Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые искусства:правда и вымысел # 28


боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой, самбо

выпуск # 28

Боевые искусства: правда и вымысел

ИЗУЧАЙ ИСТОРИЮ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ, НАДО ЗНАТЬ ПРОШЛОЕ.

    'Тварь я дрожащая или право имею'

Ф.И. Достоевский

«Знание, и только знание, делает человека
свободным и великим...»
Д.И. Писарев

 

Здравствуйте,  уважаемые читатели и подписчики рассылки!

Приветствую вновь подписавшихся и благодарю всех за проявленный интерес к рассылке. Смею надеяться, что вы найдете в ней для себя не мало интересного и познавательного.

Сегодня в  выпуске рассылки:

1. Ответ на письмо читателя рассылки

Архив рассылки, где вы можете посмотреть все выпуски рассылки, находится по адресу –  http://subscribe.ru/archive/sport.combat.martialarts/

Во-первых, я еще раз

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ с НАСТУПИВШИМ НОВЫМ 2007 ГОДОМ!

Думаю все, что можно хорошего сказать и услышать по поводу наступившего года, вы уже услышали  и сказали в минувшие новогодние праздники. Поэтому я просто присоединяюсь к высказанным пожеланиям. И очень желаю вам, чтобы они осуществились.

Еще до праздников я получил интересное письмо от одного из читателей рассылки и обещал ответить на него после 10 января. Но, как это бывает, частенько жизнь преподносит нам свои сюрпризы, и все наши планы летят в тартарары. Так получилось и у меня. За всеми возникшими хлопотами, все второстепенное как-то отошло на задний план.

К счастью, все плохое тоже когда-нибудь заканчивается, и появилась возможность выполнить данное мной обещание, пусть и со значительной задержкой. Но лучше поздно, чем никогда.

Поэтому приступим к основному.

Письмо читателя рассылки:

Здравствуйте уважаемый Олег Фаритович, позвольте поздравить вас с наступающим Новым Годом. Я 4 года занимался кьекусинкай, каратэ и рукопашным боем, получил большой практический опыт при работе в ночном клубе, сейчас занимаюсь ушу, однако

кьекусинкай запало в душу и всегда стараюсь следить за развитием каратэ и смотреть соревнования по разным стилям. Есть несколько вопросов, на которые я надеюсь, Вы ответите.

1.Большинство школ и секций заявляют о своей боевой и уличной направленности. Однако когда я спрашиваю, есть ли у Вас наработка боя один против 2-х или 3-х или предвидеться ли в будущем такие тренировки, то ответ отрицательный, в лучшем

случаи лет через 10.  Думаю, вероятность серьезного нападения один на один очень мала. Если посмотреть статистику МВД, то нападения группой примерно 1 к 7 по отношению к один на один. Почему тренеры не уделяют этой теме никакого внимания? Про работу с оружием я вообще молчу.

2.Здоровье. Занимаясь кьекусинкай, встречал очень много хороших бойцов с воспалениями костяшек рук, голеней, груди. У двух костоломов любящих разбивать кирпичи головой в ней же, и образовалась киста. Почему в каратэ нет никаких систем

восстановления организма после жестких тренировок? Слышал, что сам Ояма, под конец жизни из-за воспаления костяшек рук не мог держать ложку.

3.Блоки. Занимаясь каратэ, мы часто отрабатывали классические блоки, однако в бою (спортивном или боевом) применялся только один нижний блок. Я посмотрел различные бои по каратэ разных школ и увидел то же самое - никто не делает блоки, все делают

различные виды подставок никак непохожих на классические блоки. Тогда зачем их все отрабатывают?

4.Стойки. Нереальность или не доработанность тренировок. Поясняю: типичная ситуация в кабаке или на улице, двое наезжают на одного - будет ли драка или нет, неизвестно, но в стойку вставать никто не будет, будут бить из обычного положения. Сколько я видел драк или участвовал, никто никогда не вставал в начале "разговора" в стойку, и перед началом махаловки никто не говорил: а сейчас бой все готовы. Почти никто не учит учеников работать из обычного положения тела.

С уважением Илья

Санкт-Петербург.

Что ж, вопросы заданны, очередь ответам.

Ответ на вопрос первый:

В своей статье ««Безоружный против вооруженного. Есть ли шансы на успех?» я уже касался данной темы. Но раз задают вопросы, значит, требуется ответить более подробно.

И так, почему? А действительно, почему? Что мешает?

