Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые искусства:правда и вымысел # 30


боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой, самбо

выпуск # 30

Боевые искусства: правда и вымысел

ИЗУЧАЙ ИСТОРИЮ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ, НАДО ЗНАТЬ ПРОШЛОЕ.

    'Тварь я дрожащая или право имею'

Ф.И. Достоевский

«Знание, и только знание, делает человека
свободным и великим...»
Д.И. Писарев

Здравствуйте,  уважаемые читатели и подписчики рассылки!

Приветствую вновь подписавшихся и благодарю всех за проявленный интерес к рассылке. Смею надеяться, что вы найдете в ней для себя не мало интересного и познавательного.

Сегодня в  выпуске рассылки:

1. Ответ на письмо читателя рассылки – О системе  А.А.Кадочникова

Архив рассылки, где вы можете посмотреть все выпуски рассылки, находится по адресу –  http://subscribe.ru/archive/sport.combat.martialarts/

Здравствуйте Олег,

В своем электронном письме Вы обещали мне написать что-нибудь об эффективности

системы Алексея Кадочникова, критический обзор данной системы.

К сожалению, я так ничего и не получил.

Так же, Вы упоминали, что встречались с "мастерами" данного стиля.

Интересно было бы поподробнее узнать Ваши личные впечатления.

С уважением,

Вячеслав

Ответ на вопрос:

Вообще-то, это весьма непростое дело, делать критический обзор системы, которой не владеешь. Но я все-таки попытаюсь.  Правда, хочу сразу предупредить, что проводить я буду анализ системы по той информации, которой в данный момент располагаю: это книги А.А.Кадочникова и его учеников, статьи различных авторов о системе Кадочникова, книги и видеофильмы выпущенные в целях популяризации данной системы, личный опыт изучения и преподавания рукопашного боя (армейского)  и личные впечатления от увиденного.

И так, приступим:

Название

Начнем с названия. А оно неоднократно трансформировалось. Вплоть до второй половины 80-х годов не существовало термина “русский стиль”. Его придумали позднее. Свою систему А.А.Кадочников называл боевым самбо и выделял при этом еще две школы - полубоевое и спортивное самбо.

Пройдя подготовку в специальных подразделениях, А.А.Кадочников получил материал, на основе которого создал систему и школу, известную теперь как “стиль Кадочникова”, или, как его еще нередко называют, "краснодарский вариант боевого самбо".

Со временем стиль в различных СМИ стали именовать «русским», и это название в данный момент прочно закрепилось за системой. Хотя существует и пропагандируются и многие другие «русские», «славянские» и т.п. стили единоборств, претендующие на право называться таковыми.

Но почему-то название «русский стиль» закрепилось именно за стилем А. А. Кадочникова. Что-то наверное есть такое в системе, что вызывает такие ассоциации. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…».

А вообще-то полное название в настоящий момент звучит так:

«Русский рукопашный бой система Кадочникова А. А»

Правда, если соблюдать академическую точность, уместнее все-таки говорить

«О системе обеспечения безопасности жизнедеятельности члена-корреспондента Академии Естественных наук РФ Алексея Алексеевича Кадочникова».

Именно это название в достоверности передает все содержание системы и именно под этим названием система позиционируется в кругу специалистов.

Назначение

Система предусматривает изучение (знание) следующих разделов:

1. Рукопашный бой системы А.А.Кадочникова:

- единоборство с одним или несколькими противниками;

- защита от современных видов оружия в современном бою;

2. История:

- истоки славянских культурных традиций и военного искусства:

- история холодного и огнестрельного оружия:

- история развития различных направлений боевого искусства и их этико-философские основы.

3. Основы выживания:

- выживание в неблагоприятных климатических условиях, стихийных бедствиях, экологических катастрофах;

- выживание в период социально политической нестабильности и военных действиях.

4. Военное дело:

- тактическая, стрелковая, строевая подготовка.

5. Прикладная медицина:

- анатомо-физиологическое строение организма;

- оказание первой медицинской помощи;

- основы самореабилитации;

6. Практическая психология:

- психология общения и лидерства;

- основы психологической защиты и саморегуляции;

- практика преодоления экстремальных ситуаций.

