Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 74
Сегодня, в 74 выпуске рассылки:
Дзэн"… не пора ли замахнутся на..." «… Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь …» «… не пора ли замахнутся на само… » изучение классических (традиционных) Школ и перестать изобретать велосипед и ломать копья и вредить не только своё, но и чужое здоровье. Серия статей "Специалистов БЕ и БИ"Начало в серии статей "Техника работы рук" Джентльменский набор костолома... или компоненты традиционного обучения боевым искусствам в Китае. публикуется в сокращении, полная версия доступна на нашем сайте Шу нэн шэн цяо Очень часто можно услышать про разные стили, что в одном только удары, и нет бросков, в другом - нет техники ударов ногами, еще где-то не используют захваты, а ведь любой стиль должен быть самодостаточным, т.е. включать все возможные аспекты - иначе не выжил бы... Итак, попробуем сформулировать простейший "джентльменский набор" для боевого искусства на примере методик и принципов обучения школ традиционного цюаньфа в Китае. Что туда обязательно надо включить? Первое, о чем необходимо упомянуть - это то, что составляет целостность системы в техническом плане. Классически это обеспечивают четыре основных раздела кулачного искусства - "ти, да, на, шуай" , т.е. "удары ногами, удары руками, техники связанные с захватами, броски". Поговорки кулачного искусства Китая, сформировавшиеся за века его существования в Поднебесной, говорят следующее: "Руки - две створки врат, полностью полагаешься на ноги и бьешь человека", "Ноги должны ходить, руки - бить и хватать", "Вдали - кулаки и ноги, вблизи - колени и локти, вплотную - бросай, а также при случае применяй захваты"... {...} Однако есть еще составляющие, оказывающие влияние на результат боя - это "шоу, янь, шэньфа, бу" (т.е. "руки, глаза, методы действий корпусом, шаги"). Чжан Давэй, автор книги "Разъяснение смысла поговорок ушу", комментирует эту знаменитую фразу так: "Руки могут изменить ход боя, глаза - это основа наблюдения, ноги дают удобство перемещения, методы действий корпусом обеспечивают координацию рук, глаз, ног и шагов". Все это подразумевает не только точность применения техники, но и правильное использование пространства и времени. Старые мастера говорят - "качество техники складывается из силы, скорости и точности, но и они бесполезны, если отсутствует своевременность". Поэтому они и стремились к тому, чтобы ученики развивали способность занимать нужное место в нужное время... {...} Кроме того, есть правило "Внутри тренировать цзин, ци, шэнь, вовне тренировать руки, глаза, корпус". Смысл этой поговорки в шести координациях-люхэ, где разделяют три внутренние и три внешние координации. Цзин, ци и шэнь относятся к внутренним, а руки, глаза и корпус - к внешним. "Нэй сань хэ" ("внутренние три координации") - это координация физической силы с усилием-цзин всего тела, координация усилия-цзин с энергией-ци, координация энергии-ци с духом-шэнь. А "вай сань хэ" ("внешние три координации") - развитие навыка взаимной синхронной работы бедер и плеч, локтей и коленей, ладоней и стоп. Необходимо отметить, что теория шести координаций базируется на воззрениях традиционной китайской медицины... {...} Как уже упоминалось ранее: "Боевое искусство опирается на шоу, янь, шэньфа, бу" (т.е. "руки, глаза, методы действий корпусом, шаги"). Новички гонятся за шоу и янь, профессионалы работают над шэньфа и бу". Но без вспомогательной наработки нет ничего остального, нет вспомогательной наработки - получаем современную "гимнастику ушу"... {...} Давайте коротко разберем особенности каждой из составляющих как "цюань", так и "гун". Итак, когда речь идет о первой составляющей - "цюань", то выделяют обычно три основных раздела:
{...} Но многие школы обычно в цзибэньгун выделяют следующие разделы:
{...} Следующий компонент, этап обучения - комплексы формальных упражнений ушу. Обычно из-за кривизны перевода происходит путаница между терминами "форма" (ши) и "комплекс" (тао). Средоточием принципов ушу и реализацией базовых навыков является именно "прием" (чжао) или "форма" (ши), как бы отдельные элементы техники, отражающие основные концепции школы или стиля. А таолу - это уже набор форм, соединенных в единую последовательность... {...} Итак, таолу - это систематизированные наборы движений, составленные из имеющих боевой смысл техник. По сути дела это и есть тренировка конкретной техники... {...} Достаточно распространено мнение, что таолу необходимы были в первую очередь для передачи знаний, представляя собой некую квинтэссенцию стиля, живое воплощение духа древних мастеров. В первую очередь именно в этом и состоит важность тренировки таолу... {...