Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фехтование как оно есть

  Все выпуски  

Выпуск No 7: извинения, новости и новая статья А.Зелендинова и Ю.Сенчукова <<О ката, <<стилевом движке>> и не только>>


ФЕХТОВАНИЕ КАК ОНО ЕСТЬ
Выпуск N 7 от 2010-06-22
В этом выпуске:

  • Извинение за долгое молчание

  • Новости

  • Статья А.Зелендинова и Ю. Сенчукова «О ката, «стилевом движке» и не только»



  • Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!


    Простите за долгое молчание!

    Вдвойне простите те, кто писал письма и не получал ответа. Извинить меня может только форс-мажор. И он действительно был.

    У меня умер компьютер, на котором были все пароли, нужные ссылки, наброски статей и многое-многое другое. Потом было ещё много всего «весёлого», но сейчас всё, вроде бы, более-менее нормализовалось и наконец стало возможно вернуться к нормальной работе. Информацию в итоге удалось восстановить, и тем не менее, послушайте мой совет: бэкаптесь почаще!

    * * *

    После восстановления информации произошёл ещё
    целый ряд событий:


    • Сайт переехал на новый хостинг – вроде бы малость побыстрее;

    • Наконец доделан второй фильм. У меня он уже есть. Если новых неожиданных проблем почему-то не случится, то в продажу он поступит уже на этой неделе. Впрочем, об этом я сообщу дополнительно;

    • Доснят третий фильм. Но его вряд ли стоит ждать до осени – много возни с монтажом;

    • С 8 по 22 августа в Крыму пройдёт семинар Михаила Черниховского. Программа разнообразная, принимаются заявки на «спецкурсы». Вопросы по семинару задавать здесь;

    • Если кого-то интересуют мои тренировки, то нужно либо поторопиться сейчас, либо уже отложить до августа, потому что в июле меня в Москве не будет.


    * * *


    Статья А.Зелендинова и Ю.Сенчукова
    «О ката, «стилевом движке» и не только»


    Обнаружил в закромах древнюю статью, которую забыл в своё время обнародовать. Статью писал я, потом её комментировал Юрий Сенчуков (ЮЮ), потом некоторые его комментарии прокомментировал я (АЗ), а потом она несколько лет пылилась в дальнем углу. Вот, решил всё-таки не дать пропасть добру.

    После одного короткого разговора неожиданно для себя разразился здоровенной статьёй про моё понимание феномена «ката».

    Сразу предупреждаю: то, что я говорю – не абсолютная истина, а моё мнение. То есть, я вполне допускаю, что в чём-то не прав. Но при этом, раз уж мнение есть – значит, оно на чём-то основано, и чтобы его изменить, необходимы серьёзные основания.

    ЮЮ: Саша всегда стесняется – и по-моему зря: далее увидите, что его мнение вполне обосновано.

    АЗ: не стесняюсь, а занудствую безмерно :о)

    Начнём издалека.

    * * *

    Стиль – это прежде всего манера боя. У любого человека, даже никогда ничем не занимавшегося, если он начнёт драться, неизбежно получится какой-то стиль – пусть даже и стиль получания по физиономии. Манера движений и схема действий человека формируется всем его предыдущим опытом, поэтому двух абсолютно идентичных стилей быть не может, как не может быть двух абсолютно идентичных людей.

    Но если некоторое количество людей работает очень похоже, то обобщая, можно сказать, что у них один и тот же стиль.

    То есть, манера боя может быть индивидуальной (например, Брюс Ли), а может быть и массовой («драка по-колхозному»).

    * * *

    Время от времени появляется человек или совместно тренирующаяся группа людей, которые в процессе тренировок вырабатывают манеру боя, оказавшуюся успешной на практике. Правда, сегодня, благодаря рекламе, вполне может быть и так, что на деле она успешной не является, а только позиционируется как таковая, и в результате мощного пиара какое-то количество людей начинают этому верить.

    Так или иначе, у той или иной манеры боя через некоторое время появляются поклонники, люди, которые хотят научиться делать также. Их начинают учить. Если хотя бы часть учеников в результате обучения начинает драться а) более-менее успешно и б) в сходной манере (их стили принципиально схожи), можно сказать, что создана школа.

    То есть, школа – методика, в результате которой люди, изначально обладающие разными природными кондициями, начинают работать в едином стиле.

    ЮЮ: Я бы сказал по другому: школа – это комплекс технических базовых действий и упражнений, а также тактических приемов и принципов, благодаря которым люди обучаются искусству боя. То есть, люди, прошедшие такую школу, начинают строить свои стили – пусть и очень различные – на единой принципиальной основе.

    Следующий вопрос – чем отличаются друг от друга разные стили?

    Сейчас, при массовом развитии спорта, теоретически возможно такое положение дел, когда стили отличаются друг от друга в основном правилами проведения соревнований.

    ЮЮ: Скорее наоборот: при единых правилах стили отличаются только названиями: яркий пример - спортивное каратэ ВУКО.

    Сетокан, как наиболее распространенная в Японии школа, начал проводить соревнования по этим правилам. Другие школы каратэ, желая «засветиться», начали в них участвовать. Результат – Сетокан рулез, Сетокан форевер, стилевые различия практически уничтожены, большинству спортсменов неизвестен прикладной смысл собственных ката, а база практически во всех школах «подтягивается» к базе Сетокан (то есть, к правилам ВУКО, писанным под эту базу), невзирая на очевидные противоречия с требованиями реального боя.

    В такой ситуации действительно большинству сэнсеев выгодно, чтобы ученики не знали смысла ката – дабы избежать связанных с этими противоречиями неудобных вопросов. Ну и вот, приехали – девиз современной ВКФ звучит так: «Стилевое каратэ отходит в прошлое, центр каратэ перемещается в Европу».

    Японцев остается только поздравить с этим закономерным результатом, которого они так старательно добивались.

    АЗ: В общем-то, об этом и речь. Различия или напротив схожесть стилей на сегодня зависит в основном от того, по каким правилам выступают их адепты.

    Например, если говорить о спортивном историческом фехтовании (СИФ) на тяжёлом оружии, во многих клубах люди тренируются и дерутся приблизительно одинаково. Специфика зависит только от того, в каких соревнованиях или бугуртах они собираются чаще участвовать: с полной зоной поражения − или ограниченной, с ударами ногами и борьбой – или без…

    Читать статью целиком



    Что вы думаете об этом выпуске?
    Оставьте отзыв на форуме
    или напишите мне на info@fecht.ru .

    Автор рассылки: А. Зелендинов
    Наверх

    В избранное