7. Основы юридической безопасности:

- гражданское право;

- уголовное законодательство.

Это, так сказать, «краткий» перечень вопросов рассматриваемых в рамках системы и подлежащих изучению.

Скорее всего существуют еще спецразделы для узкого круга лиц, но так как информация о них отсутствует, то и указать их не представляется возможным. Но они должны быть. Обязаны они быть, учитывая специфику и круг вопросов изучаемых в рамках системы.

Как мы видим, система состоит не только и не сколько из приемов рукопашного боя, а охватывает многие формы жизнедеятельности человека в современном обществе, во главу угла ставя прежде всего ВЫЖИВАНИЕ!!!

Именно ВЫЖИВАНИЕ в экстремальных ситуациях, является главным смыслом обучения по системе А.А.Кадочникова. Обучения комплексного, взаимосвязанного, и которое в урезанном виде теряет свой первоначальный смысл и значение.

Что из данных разделов преподается ученикам в городе №…  инструктором «русского стиля» можно только догадываться. Из того, что я знаю сам и слышал от других, чаще всего дело ограничивается изучением основ рукопашного боя из раздела 1, да и то, в весьма сокращенном и урезанном виде.

Реже проводится изучение разделов 3 и 5. А что изучение разделов 6, 7, в силу специфичности и сложности затрагиваемых тем не проводится на местах, можно даже не сомневаться.

Все это возможно организовать при ВПК и в частности, на базе училища, в котором преподает А.Кадочников. Или аналогичной этой.

А так же, при наличии опытного преподавательского состава и соответствующих условий:

- наличие «госзаказа» заинтересованного ведомства;

- финансирование проекта в период его разработки и совершенствования;

- здорового и дисциплинированного состава обучающихся (курсантов);

- «добровольно-принудительного» принципа обучения большинства «желающих»;

- соответствующей материально-технической базы;

- доступность к материалам и методикам, как открытого, так и закрытого характера.

- других факторов,

Пытаться же воспроизвести обучение простых смертных всей системе на базе школьного спортзала и трех ( а то и 2-х) занятий в неделю – просто не реально, даже при очень сильном желании и повышенном энтузиазме инструктора.

И вообще, чем больше знакомишься с имеющейся информацией из доступных источников, тем больше возникает ощущение, что тебя элементарно водят за нос.

То, что подается обывателю, как система А.А.Кадочникова, на самом деле представляет собой очень маленький кусочек большого и вкусного пирога.  Кусочек, упакованный в красивую коробочку, перевязанный яркими ленточками, обрамленный пышными рюшечками. Но не более того.

В полном объеме, система наверное преподается только в одном месте.  На той самой базе, на которой она и сформировалась. Возможно, существует еще пару мест, где она преподается в том же объеме и в таком же качестве.

Для всех остальных она подается в тщательно отредактированном виде. А если учесть уровень преподавания на местах, то окажется, что преподается и того меньше.

Делается это целенаправленно или так уж сложилось, судить не берусь. Но что есть, то есть.

При этом, нельзя не преклоняться перед той большой работой в области биомеханики, психологии, тактики и стратегии, которую провел сам «дед» и его ведущие ученики и последователи.  Такого подробного, детального и всестороннего анализа  всех аспектов, составляющих основы и специфику рукопашного боя я редко встречал в трудах по БИ. 

Конечно, в дзюдо, самбо, боксе собрано огромное количество материала по различным аспектам подготовки бойца. Но так ведь не будем забывать, что в свое время, да и сейчас, над улучшением их подготовки работали целые институты. Было защищено немало докторских и кандидатских работ.

А о закрытых разработках для армии и КГБ, и говорить как-то даже неудобно. Мы и через 100 лет вряд ли узнаем и малую кроху того, что там напридумывали.

Принципы

Так как в первую очередь, нас интересуют основы рукопашного боя, то давайте ее рассмотрим именно в этом плане.