На мой взгляд,  есть несколько очевидных причин:

Во-первых, довольно часто за громким названием «боевая», «уличная», «смертоносная» и т.д., на самом деле скрывается обыкновенная методика обучения. Она, построенная, либо на имеющемся опыте инструктора в одном из видов восточных единоборств, притом спортивного направления, либо построенная на чем-то, типа «салата «оливье»», в котором собранно всего понемножку, опять таки, построенного, чаще всего, на  спортивных или около спортивных методиках обучения.

Т.е. автор данной «школы», как он считает, отобрал «все самое лучшее и практичное» из других школ и теперь его система действительно является таковой.

Надо признать, что иногда действительно такое случается. Но очень и очень редко. И авторов таких школ мы знаем  и их имена у всех на слуху.

Есть и другие, не менее талантливые и знаменитые, но имена их скрыты под грифом «совершенно секретно» и известны весьма ограниченному кругу людей, занимающихся серьезными делами.

Поэтому данные «школы», претендующие на звания «самых-самых», на самом деле таковыми не являются, так как методика обучения изначально имеет уклон в единоборство. Т.е. подразумевает схватку не более двух  соперников. Так сказать, баш на баш.

И, как верно подметил Илья, такая школа ничего не может дать своим ученикам в противостоянии нескольким нападающим, так как отсутствуют необходимые навыки и рефлексы.

Во-вторых, обучение должно ОБЯЗАТЕЛЬНО включать:

-  изучение техники и тактики борьбы на основе наиболее эффективных (не путать с эффектными) приемов и техник из разных видов единоборств;

- изучение методов противодействия двум, трем, пяти противникам (это имеет принципиальное значение);

- приобретение навыков использования подручных средств (палка, бутылка, камень, пояс, стул, стекло, ключи от квартиры, сотовый телефон и т.д.);

-  обучению работы с холодным оружием и методам противодействия оному;

- психологическую подготовку (без этого все ваше мастерство не стоит и ломаного гроша);

- постоянную отработку полученных знаний и умений в жестком противодействии (вольные бои против одного, двух и т.д. нападающих);

-  отработку полученных знаний и умений в различных погодных условиях и на местности (подъезд, автобус, лифт, переулок и т.д.).

Вот только краткий обзор умений и навыков, которые должна давать такая «школа».

И если, по большому счету, драка на Крайнем Севере мало, чем отличается от драки на Крайнем Юге, но есть, свои нюансы. Поэтому и отрабатывать надо все не спортивном костюме или в кимоно, а в той одежде, которая используется в повседневности, в быту.

И если ничего подобно в предлагаемой вам «самой-самой» нет, то и не стоит тратить на посещение данной школы свои время и деньги.

Необходимо четко уяснить себя, что навыки и рефлексы не возникают сами по себе, а приобретаются и накапливаются нами в процессе всей нашей жизни. И если необходимые умения отсутствуют, то и применить их вы не сможете.

Если в вашей «базе данных» отсутствует необходимая информация, то ваша «система» не может найти ответ и зависает.  Человек либо впадает в ступор, либо включаются врожденные рефлексы – страх, гнев, и т.д.  Хотя именно они, помогают порой спасти нам свою жизнь и честь.

Но тут нами движут знания, заложенные на генетическом уровне, а не приобретенные уже самостоятельно.

Ответ на второй вопрос:

На счет здоровья.

«Заставь дурака богу молиться он и лоб расшибет». Права народная мудрость. Во всем надо знать меру и ко всему надо подходить с набором определенных знаний.

Насчет Оямы я ничего сказать не могу, не слышал. И на счет других бойцов киокеусинкай тоже.

А вот ластообразные кисти (т.е. свернутые в сторону) и изуродованные кисти рук из-за чрезмерно набитых костяшек я видел. И многолетние мучения, связанные с отслоением надкостницы на руках или голенях ног. Сам как-то полгода мучился. И врагу такого не пожелаю.

Еще на заре становления каратэ в СССР находились «умельцы», которые вшивали себе в ладонь конский волос или набивали «кентос» солью. Что с ними стало в дальнейшем я не знаю, но думаю ничего хорошего.

Сам я тоже отдал дань набивке ударных поверхностей. Переломал кучу кирпичей и лес дров и получил к 50 годам ревматический артрит лучезапястных суставов. И в период обострения болезни хаю себя последними словами.

Хирург, накладывавший мне гипс на сломанную кисть в начале 90-х, спросил, - «А что, молотком разбить этот кирпич было нельзя?». Что ему можно было ответить? Я, конечно, что-то попытался объяснить, но человеку, чьим призванием было лечить людей, понять мое объяснение было очень трудно.

