёситака защищался и использовал только открытые ладони для того, чтобы ударить противника или оттолкнуть его назад. Можно сказать, что он «играл» с нападающим. Но даже эта игра иногда наносила травмы, и Эгами Сигэру вспоминал о своём чувстве обиды после таких болезненных уроков.
Многие известные современные мастера, например, Харада Мицусукэ и Касэ Таидзи, называют Фунакоси Ёситака «величайшим мастером Сётокан». Однако, хотя его методы послужили развитию стиля Сётокан в целом, он имел реальных собственных учеников. Харада Мицусукэ на вопрос о том, кого можно считать учениками Ёситака, назвал имена Эгами, Окуюма и, возможно, Хирониси во время войны. На этом ряд учеников закончился. Возможно, что именно в этом причина того, почему имя Ёситака так редко встречается в исторических исследованиях по каратэ.
 
Боец Ёситака
Насколько хорош он был? Это вопрос, на который нельзя точно ответить не только относительно Ёситака, но и относительно всех старых мастеров каратэ. Каратэ это не спорт, подобный боксу, где мы имеем полные описания всех бойцов и очень часто фильмы об их лучших боях. Не существует никаких фильмов о мастерах каратэ прошлого, часто не существует даже их фотографий, а письменные материалы, как правило, скудны или пристрастны.
Все известные нам сведения о Ёситака происходят, как правило, «из вторых рук». Харада Мицусукэ рассказывал о нём, что «никто не мог блокировать удар Ёситака». Что касается фотографий, то они всегда превосходны: его тело выглядит красивым и сильным, а его стойки прочными, как скала.
Наследие
В 1945 году в самом конце войны Фунакоси Ёситака умер. Причины смерти называют разные. Эгами Сигэру предполагает, что он умер от болезни сердца. Есть версия о смерти от лейкемии, связанная с тем, что Ёситака работал рентгенотехником. Более вероятно, что его прикончила болезнь, которая следовала за ним много лет с раннего детства.
К его творческому наследию относятся:
∙ введение низких стоек и разворота туловища в положение ханми при нанесении ударов и в момент их блокирования,
∙ создание техники нескольких современных ударов ногами,
∙ разработка нескольких методов обучения кумитэ,
∙ создание Тэн но ката и внесение изменений в другие ката.
Сегодня можно много фантазировать на тему о том, как развивалось бы каратэ, если бы Ёситака не умер так рано. Эгами Сигэру размышляет об этом в своей книге «Дух каратэ», видя жалкое состояние современного каратэ, в котором приоритет отдаётся победе в соревнованиях, а не следованию каратэ, как жизненному Пути. Конечно, мир каратэ был бы сегодня совсем иным, если бы он жил дольше. Вероятно, не было бы раскола между Сётокан и Сётокай, но не было бы и спортивного каратэ. Но это — только предположения.
Фактом является то, что, благодаря Фунакоси Ёситака, возникли основные отличительные черты японского каратэ, и он был тем человеком, который провёл линию раздела между окинавским и японским каратэ.

http://phoenixkarate.tgn.ru

______________________________________________________________

 

Продолжим общение в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий и замечаний, советов, рекомендаций, статей, а возможно и критику!

 Внимание! Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем

Спасибо за проявленный  интерес

   Пишите мне            

мои рассылки:

«Боевые искусства: правда и вымысел»

«Боевые искусства как бизнес»

 «Боевые искусства в сказках»

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

Сведения об авторе и  ведущем рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,

Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,

Председатель спортивного клуба каратэ «Пульс» г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

 

 


В избранное