На мой взгляд, в основе системы можно найти очень много схожего с вин-чунь, айкидо и дзюдо. Т.е. основным принципом является использование силы нападающего против него самого.  Изменение или перенаправление вектора атаки с последующим использованием всевозможных воздействий на различные части тела противника с целью выведения его из равновесия или нейтрализации.

Для этого применяются различные скручивания корпусом, предплечьями, кистью.  В отражении ударов используется, как я их называю,  принципы «треугольника» и «сбрасывания».

Под «треугольником» я подразумеваю принцип перенаправления удара по касательной вдоль сторон «треугольника», основанием которого является защищающийся, а вершиной вытянутые вперед руки (а).

Под «сбрасыванием» я подразумеваю принцип перенаправления силы удара за счет изменения угла наклона блокируемой поверхности. При этом в принципе не важно, используется в качестве таковой предплечье, палка или какое другое  оружие. Схема противодействия в принципе остается неизменной.  Ударное воздействие, направляемое умелым бойцом в ту или иную плоскость, нейтрализуется, а нападающий «проваливается».

Есть и другие нюансы и используемые принципы, но эти два являются основными и проходят «красной нитью» через всю систему. Все остальное является  вспомогательным для осуществления главного.

Так как система не предусматривает силового противодействия атакующему, как это практикуется в каратэ и других аналогичных единоборствах, это дает возможность бойцу при меньших энергетических затратах, проявлять большую активность на протяжении гораздо большего времени, что совсем не маловажно в рукопашной схватке.

В тоже время, наблюдая за демонстрацией приемов системы различными инструкторами, приходится констатировать, что далеко не каждый из них понимает смысл заложенный в системе и зачастую все сводится к механическому заучиванию приемов, что прямо противоречит ее  главному принципу – «Надо изучать не приемы, а принципы»

Заложенные в системе А.А. Кадочникова  принципы противодействию противнику, без или вооруженному,  построены с учетом глубокого знания биомеханики, анатомии, физики и механики. И их знание и умелое использование  дает бойцу хорошие шансы на выживание.

Тактика и стратегия

Однако, на мой взгляд, система имеет и недостатки. По крайней мере, в том виде, в котором она преподносится широкой публике.

Это ее ярко выраженный оборонительный характер, близкий по духу айкидо, с его принципами гармонии и любви ко всему окружающему и к своему противнику в частности.

И если применение системы в таком виде еще оправдано   в качестве самообороны, то вот эффективность ее в активном наступательном бою под большим вопросом. 

Да изучается ударная техника руками и ногами, но в основном только в качестве средства отражения нападения противника или для изучения возможных приемов нападения.

В чистом, атакующем виде, эти удары не применяются и не используются. И ни каких ударных комбинаций не изучается и не отрабатывается.  

Существует «золотое правило» военной стратегии: «Нужно всеми силами стремиться захватить инициативу; если у нас достаточно сил для наступления, надо наступать».

Эта мысль пронизывает высказывания многих выдающихся военачальников всех времен и эпох. В частности, известный русский генерал  М.Драгомиров утверждал: «Преимущества наступательного способа ведения действий в бою настолько значительны по сравнению с его недостатками и выгодами оборонительного способа действий, а  недостатки этого последнего настолько пагубны в нравственном отношении, - что наступательный способ действий является бесспорно наивыгоднейшим…»

Армия, которая считает своей стратегией оборону, как наилучшее средство противодействия противнику, обречена на поражение.

Солдата в первую очередь учат рубить, колоть, бить противника,  а уж затем, минимально необходимому набору защитных приемов.  Нападая, мы воздействуем на волю противника, вынуждаем его импровизировать, действовать спонтанно, метаться, судорожно искать меры противодействия, при полном не понимании дальнейших замыслов и действий нападающего.

А с этим у «русского стиля» явные нелады.

Возможно, что такое тоже заложено в системе, но я как-то этого не углядел. И если это действительно так, то позиционирование системы как боевой, наверное не совсем корректно.

Методы обучения

Минимум как два раза в день, начиная с годовалого возраста, мы берем ложку в руку и начинаем есть. Движение это отработано до суперавтоматизма и многие совмещают прием пищи с просматриванием газет, телевизора, чтением книг и т.д.