Именно он мне тогда и разъяснил всю пагубность подобных экспериментов над своим здоровьем. И чем это может для меня закончиться. После этого я прекратил всякого рода «ломания» и набивку, но как видно уже поздно. Последствия остались.

Я знаю не мало людей, которые прошли этот путь и стали калеками, получив свои болезни, из-за  неуемного стремления сломать все что ломается и порвать, все что рвется.

Я не осуждаю их, они хотели как лучше. Хотели показать мощь и силу каратэ. Ценой своего здоровья они внедряли каратэ в массы, являлись живым воплощением легенд.

Но вот теперь, спустя много лет…

На мой взгляд, проблема в том, что, отдаваясь этому делу фанатично и стараясь достигнуть больших высот в мастерстве, многие забывают, что во всем, и в каратэ в частности, нужно соблюдать умеренность и постепенность.

Надо строго соблюдать меры воздействия и осторожно подходить к способам набивки. Все это необходимо делать под руководством опытного наставника, знакомого не понаслышке о возможных проблемах и методах их предотвращения.

Мне, к сожалению, с таким сталкиваться не приходилось. Да и другим, насколько я знаю,  тоже.

Я не против набивки, как таковой. В меру она нужна и необходима. Без этого просто не обойтись, занимаясь восточными единоборствами.

Я против бездумного подхода в этом вопросе. Эксперименты со своим здоровьем, а тем паче со здоровьем других людей так просто не проходят и всегда имеют плачевный результат. Только результаты всех этих экспериментов узнаются не сразу, а в отдаленном будущем. И поэтому «экспериментаторов» трудно привлечь к ответственности.

Ответ на третий вопрос:

А зачем нас в школе учат в первом классе выводить в прописи буквы. Ведь все равно со временем каждый начинает писать, как бог на душу положит? Кто с закорючками, а кто печатными буквами. А кто и совсем пишет так, что без шифровальщика и не разберешь.

Надо понять, что есть школа, которая учит правильному написанию и четкому распределению усилий. Где надо надавить, а где нет и т.д. Как правильно написать эту буковку, а как эту. Без этого ни один из нас писать ни как не сможет. Ни закорючками, ни каким другим способом.

Я не знаю ни одной школы единоборств, в которой бы не учили азам этого единоборства, так называемой школе. Как в спортивных направлениях, так и в не спортивных.

Изучая азы школы, мы учимся правильно распределять свои силы, чувствовать дистанцию, контролировать дыхание и многое-многое другое. И только изучив все это, поняв принципы и отработав до совершенства, до автоматизма, вбив эти знания до уровня рефлексов, можно уже себе позволить и не соблюдать некоторые каноны. 

Что мы и видим на различных соревнованиях. О чем Илья и говорит.

Но на соревнованиях мы лицезреем два подхода к решению одного того же вопроса.

Во-первых, существует мнение, что достаточно обучить парочке основных движений и этого вполне хватает для соревнований. Не спорю, на первоначальном этапе так и есть. Здесь на первый план выступают природные качества спортсмена. Сила, ловкость, быстрота и т.д.  «Чемпион себя проявит!», - лозунг такого подхода. Мол, всему остальному он и так постепенно научится. А то, может и этого будет достаточно.

Это как ученика, имеющего от рождения большие способности в математике, послать на межшкольную математическую олимпиаду. Может он даже и победит, если повезет и, если, там тоже будут не очень сильные соперники или задания будут ему под силу.

Но надеяться на то, что без прочных базовых знаний он сможет это делать регулярно, просто не серьезно. Да никому в школе это и в голову не придет.

А вот в спорте, это происходит сплошь и рядом.  Научат пару приемам на скорую руку и в бой! Оно и понятно. Тренеру, особенно работающему в спортивной школе, нужны результаты. Именно по ним оценивается его работа. Вот и приходится ему идти на такой компромисс.

Хотя и он понимает, что век такого спортсмена не долог. Высоких результатов тот может достичь только после постановки школы. Тщательного изучения и отработки малейших нюансов техники и тактики.

Вот и видим мы на соревнованиях этих «недоучек», которые ничего толком не знают, а потому и ничего зрелищного продемонстрировать не могут.

Во-вторых, есть уже сложившиеся спортсмены, которые, достаточно хорошо освоив базовую школу и достигнув определенного уровня мастерства, уже не нуждаются в полном соблюдении ее канонов и могут себе позволить импровизации.

Кроме того, изучаемая ими техника, со временем адаптируется к индивидуальным характеристикам данного спортсмена и несет уже на себе печать индивидуальности. Как нет одинаковых людей, так и нет одинаковой техники.

