Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Боевые искусства как бизнес

  Все выпуски  

Боевые искусства как бизнес #18


боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой, самбо

Боевые искусства как бизнес

автор и ведущий рассылки Олег Масков
 

выпуск # 18
 

«Если делаешь, то не бойся. Если боишься, то не делай»

                                                                                                  Чингисхан 

'Не боги горшки обжигают'

Народная мудрость

 

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!

 

Я приветствую  новых читателей и подписчиков рассылки. Надеюсь, что вы не пожалеете о потраченном времени и найдете для себя кое-что полезное и интересное.                                         

 

Сегодня в выпуске:

1.  Сколько и за что?

 В связи  с тем, что этот выпуск рассылки выходит с большим опозданием, а подписчики рассылки настойчиво и неоднократно обращались ко мне с просьбой разъяснить вопрос по оплате труда тренерско-преподавательского состава, я решил посвятить этот выпуск рассмотрению данного вопроса.

И хотя, на первый взгляд, проблемы тут вроде бы ни какой нет, на самом деле она существует и стоит довольно остро. Ведь вопросы оплаты самые спорные и самые болезненные. Каждому хочется получать больше, чем получает сейчас. А, получая больше, можно позволить себе чуть больше, а на еще большее уже не хватает и хочется получать еще больше и т.д.

Извечная проблема: как соотнести свои желания с имеющимися возможностями.

При этом работодатель стремиться оплачивать труд наемного работника по минимальной сетке, получая от него больше отдачи, а работник хочет получать по максимальной, прилагая меньше усилий. На лицо явное противоречие в желаемом и возможном.

Как же добиться того, чтобы и овцы были целы и волки сыты?

В своей статье, я постараюсь высказать вам свою точку зрения на эту проблему. А уж вам решать, применимы ли мои суждения к вашему конкретному случаю.

Сколько и за что?

 И так, все подготовительные этапы завершены, и вы подошли к последнему и самому главному – кто будет у вас работать, кому доверить сложный учебно-преподавательский процесс в вашей школе БИ?

Существуют большое разнообразие форм и вариантов оплаты работников, в т.ч. и тех, кто работает в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.  При этом формы оплаты и суммы заработка могут существенно разниться от клуба к клубу, от одного спортивного центра к другому.

Не вдаваясь глубоко в порядок формирования и начисления заработной платы, все-таки можно определить несколько главенствующих:

  1. Все что получил – все мое
  2. %\%
  3. Оплату по нормативу на одного занимающегося
  4. Повременно-премиальная оплата труда по нормативу 

 Давайте рассмотрим эти варианты более подробно.

Все что получил – все мое

 Что это значит? Думаю, вы догадались.

Собрав оплату с учеников за определенный период (занятие, месяц, и т.д.) инструктор всю выручку оставляет себе, считая ее своим законным доходом. Но это не заработная плата.

Это всего лишь валовой доход. Ведь с этой суммы приходится рассчитываться за  аренду помещения, оплачивать налоги, рекламу и нести другие прямые и косвенные расходы.

И только оставшуюся, после всех этих расчетов сумму можно действительно считать заработком данного инструктора.

Мне могут возразить, что мол, вполне можно обойтись и без оплаты лицензии, патента и налогов. Достаточно найти подходящее помещение, договориться с арендой, а всю остальную выручку спокойно положить в свой карман.

Возможно и так. Но долгосрочная перспектива такой работы под большим вопросом. Такой стиль работы уходит в прошлое и вряд ли подходит для тех инструкторов и тренеров, которые связывают свое будущее именно  с преподаванием БИ.

Жить и работать под постоянной угрозой обнаружения незаконного преподавания и уклонения от оплаты соответствующих налогов? Может кому-то это и нравиться, но большинство, я уверен, не склонно к такому экстриму.

Если же вы работаете по патенту и уровень получаемых доходов позволяет вам заниматься этой деятельностью и дальше, и вы не планируете привлекать дополнительных инструкторов и расширять свою деятельность, то, что ж, можно ограничиться и этим. Тем более, если данный доход, как я уже писал в предыдущих выпусках рассылки, является не основным, а дополнительным источником дохода.

Правда, если вы действительно соответствуете всем необходимым критериям:

- вы взрослый и дееспособный человек;

- у вас физкультурное (лучше высшее) или педагогическое (что гораздо хуже) образование;

- вы имеете соответствующий уровень мастерства в БИ (как правило, не ниже 2-3 дана в каратэ или аналогичный уровень подготовки в других БИ);

- у вас есть необходимый соревновательный или практический опыт;

- ваше имя знакомо многим специалистам БИ в вашем городе или районе.

Если Вы соответствуете всем вышеперечисленным критериям (а я перечислил только самые основные), то можете смело составлять расписание занятий и начинать набор в группы.

Но все же, хочу напомнить, что надо для себя четко установить проценты от получаемого дохода, которые вы будете направлять на погашение текущих и планируемых расходов и тех, что вы будете направлять на свой личный доход в виде заработной платы.

Направляя весь свой доход на удовлетворение своих личных интересов, вы рискуете оказаться без средств для оплаты различных текущих и непредвиденных расходов и мягко говоря, обанкротиться.