} Таолу в традиционных стилях ушу формировались столетиями, постепенно находя идеальное равновесие между внешним выполнением движения и внутренней регуляцией ци. Поэтому практически невозможно самому создать "истинный" комплекс ушу, - можно лишь просто механически сложить движения вместе, превратив отработку таолу в простое физическое упражнение. {...} Парная работа необходима, чтобы научиться применять технику в реальности. Но будешь заниматься только боем - техника начнет деградировать, зациклишься на одиночных приемах (формах) - не будет свободы перехода от приема к приему. Зациклишься на таолу - будет текучесть, но начнет теряться проработанность отдельных форм. Обсуждая использование техники ушу как боевого искусства, говорят, что мастерство в бою - это точность применения. Куда и как вы ударите - имеет большое значение для исхода боя. И такое мастерство развивается за счет многократного повторения правильного движения, так как в бою все движения должны быть естественными. Но движения естественны и точны только тогда, когда ученик тренирует базу, повторяя ее многократно. И одна из сегодняшних проблем в подготовке современным поклонников ушу заключается в том, что ученики не хотят посвящать необходимое количество времени и усилий основам. Раннее освоение таолу, что так распространено в наше время, связано и с качеством учеников, приходящих лишь за экзотикой, за навыками для драки, за удовлетворением амбиций и т.п... Есть хороший пример из книги "Мастер ушу Цай Лунъюнь": В годы "Великой культурной революции" к Цай Лунъюню приходит его коллега-преподаватель, и говорит, что от него требуют, чтобы он тренировал хунвэйбинов, чего ему, естественно, делать неохота. Причем требуют, чтобы он обучал их не гимнастике, а реальному боевому искусству. Цай нашел соломоново решение. Он сказал: "А ты начни обучать их стоянию столбом..." Теперь перейдем ко второй составляющей, вспомогательной наработке... Как мы уже говорили, это - обязательная составляющая обучения, непосредственно влияющая на качество техники. Вот что рассказывается в журнале "Улинь" (N12/84) о базовой тренировке мастера Сунь Чжицзюня, наследника традиции багуачжан семьи Чэн: "Первые два года он тpениpовал цзибэньгун,
Под руководством учителя он стал знатоком всех приемов багуачжан, его мастерство росло с каждым днем". Итак, когда говорят о "гун", то условно используется такое разделение:
Считается, что "вайгун" традиционно используется как средство развития силы и вообще всех основных составляющих нашего физического тела (мышцы, сухожилия, кости), методы контроля за правильным положением тела и т.д., так как традиционная китайская медицина базируется на постулате, что тело и сознание человека адаптируется под тот вид деятельности, которому вы посвящаете большую часть своего времени... {...} Методы нэйгун в первую очередь предназначены для предотвращения и лечения болезней, а также для укрепления тела и внутренних органов. "Человек живет благодаря телу... {...} Про наработку могун говорят: "снаружи - покой, внутри - движение". То есть это метод тренировки, в котором обычно отсутствуют "внешние" движения. Достаточно часто могун является "связующим" между разными компонентами обучения, а так же используется для устранения неуверенности в технике новичков - "хотя и говорится о реальной применимости приемов, при встрече с врагом страх сковывает движения"... {...} Естественно каждый стиль использует свое уникально разделение на этапы обучения, сохраняя при этом все основные элементы традиционного обучения... {...} Таким образом, основными частями традиционного тренинга являются:
И ни одну из этих частей нельзя выкинуть, чем как раз и грешит современный спортивный подход в ушу. Ведь если "в начале пути ошибся на волосок - в конце пути получилось расхождение на тысячу ли". Все вышесказанное касается лишь минимума основной подготовки в ушу. Возможно, что-то автор и упустил в процессе изложения. Кстати, по большому счету, в джентельменски набор любого занимающегося традиционным боевым искусством должны входить кроме техники без оружия еще и владение 18-ю видами оружия... И напоследок хотелось бы упомянуть самый главный секрет обучения в традиционном цюаньфа - "искренность, постоянство и настойчивость". Следует целенаправленно идти от мелкого к глубокому, по порядку и постепенно осуществлять закалку, увеличивать мощь всего тела, достигая того, что "внутреннее и внешнее координируются воедино, форма и применение совершенствуются параллельно", достигают высокого уровня "руки, глаза, корпус, методы, шаги; цзин, шэнь, ци, ли, гун". И тогда в результате долгих тренировок сможешь сплавить все компоненты в одно целое, и постепенно достичь состояния, когда "дух сконцентрирован, кости прочные, сила мощна, ци собранное, цзин крепкое", и "получить три великих достижения стиля - радостный дух, вскармливающий долголетие, крепкое и здоровое тело, техника атак и защит". Д.Моисеев Продолжение следует. Последовательность опубликования статей
|
В избранное | ||