Т.е. никаких проблем  с процессом приема пищи у нас не возникает. С той скоростью, с которой мы привыкли есть. Иногда чуть быстрее, чаще - вдумчиво и не спеша.

Теперь попробуем провести следующий эксперимент:

Увеличьте скорость приема пищи в несколько раз. Для начала скажем в три раза. А еще лучше  выполнить этот процесс с максимально возможной скоростью. Вы сразу почувствуете, что количество точных попаданий в рот заметно снизилось, а содержимое  ложки раз от раза оказывается на скатерти.

Теперь, попробуйте есть лежа на спине (тарелка с боку), затем сидя на коленях (тарелка сзади или на уровне лба) и т.д. Т.е. измените привычный способ приема пищи.

Хотя точность перемещения ложки от тарелки до рта и отработана до уровня рефлекса годами практики и количеством повторений, резкое увеличение скорости или смена привычного порядка, снижает эту точность многократно.

Отсюда вывод: если движение не отработано вами на разных скоростях, в различных ситуациях и положениях, возможность его применения в экстремальной ситуации (спарринг, драка, бой) сводится к минимуму.

В дело вступают простейшие рефлексы, заложенные в нас на генетическом уровне,   и апробированные на тысячи поколениях наших предков.  Вы будете размахивать руками, кусаться, щипаться, пинаться и т.д. Ни о каком применении приемов, изученных в замедленном или другом искусственно заданном режиме (отличного от реального), в такой ситуации,  речи и быть не может. В силу вступает закон самосохранения.

Нас же пытаются настойчиво убедить в том, что одного способа отработки и изучения техники (именно в замедленном темпе) вполне достаточно для формирования непобедимого воина. Мол,  отработка приемов в таком темпе, позволяет им закрепляются на подсознательном уровне и в нужный момент все само собой получится.

Позвольте с этим не согласиться! Наш мозг не мусорный ящик, принимающий все, что угодно и не ящик Пандоры, выдающий все, что нам хочется.

Сложные навыки требуют сложной "подачи" подсознанию. В боксе, борьбе, фехтовании и других видах спортивных единоборств (в т.ч. в каратэ, кикбоксинге, таеквандо и других) - это называется отработкой технических действий в сложных условиях выбора.

Сначала бойца учат реагировать на простейшие одиночные и заранее известные движения, затем на выбор из 2-х, 3-х и т.д., увеличивая как скорость, так и сложность стоящих задач.

Наработаны прекрасные методики изучения и отработки по принципу от «простого к сложному». Тут велосипед изобретать не надо.

Да, способ отработки технических действий в замедленном темпе используется (наряду с многими другими) в процессе обучения для лучшего усвоения техники движения, выработки тактильных ощущений и т.д. Однако, только этим и ограничиться? Это только один из множества методических приемов.

По мере усвоения материала следует изменять как скорость, так и условия  отработки. Только в таком случае боец будет способен применить полученные навыки на практике.

А что говорят по этому поводу ведущие специалисты системы? Как ни странно, а утверждают они тоже самое.

Например,  в своей книге  В.Данилов, человек с большим практическим опытом и автор многих программ подготовки для подразделений специального назначения, прямо указывает на необходимость отработки  с различной скоростью, дистанцией, с разными противниками и в разных условиях.

Стрельба на стенде сильно отличается от стрельбы по тарелочкам. Люди, разбирающиеся в стрельбе, со мной согласятся. Чтобы попасть в движущуюся цель, надо знать и уметь учитывать различные параметры: начальную скорость пули, скорость движения цели, расстояние до цели, прикинуть упреждение и т.д.

Т.е. этому тоже надо учиться. Необходима практика именно в стрельбе по движущейся цели.

Конечно, меткий стрелок, выбивающий 10 из 10 на стенде и здесь быстро освоится. Но не сразу. А после  серии практических занятий. И со своим оружием. А вот к другому оружию, ему надо будет сначала привыкнуть, пристреляться.

Т.е. факторов влияющих на точность стрельбы может быть много. И они все учитываются.