%\%

 Этот способ представляет собой  одну из форм взаиморасчетов между арендодателем (работодателем) и арендатором (работником).

При такой форме взаиморасчетов, оплата за занятия вноситься в кассу арендодателя (работодателя), а затем, в соответствии с договором, полученный доход в установленном процентном отношении делиться между участниками договора.

Это может быть соотношение и  50\50, и 80\20, и другие. Как смогут договориться высокие договаривающиеся стороны.

Если договор касается только арендатора и арендодателя, то в этом случае, все вопросы, связанные с рекламой, оплаты налогов и других расходов, кроме арендной платы, целиком ложатся на плечи арендатора.

Плюс такой формы взаимоотношений в том, что арендная плата не устанавливается и над арендатором не весит дамоклов меч аренды. Весь риск от недополученной выручки ложиться на арендодателя.

Минус в том, что если объем получаемого дохода высок, то и доля, получаемая арендодателем, тоже будет высока.

Если же такая форма взаиморасчетов установлена между руководством клуба и тренером, то тренер никаких расходов не несет, а получаемый им процент от выручки и является оплатой его труда, его заработной платой.

В этом случае все расходы по содержанию клуба, рекламы, оплаты налогов, оплаты персонала и т.д.,  клуб покрывает из свой доли полученной выручки.

В этом случае, руководству клуба необходимо тщательно просчитать возможный уровень доходов и соотнести его с планируемым уровнем  расходов, чтобы полученный доход покрывал расходы и приносил необходимую прибыль.

Здесь могут возникнуть противоречия между желаниями тренера и руководства клуба.  Первого может не устроить начисляемый ему процент от выручки с его групп (ы), который он может посчитать довольно низким, а клуб может не устроить высокий процент с выручки запрашиваемый тренером, так как в этом случае снижается доход клуба.

Компромисс здесь возможен только в том случае, если руководство клуба точно знает и планирует свой бюджет портфель и на основе этих знаний может вести гибкую политику в отношении с тренерами. А так же в том случае, если руководство клуба уверенно, что высокий процент отчисления с выручки на заработную плату тренера, с лихвой компенсируются притоком большего количества учеников в группы, а соответственно и большим получением дохода.

Если такой уверенности нет, то лучше договориться о процентах, начисление которых, будет напрямую зависеть от суммы получаемых доходов. Чем больше получаемый доход, тем больше процент отчислений и наоборот.

Но необходимо помнить, что интересы клуба, всегда должны быть выше интересов тренера. Особенно в плане перспективы. Надо внимательно рассматривать работу каждого тренера в контексте широкого круга вопросов его обязанностей и деятельности.  

Что важнее для руководства клуба: наличие чемпионов и призеров при малой наполняемости и низкой посещаемости занятий в группах или отсутствие таковых, но наличие переполненных групп и высокой посещаемости.

Чему отдать приоритет? Что важнее?

На своем опыте знаю, что важно и то и другое.

Один тренер ведет свои занятия эмоционально, активно, с удовольствием общается с учениками и передает им свои знания и  опыт.  Однако  подготовка спортсменов высокого уровня, индивидуальная работа с каждым учеником его мало интересует. Это не для него. Он не ювелир, он каменотес.

Другой же, наоборот, плохо выносит работу с большой группой, но готов часами заниматься с одним перспективным учеником, доводя его мастерство до совершенства. Этот ювелир, превращающий грубый алмаз в сверкающий всеми гранями бриллиант.

И надо найти баланс между этими тренерами. 

Важно дать проявить себя и каменотесу и ювелиру. Но установить четкие критерии оценки  и оплаты труда для каждого из них, понятные каждому из заинтересованных лиц.

Ситуация, при которой, тренера получают высокую заработную плату, а клуб влачит жалкое существование, просто никуда не годится. К сожалению, но такое еще встречается.

Если такая ситуация на лицо, то руководству клуба надо срочно пересмотреть свою кадровую и финансовую политику.  

Оплата по нормативу

 В качестве образца возьмем оплату труда тренера-преподавателя по спорту в спортивной школе по нормативам за одного занимающегося.

Кодексом законов о труде установлена 40-часовая рабочая неделя.

Именно эта законодательно установленная продолжительность рабочего времени в настоящее время является фактически единственным нормативом для ряда категорий работников физической культуры и спорта.

Недельное рабочее время, например, тренеров спортивных школ фактически состоит из двух взаимосвязанных частей:

- 24 рабочих часа в неделю предусматривается на проведение непосредственной учебно-тренировочной работы; остальное рабочее время (16 часов) предназначается для осуществления организационной (комплектование групп и т.п.), методической (подготовка планов-конспектов учебно-тренировочных занятий и т.п.) и другой работы.

Нормирование труда тренеров только этим не ограничивается и имеет другие аспекты.

Во-первых, по мере повышения спортивной квалификации занимающихся, объем учебно-тренировочной работы с ними постоянно возрастает. Так, если с занимающимися в спортивно-оздоровительных группах тренер должен работать 6 часов в неделю, то с занимающимися свыше одного года в группах начальной подготовки – 9 часов в неделю и т.д.

