Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Боевые искусства как бизнес

  Все выпуски  

Боевые искусства как бизнес # 15 Боевые искусства как бизнес


боевые искусства, восточные единоборства, каратэ, айкидо, ушу, кикбоксинг, дзюдо, кендо, айкидзюцу, киокусинкай, таеквандо, муай-тай, рукопашный бой, самбо

 

Боевые искусства как бизнес

автор и ведущий рассылки Олег Масков

выпуск # 15

'Если делаешь, то не бойся. Если боишься, то не делай'

Чингисхан

'Не боги горшки обжигают'

Народная мудрость

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!

Я приветствую  новых читателей и подписчиков рассылки. Надеюсь, что вы не пожалеете о потраченном времени и найдете для себя кое-что полезное и интересное J.

Сегодня в выпуске:                                                                                                                            

Как организовать занятия с группой, в которой ученики разного уровня подготовки и/или возраста?  Продолжение.

В этом выпуске я продолжаю публикацию на тему организации занятий в абонементных группах по методу круговой тренировки. Нельзя сказать, что тема эта получила максимальный отклик среди читателей рассылки, получилось где-то 50\50. Правда, справедливости надо сказать, что процент проголосовавших как «за», так и «против» был весьма низким.  Что вполне естественно, такова уж традиция. Не любим мы это дело: разные голосования, опросы и т.д. Мы больше привыкли быть сторонними наблюдателями. А потом удивляемся: как это так произошло? Почему так случилось? Равнодушие страшно и опасно. Страшно своей бездеятельностью, а опасно последствиями этого. Однако, учитывая, что мнения подписчиков разделилось, а так же ввиду того, что приходит много вопросов по организации именно занятий и тренировочному процессу как таковому, то наверное, назрела необходимость выделения этой тематики в отдельную рассылку. Поэтому следующий выпуск рассылки на эту тему будет выходить в другой рассылке, о чем конечно, я вас предварительно извещу. А настоящая  рассылка будет выходить по заявленной тематике. _______________________________________________________________________

Как организовать занятия с группой, в которой ученики разного уровня подготовки и/или возраста? Продолжение.

Мой опыт показывает, что круговая тренировка, как одна из форм проведения занятий, позволяет решать многие стоящие перед тренером задачи. Ее положительный эффект при массовых занятиях физической культурой и спортом неоднократно проверен и доказан на практике. Разработаны целые комплексы круговой тренировки и методические правила их использования для развития физических качеств: быстроты, силы, гибкости, ловкости и выносливости в разных видах спорта.

В основе традиционной круговой тренировки лежат четыре основных метода:

                    непрерывно-поточный;

                    поточно-интервальный;

                    интенсивно-интервальный;

                    направленный

Выполнение упражнений может осуществляться либо поточно, одно за другим, либо попеременно.

Применение данных методов круговой тренировки позволяет решать  задачи по поддержанию, развитию или совершенствованию физических  качеств занимающихся и  повышению их функциональных возможностей.

Все вышеперечисленные методы круговой  тренировки, а так же применяемые в них упражнения, основательно уже разработаны и описаны в специальной литературе, найти которую заинтересованному лицу не так уж и сложно.

Поэтому я не стану на них заострять внимание, а перейду к методам круговой тренировки, которые я использую применительно к  практике обучения каратэ.

Эти методы я назвал:

                    предметно-индивидуальный;

                    индивидуально-групповой;

                    технико-тактический;

                    соревновательный;

Остановимся на названных мною выше методах более пристально.

И так:

Предметно-индивидуальный метод

Так я называю метод круговой тренировки, имеющий в своей основе классический принцип построения занятия при обучении  каратэ: кихон, ката, кумитэ, отработка ударов на снарядах, ОФП и т.д., но проводимый в форме круговой тренировки. Выполнив одно задание, ученик, после необходимого отдыха, переходит к  выполнению следующего. 

На занятии каждый ученик занимается по индивидуальному плану, взаимодействуя с другими учениками при необходимости. При этом,  внутри главного метода, для каждого ученика могут индивидуально использоваться другие методы  круговой тренировки. 

Цель метода – максимально индивидуализировать процесс обучения и  адаптировать его к смене контингента учеников на занятиях на протяжении всего учебного периода.

Правда, использование этого метода накладывает на тренера дополнительную нагрузку, так  как требует разработку детальных учебно-тренировочных планов для каждого ученика в отдельности и постоянную их  корректировку в течение  всего учебно-тренировочного периода.