А вот в том, что нам предлагают «специалисты» русского стиля, никаких изменений и отклонений от условий спортивного зала не предусматривается. Как отрабатывали, так и будем применять!

Вот только противник будет бить в полную силу и с максимальной скоростью, атаковать не размашистыми, а скорее профессиональными ударами рук и ног, с навыками обращения штатным или подсобным оружием, часто в их различных сочетаниях, с разных дистанций  и положений  и т.д.

Как проявят себя в данной ситуации мастера «русского стиля»?

Наглядный  пример такого «мастерства», мне довелось увидеть собственными глазами.

Это было где-то в начале 90-х. Один заезжий «мастер», не помню точно его фамилию и поэтому не буду ее называть (чтобы не оскорбить нечаянно другого человека), в течение нескольких дней проводил семинар по «русскому стилю». Тут было все: и работа с настоящими ножами, «смертельные» и эффектные приемы, работа против нескольких противников и т.д. и т.п. «Ляпота»! Впечатляло и даже очень.

На этом  бы все и завершилось, но один из «студентов», дотошный такой, предложил легкий спарринг «мастеру». Дабы испытать, так сказать, действенность системы на себе.

«Мастер» согласился (что делает ему честь и что, было очень глупо с его стороны), обговорили условия и поединок начался. Спустя пару секунд поединок перешел в партер, а затем и в борьбу лежа. Не прост, ох не прост, оказался наш «студент»!

После непродолжительной возни на полу, где заезжего специалиста быстро вывели на болевой, «мастер» ни нашел ничего лучшего как вонзиться своими зубами в грудь (буквально в сосок) соперника.

От сильной боли «студент» дико закричал (и не удивительно!), вскочил, и поединок на этом завершился. Возмущенного «студента», на груди которого ясно просматривался кровавый отпечаток крепких и острых зубов «мастера» и который, все порывался дать «мастеру» в морду, еле успокоили и вывели из зала.

«Мастер» же, стал прострастно объяснять, что именно система Кадочникова позволила ему найти выход, из казалось бы, безвыходной ситуации и выйти «победителем» из схватки. «Показательное» выступление «лучшего ученика и ведущего инструктора» (как это преподносилось организаторами) произвело столь «неизгладимое» впечатление на присутствующих, что большинство просто ушло из зала, не став дальше выслушивать разлогольствования «ведущего».

Спору нет, с точки зрения самосохранения собственного резюме «мастер» сделал то, что наверное единственно смог сделать в сложившейся ситуации. Ну не просить же ему пощады!

Однако с точки зрения «менеджера» и «дистрибьютора» системы, он не сумел продемонстрировать ее неоспоримые преимущества и качества и убедить в этом остальных. Скорее наоборот.

Он показал невозможность ее применения даже  в условиях полусвободного спарринга, и уж тем более, убедить окружающих в  возможности ее применения в реальной схватке.

Что очень просто удалось бы сделать даже КМС по борьбе (самбо, дзюдо, классика), боксу или каратэ. Вряд ли кто-то без предварительной подготовки мог бы им противостоять даже непродолжительное время.

И уж точно никто из них не стал бы кусать своего соперника. До этого бы дело просто не дошло.

Знакомый мне инструктор рукопашного боя  неоднократно пытался применить изучаемые приемы прося меня выполнить те или иные удары, но всегда  его попытки оказывались безуспешными. И как раз таки из-за того, что следуя слепо правилу отработки приемов в замедленном темпе, он просто не успевал реагировать на атаку выполняемую с большой скоростью и с разной дистанции.

А самое главное, он не как не мог понять основные принципы, те, что я указывал выше. Т.е. он знал про «рычаг», «катет», «гипотенузу» и т.д., но главного он понять не мог или ему просто не объяснили.

Стоило только разъяснить эти принципы, и начать заниматься по общепринятой методике, как дело сразу же сдвинулось с места.  И из «увальня», он довольно быстро превратился в серьезного соперника.

Заключение

Система А.А.Кадочникова – это хорошо разработанная и продуманная программа обучения и подготовки специалистов по выживанию. А так же система рукопашного боя, построенная на прекрасном знании биомеханики.