Во-вторых, в зависимости от роста спортивной квалификации постоянно снижается численный состав занимающихся: если в СОЗ группах минимальная наполняемость составляет 15 человек, то в  группах НП на втором и последующих годах обучения – 14 человек и т.д.

Пример расчета заработной платы тренера-преподавателя по спорту по нормативам за одного занимающегося

                 Дано                                               Определить

Инструктор-преподаватель:                    7 разряд по ЕТС – $100 (условно)

Не имеет высшего                                  24 ч\нед : 6 час =4 группы

образования,                                         минимальная наполняемость

не имеет стажа работы,                          группы 1-го года обучения = 20 человек

работает на этапе                                  20 х 4 группы = 80 чел.

начальной подготовки                             Норматив 2,2 % х 80 чел = 176,0 %

                       Заработная плата тренера-преподавателя будет составлять:

                                        $100 х 176% =  $176

                   Дано                                               Определить

Тренер-преподаватель:                        17 разряд по ЕТС – $ 150

имеет высшее                                      24 ч\нед : 6 час = 4 группы

образование,                                       минимальная наполняемость

имеет стаж работы,                              группы 2-го года  обучения = 15 человек

работает на этапе                                15 х 4 группы =60 чел.

учебно-тренировочном                          Норматив 5 % х 60 чел = 300,0 %

                       Заработная плата тренера-преподавателя будет составлять:

                                        $150 Х 300,0% = $ 450

Как видите, в данном случае, оплата труда тренера напрямую зависит от его категории, образования, стажа работы, сложности учебно-преподавательского процесса и численности занимающихся в группах.

Вы можете применять данную оплату труда при любой юридической форме организации вашего

клуба или школы БИ.

Более подробную информацию по данной форме оплаты труда вы можете получить, обратившись в соответствующее управление по спорту в вашем регионе.

Повременно-премиальная оплата труда по нормативу

 Данная система оплаты труда включает расчеты начисления заработной платы по нормативу на одного занимающегося, и дополнительно увязывается с выполнением плана по численности и выручке с групп.

В качестве исходного норматива берется установленная численность для разных групп обучения (СОЗ, НП, УТГ, ГВСМ), которая умножается на сумму индивидуальных взносов за занятия, что в итоге и формирует план по выручке для данной группы и по всем группам в целом.

Например:

                   Дано                                               Определить

Тренер-преподаватель:                        17 разряд по ЕТС – $ 150

имеет высшее                                      24 ч\нед : 6 час = 4 группы

образование,                                       минимальная наполняемость

имеет стаж работы,                              группы 2-го года  обучения = 15 человек

работает на этапе                                15 х 4 группы =60 чел.

учебно-тренировочном                          Норматив 5 % х 60 чел = 300,0 %

                       Заработная плата тренера-преподавателя будет составлять:

                                        $150 Х 300,0% = $ 450

      Оплата за занятия - $ 20

                  Выручка - 60  чел. X $ 20=$ 1200

             Средняя посещаемость - 75%

         План - $1200 x 75%= $ 900

При выполнении 100% плана тренер получает - $ 450

Увеличение или уменьшение плановой выручки влечет за собой либо увеличение, либо уменьшение суммы заработной платы на установленный процент.

 
Вы можете так же увязать начисление заработной платы в зависимости от количества чемпионов и призеров подготовленных данным тренером, разъездного характера работы (если преподавание связано с выездом в другой район или город), качеством сдачи экзаменов и т.д. и т.л.

Главное, чтобы критерии оценки работы были понятными и выполнимыми. А условия начисления оплаты и режима труда, выполнялись обеими сторонами неукоснительно.

 
Вот и все, что я вкратце хотел вам рассказать об оплате труда. Вполне возможно, что вы уже используете одну из этих форм или применяете на практике аналогичные.

Если же вы используете в своей повседневной практике другие формы расчета и оплаты труда, то поделитесь своим опытом и напишите. Я обязательно опубликую их в выпусках рассылки.

 Олег Масков

_______________________________________________________________________________________

Внимание! Опрос!

1. Интересна ли Вам затронутая в данной статье тема?
2. Считаете ли Вы необходимым продолжение публикаций по данной теме?
3. Какие темы Вы хотели бы обсудить в выпусках рассылки?

Ответы отсылайте на мой e-mail

Вот на сегодня и все!

Продолжим наш разговор в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий, замечаний, советов, рекомендаций, статей или критику!

Внимание! Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем
 

Спасибо за проявленный  интерес к моему проекту

'Боевые искусства как бизнес'

Мои рассылки:

«Боевые искусства как бизнес»

«Боевые искусства: правда и вымысел»

«Боевые искусства в сказках»

Пишите мне

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

_____________________________________________

Сведения об авторе рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,

Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,

Председатель спортивного клуба каратэ 'Пульс' г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

Copyright 2005 Oleg Maskov. Все права защищены.

Разрешается публикация материалов рассылки с обязательным указанием

ссылки на автора и эту рассылку.

 


В избранное