И хотя, школа у них может и одна, а вот выполнение ее будет разниться от мастера к мастеру. Что нам и приходится видеть на примере всемирно известных мастеров каратэ.

Опытным спортсменам нет необходимости стремиться выполнять на соревнованиях технику школы с соблюдением всех ее требований. Если это только не соревнования по формальным комплексам. Это напротив, может уже только мешать им.

Но знание основных принципов при выполнении защитных или атакующих приемов им вполне достаточно для противодействия сопернику. Отсюда и короткие блоки и подставки и не совсем школьная траектория или динамика передвижений или ударов и т.д. и т.п.

Мы же тоже, став по старше, не продолжаем писать прописью, а как уже говорилось мной выше, пишем каждый по-своему, не особенно и, стараясь следить за качеством написания и соблюдением правил.

Так что тут все закономерно.

И ответ на четвертый, и последний вопрос.  Ура, наконец-то добрались!

Что-то действительно, заставил меня Илья попотеть. Давненько мне столько писать не приходилось. Но, «назвался груздем – полезай в кузов». Продолжаем.

И так, стойки.

Илья! Ваш вопрос по поводу стоек наводит меня на мысль, что чего-то вам ваши учителя не дообъяснили. Или вы этот момент в обучении пропустили.

Не надо путать опять-таки школу и практику. Никто и не требует, и на сколько я знаю, и не требовал раньше, чтобы поединок осуществлялся строго в классических стойках, как например в ката. Это только в кино так показывается. Но это же кино!

Изучение стоек в том виде, в котором они преподаются или выполняются в ката, это школа. Ученика учат правильному балансу, распределению веса тела в нападении или в защите, основам перемещений с сохранением баланса, скорости и т.д. Есть стойки атакующие, а есть защитные. Т.е. это положения ног, стоп и ОЦТ в определенные моменты боя. И все.

В поединке же, соизмеряясь со своими тактическими задачами, боец либо принимает атакующую, либо защитную стойку. Либо сближаясь с противником в атаке, либо наоборот, отступая для выполнения защитных действий.

Невозможно сделать выпад в сторону противника, не приняв, в конечной фазе стойку со смещением ОЦТ на переднюю ногу или отступить от атаки противника, не сместив ОЦТ на сзадистоящую ногу. Что в боксе, что в борьбе, что в восточных единоборствах. Анатомия человека не зависит от единоборства. Она у нас у всех одна.

Знаменитый фехтовальщик Японии средних веков, автор «Книги Пяти колец» Миямото Мусаси, писал:

«Существует Пять положений тела: Верхнее, Среднее, Нижнее, Правостороннее и Левостороннее. Несмотря на различия, единственное предназначение их – атаковать противника. Кроме этих, других положений не существует.

  Твоя поза может быть широкой или узкой соответственно ситуации. Верхнее, Среднее и Нижнее положения – твердые (устойчивые), Лево- и Правосторонние позы – текучие.

  Решение, какую позицию применять, зависит от места.

… Среднее положение – сердце всех положений. Если рассматривать Стратегию в широком масштабе, Среднее положение занимает в ней место командующего. Прочие стойки ему подчиняются. Пойми это».

 А чтобы ученик понял это на самых ранних порах обучения и обучился этому, применяются методы обучения более понятливые для него. Отсюда и  более строгие требования к стойкам, и явно утрированные способы их выполнения.

Все для него родимого. Для ученика!

Поэтому не требуется вставать в стойку перед дракой. А кто это требует, значит, и сам ничего не понял в обучении и вас этому никогда не научит.

И так, я постарался в меру своих сил и знаний ответить на поставленные вопросы.

Часть читателей согласится со мной, часть, напротив, посчитает их неточными или даже неверными. Тут уж ничего не поделаешь. Сколько людей – столько и мнений.  Но это даже и хорошо.

Присылайте свои отзывы на поставленные Ильей вопросы, и я с интересом их прочитаю и опубликую в следующих выпусках рассылки.

Внимание! Опрос!

1. Как вы оцениваете эту статью?
2. С чем Вы не согласны?
3. О чем  Вы бы хотели  прочитать или какую тему обсудить?

Ответы отсылайте на  e-mail

Продолжим общение в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий и замечаний, советов, рекомендаций, статей, а возможно и критику!

 Внимание! Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем

Спасибо за проявленный  интерес

   Пишите мне     

мои рассылки:

«Боевые искусства: правда и вымысел»

«Боевые искусства как бизнес»

 «Боевые искусства в сказках»

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

Сведения об авторе и  ведущем рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,

Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,

Председатель спортивного клуба каратэ «Пульс» г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

 

 


В избранное