Не каждый тренер готов к этому тяжкому  бремени. Хотя на самом деле, не так страшен черт, как его малюют.  Трудно будет только в первое время, а затем, по мере накопления опыта и учебного материала, заниматься разработкой учебных планов станет гораздо проще. Можно подготовить несколько вариантов стандартных планов, внося уже коррективы под конкретного ученика.

Индивидуально-групповой метод

Этот метод, так же имеет в своей основе классический принцип построения занятий. Но его особенностью является то, что для выполнения заданий основную группу разделяют на подгруппы в соответствии с количеством этапов.

Выполнив задание на одном месте, подгруппа, по команде тренера, переходит на следующее.  Интервалы времени для работы (от 2 до 10 мин.) и восстановления (1-3мин.) одинаковы для всех подгрупп  и учеников в группе, а вот мощность работы не лимитируется, и упражнения выполняются в индивидуальном темпе и ритме.

Например,  одна подгруппа занимается отработкой КИХОН, другая в это же время отрабатывает КАТА, третья отрабатывает КУМИТЭ, четвертая работает на снарядах, пятая подгруппа занимается развитием физических качеств.  По команде тренера, подгруппы меняются местами по кругу. Такой подход к тренировке позволяет целенаправленно руководить занятием всей группой в целом, одновременно позволяя каждому ученику индивидуально (или по заданию тренера) тренировать свои качества, в соответствии со своими способностями и возможностями.

Тренер, руководя тренировкой всей группы в целом, в тоже время, имеет возможность, уделять больше внимание  либо одной из подгрупп, либо, перемещаясь от подгруппы к подгруппе оказывать помощь ученикам в каждой из них.

Технико-тактический метод

Суть данного метода заключается в том, что в течение одного занятия, ученики, в составе свой подгруппы, выполняют один или несколько приемов с разными технико-тактическими задачами или в разных режимах. 

Время выполнения заданий и отдыха, равного продолжительности спортивного поединка, чтобы выработать у учеников чувство времени. Выполнив задание, подгруппа, по команде тренера, переходит для отработки  следующего задания, при этом партнеры внутри подгруппы могут меняться парами. 

Цель метода – отработка и совершенствование технико-тактических приемов в усложненных условиях, с использованием разных соперников и быстрой сменой различных тактических приемов.

Например: использование удара  «чудан-гяку-цуки», как самостоятельной одиночной атаки; как контратаки после выполнения защитного действия; как опережающего встречного удара; после финтов или вызова противника на атаку, с  выполнением встречного удара в момент проведения атаки противником и т.д.  Вариантов много.  Вариаций еще больше.  

Тренер, в момент выполнения заданий группой, может находиться в том месте, где необходим контроль правильности выполнения наиболее важных заданий. Или, перемещаться по залу, контролируя выполнение заданий в каждой подгруппе.

Соревновательный метод

Данный метод круговой тренировки, как бы имитирует атмосферу соревнований и охватывает основные моменты подготовки спортсмена к «бою», непосредственно сам «бой» и восстановительные  мероприятия после «боя».

Не секрет, что довольно часто, казалось бы, хорошо подготовленный спортсмен, на которого возлагались большие надежды, вдруг проигрывает в первом же бою, заведомо более слабому противнику. При этом, он ничем себя не проявил, провел бой в вяло, скомкано и т.д.  Почему?

Причин может быть много. Но, пожалуй, главной из них является  не готовность спортсмена адаптироваться к атмосфере соревнований. Настроиться на результат.  Справиться с  «мандражом». Не «сгореть»  до старта.

Конечно, восстановить на тренировке всю атмосферу предстоящих соревнований невозможно. Сколько не говори халва, во рту слаще не станет.

Однако, частично их имитировать, можно. И нужно! Одним из таких способов и является предлагаемый  метод.

Обязательными условиями  данного метода являются: 

ü      создание атмосферы соревнований (шум, крик, подбадривающие крики «друзей» или наоборот, агрессивные возгласы «противников» и т.д.);

ü      распределение на «участников» и «помощников»;

ü      разделение «участников» на две и более команды (для командных видов соревнований) или  подбор пар для индивидуальных состязаний;

ü      наличие судейской бригады: рефери, боковых судей (можно использовать старших учеников, имеющих уже достаточный соревновательный опыт или  имеющих опыт судейства);

ü      «ценные» призы чемпионам и призерам (даже если это будет просто жвачка или сделанные из фольги и картона медали).

Продолжительность работы и время отдыха равно времени проведения поединка, установленного правилами  для избранной программы соревнований, данной возрастной группы или весовой категории.

В соответствии с жеребьевкой ученики разбиваются на 2 группы.  На «красных» и «белых».   У каждой команды своя зона  перед площадкой для соревнований. Зона «красных» справа от «рефери», зона «белых» - слева.