Однако,  говорить о ней как о самой лучшей и т.д. и т.п. наверное будет не совсем верно. Да, А.А. Кадочников создал и выпестовал свою оригинальную систему рукопашного боя. Честь и хвала ему за это. Для этого мало одного таланта. Надо еще адское терпение и упорный труд, без которых талант сам по себе ничего не стоит.

Но, как хорошо известно, побеждает не стиль, а человек. И победа или поражение одного человека ни как не может характеризовать всю систему. Есть лучшие, и есть нерадивые. Только и всего.

И кому-то по душе придется «русский стиль», а кому-то айкидо или у-шу.

«На вкус и цвет товарищей нет!».

Наверное, как и во многих других школах единоборств, есть и талантливые ученики и посредственности, дилетанты и шарлатаны. Вряд ли, система А.А.Кадочникова  в этом плане является исключением.

Проблема стиля, как и в других единоборствах – в отсутствии хорошо подготовленных инструкторов и недостаточное внимание к постановке работы на местах.  Инструкторы, пропагандирующие систему по городам и весям, наносят системе больше вреда, чем пользы.

Кроме того, как показывает опыт ряда других единоборств, знания передаваемые непосредственно мастером своим ближним ученикам, на порядок отличаются от знаний полученных учениками этих учеников.

Знания, передаваемые учениками учеников своим ученикам, а от тех своим, и т.д., с каждым уровнем трансформируются и чаще всего, не в лучшую сторону.

Т.е. пирамида растет, а истинное знание постепенно утрачивается. В целях поддержания веры и энтузиазма среди верующих, появляются легенды и мифы об отцах основателях, героях и мучениках. Со временем, в целях систематизации, создаются и утверждаются  постулаты и каноны веры. Так рождается религия.

Такова, если посмотреть на историю здраво и пристально, история создания и становления большинства БИ.

Так и с системой А.А.Кадочникова. Ученики, прошедшие обучение лично у него самого, в большинстве своем (как утверждают очевидцы) действительно являются отличными спецами.

К тому же, еще на стадии становления самой системы, из среды его учеников  вышли люди, которые создали свои направления (хотя и продолжают утверждать обратное) в рамках этой системы.

Занимаясь якобы пропагандой системы А.А.Кадочникова, они на самом деле занимаются пропагандой самих себя и своих направлений. Всегда легче продать товар  используя марку раскрученного бренда.

Из-за того, что в рамках самой системы не предусмотрено проведение каких-либо соревнований (а то кладбища переполняться, как убеждают нас пропагандисты стиля), а оценить уровень своих знаний и подготовки людям с бойцовскими качествами все-таки хочется, они начинают принимать участие в соревнованиях по армейскому рукопашному бою или по правилам других родственных единоборств.

Ввиду этого, для большинства не сведущего населения, система А.А.Кадочникова и рукопашный бой, стали синонимами.

Если дело и дальше так пойдет, то дальнейшее развитие системы на периферии просматривается как скатывание к элементарному единоборству на татами.

Вот такой обзор и таково мое мнение. Я не претендую на истину в первой инстанции, и вполне возможно в чем-то может и ошибаюсь, но как я уже писал выше, такое мнение у меня сложилось при изучении материалов находящихся в свободном доступе. А уж вам судить на сколько мое мнение  верно.

Внимание! Опрос!

1. Как вы оцениваете эту статью?
2. С чем Вы не согласны?
3. О чем  Вы бы хотели  прочитать или какую тему обсудить?

Ответы отсылайте на  e-mail

Продолжим общение в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий и замечаний, советов, рекомендаций, статей, а возможно и критику!

 Внимание! Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем

Спасибо за проявленный  интерес

   Пишите мне     

мои рассылки:

«Боевые искусства: правда и вымысел»

«Боевые искусства как бизнес»

 «Боевые искусства в сказках»

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

Сведения об авторе и  ведущем рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,

Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,

Председатель спортивного клуба каратэ «Пульс» г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

 

 


В избранное