Для каждой команды в своей зоне определяется: место для разминки, место для отдыха, место, где будет одеваться и сниматься защитное снаряжение (если оно используется). Дополнительно в каждой команде создаются еще «связки» из «участников» и «помощников» (которые меняются ролями после 1-2-х кругов).

После объявления выступающих, четвертые по очереди пары «участников» и их «помощники» находятся в месте отдыха.  Третьи по очереди пары «участников», со своими «помощниками», начинают в своих зонах проводить разминку.   Вторые по очереди пары «участников», при помощи своих «помощников», надевают защитное снаряжение, цветные пояса, настраиваются психологически и готовятся к «схватке».  В это время первые пары «участников» выходят на площадку и начинают «бой», а «помощники» играют роль «тренеров» или «секундантов».

«Судейская бригада» осуществляет судейство в соответствии с задачами тренировки  либо,  оценивая действия соперников объективно и честно, либо специально отдавая предпочтения одному из участников, вырабатывая навыки борьбы при необъективном судействе (что поделать, приходится тренировать и это!). 

После проведения «схватки», соперники снимают защитное снаряжение, пояса (это место в зоне может пересекаться с местом экипировки к «схватке»).

Пока разминаются, одеваются и ведут «схватку» другие «участники», они используют отведенное время для выполнения комплекса упражнений, способствующего быстрому восстановлению. Затем все повторяется по 2-му или 3-му кругу.

На начальном этапе освоения этого метода тренировки,  время работы можно уменьшить (в начале это не самое главное), а продолжительность отдыха увеличить, чтобы дать  ученикам возможность прочувствовать и отработать упражнения и приемы  релаксации для  быстрого восстановления.  Но по мере приобретения опыта, тренировка должна проводится в жестком временном режиме, имитирующем проведение соревнований по круговому способу, с ограниченным числом участников. Этот метод можно использовать и для отработки индивидуальных и командных выступлений по ката.

Цель метода – смоделировать атмосферу соревнований, подготовить  спортсменов (особенно начинающих) к участию в них и, прежде всего, в плане морально-психологической подготовки.

Как бы тренер ни готовил своего ученика, если тот сам не понимает, что надо делать, к чему себя готовить, как строить свое поведение на соревнованиях, усилия и тренера и ученика пропадут впустую.   

Пусть ученик сначала научится выступать в привычном для себя месте,  но, в непривычной обстановке.  И тогда, получив опыт, он быстрее и легче адаптируется к  условиям  соревнований.

Этот,  не маловажный момент подготовки ученика к соревнованиям, часто незаслуженно игнорируется и упускается из виду  в период предсоревновательной подготовки.

Однако  нельзя злоупотреблять применением данного метода тренировки, так как он требует от ученика высокой мобилизации всех его психофизических возможностей, и это может привести к перетренированности или даже к срыву.  Применение его оправдано только на этапе предсоревновательной подготовки.

По этой же, слегка измененной схеме, можно готовить учеников к сдаче аттестации,  заменив судей членами жюри, а соревновательную часть - сдачей программы экзамена (начав сначала с одного раздела и постепенно добавляя другие разделы).

Олег Масков

_______________________________________________________________________________________

Внимание! Опрос!

1. Интересна ли Вам затронутая в данной статье тема?
2. Считаете ли Вы необходимым продолжение публикаций по данной теме?
3. Какие темы Вы хотели бы обсудить в выпусках рассылки?

Ответы отсылайте на мой e-mail

Вот на сегодня и все!

Продолжим наш разговор в следующих выпусках рассылки.

Жду от вас пожеланий, замечаний, советов, рекомендаций, статей или критику!

Внимание! Письма читателей могут быть использованы в рассылке,

если это не запрещено отправителем

Спасибо за проявленный  интерес к моему проекту

'Боевые искусства как бизнес'

Мои рассылки:

«Боевые искусства как бизнес»

«Боевые искусства: правда и вымысел»

«Боевые искусства в сказках»

Пишите мне

С уважением и верой в Ваш успех,

Олег Масков

_______________________________________________

Сведения об авторе рассылки

Масков Олег Фаритович,

Заслуженный тренер Республики Казахстан по каратэ,

Вице-президент Национальной Федерации Каратэ до Шотокан Казахстана,

Председатель Главной судейской коллегии НФКШ РК,

Председатель спортивного клуба каратэ 'Пульс' г. Актобе,

6 дан шотокан каратэ.

 

Copyright 2005 by  Oleg Maskov . Все права защищены.

Разрешается публикация материалов рассылки с обязательным указанием

ссылки на автора и эту рассылку.

 


В избранное