Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Апрель 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 67
Сегодня, в 67 выпуске рассылки:
Серия статей "Техника работы рук"Концепция Годай.Другой подход в обучении состояния в бою – Годай (Пять Великих). Годай - это буддийская традиция. Годай - это равнозначимые абсолютные категории, не порождающие и не разрушающие друг друга, а являющиеся частью проявленной и потенциальной материи как энергии вселенского будды (если говорить об их проявлениях в теле, выше только астральный и ментальный уровень и, соотвественно две чакры - аджна и сахасрара). Категория Годай (Пять Великих): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пустота-Эфир (кстати, сравните с земля, вода, огонь, ветер, пустота в «Книга пяти колец» Миямото Мусаси»). О системе и теориях элементов. В данном подходе элементы используются, прежде всего, для работы с энергией - её проявлением на физическом, психо-эмоциональном и ментальном уровнях. Работа с центрами (чакрами) способствует выработке вполне определенных способов реагирования и движения в соответствии с элементами годай. Это - практическая медитация с определенными видами дыхания, мантрами, мудрами и визуализациями - кстати говоря, несложными, которая способствует выработке естественности спонтанного реагирования при нахождении в том или ином эмоциональном состоянии, а также умении произвольно входить в то или иное состояние сознания. На форму техники это влияет не в момент её базового изучения, а в момент практического использования. Секретом обучения обычно является не сама техника форм (обычно она одинаковая в ОМОТЭ и КОДЭН, а метод её исполнения). Поэтому, одна и та же ката, при желании, может выполнять роль "медитации в действии". Принцип обучения посредством «Пяти Первоэлементов» как мы уже говорили, практикуется не только в технике работы рук (тела), а так же в технике фехтования оружием - те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Например, одной из эзотерических концепций школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является теория Инь и Ян и пяти первоэлементов (онмё-гогё-сэцу). С ней связаны два других эзотерических учения: тонко и хо-дзюцу. Особая форма заклинания и волшебства (ё-дзюцу), способная сделать тело воина невидимым для врага, называется тонко. Что же касается хо-дзюцу, то это особый вид предсказания и врачевания, опирающийся на знания астрономии (астрологии) и географии. Концепция Инь и Ян в форме особого способа гадания на основе Инь и Ян (онмё-дзюцу) использовалась с древнейших времен. Это искусство включает в себя предсказание будущего при помощи и на основе вселенских изменений, которые вызываются особыми комбинациями астрономического и географического порядка, ветра и земли, солнца и луны, звезд, десяти циклических знаков, двенадцати знаков зодиака и девяти священных звезд китайской астрологии, а также на основе теории взаимодействия и борьбы первоэлементов. Таким образом, эзотерическая практика, опирающаяся на многочисленные факты, почерпнутые из человеческого опыта, соединилась с военной стратегией и её проявлениями и высоко ценилась древними стратегами. До нашего времени дошел целый ряд книг, которые отражают такое соединение воинских искусств и мистических учений. Среди них "Хэйхо хидзюцу ее" ("Книга о тайных методах военной стратегии"), "Косэкико санряку-но маки" ("Свиток о трех стратегиях Косэкико") и другие. В Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю подобные эзотерические практики в целом называются "тонко" или "хогото". Тай-дзюцу В тай-дзюцу входят 8 базовых форм. В Японии число 8 считается счастливым. И из-за того, что оно похоже на символ бесконечности, можно сказать, что здесь цифра 8 представляет бесконечность и вечность. Занимаясь этими 8 формами вы узнаете о Жизни больше, чем откуда бы то ни было. Восемь приемов – стержень тай-дзюцу, благодаря которому мы можем найти способ наслаждаться самим искусством, здоровьем, миром и счастьем. Вопросы: Как подготовиться к реальному бою? Отвечу словами Масааки Хацуми: «Вам не нужна религия, не нужна философия, не нужна культура и тому подобное: они подчиняют вас себе. Главное – чем больше ваша жизненная сила, тем больше вы можете выдержать». Что такое жизненная сила? «Сила, которая работает даже тогда, когда в вас совсем не остается сил». Действуйте, как вам подсказывает интуиция, и перед вами откроются секреты тай-дзюцу. Сэнсэй Такамацу: «Для тай-дзюцу более важна подвижность ног, а не их сила». Продолжение следует. Ваши письмаВопрос: А каково ваше мнение о «Пяти Стихиях» и «Пяти Великих»? Ответ - мнение 1-го оппонента: Пять Стихий (элементов) (五行, У Син) - это пять фаз динамического баланса Инь и Ян. Мы используем Пять Стихий для описания актуальной фазы развития исследуемого процесса (от зарождения к умиранию), либо как средство классификации элементов заданной системы по пяти группам, которые будут взаимодействовать согласно четырем вариантам (подробно описано выше в одном из моих сообщений). Пять Первоэлементов (они же 五大, го дай) - это пять структурных элементов из которых состоит материя, согласно различным учениям, распространенным как среди индоевропейских народов (философия античной Греции, индуизм, буддизм), так и в среде, куда эти учения импортировались (Китай, Япония, Корея). Путаница возникает в литературе на европейских языках, потому что авторов вводит в заблуждение число пять (так и напрашиваются параллели) и устоявшийся за века термин "Первоэлементы". Срабатывает некая инерция. Вертикальность структуры Пяти Первоэлементов. Эта структура показывает направление (де)материализации объекта (процесса). При этом детали порядка Первоэлементов и их некоторые свойства могут варьироваться в зависимости от школы и традиции. Для того, чтобы нечто материализовалось на земном плане бытия, необходима вся цепочка от Пустоты до Земли. Поясню это на примере одного из вариантов порядка Пяти Первоэлементов. Как я уже говорил выше, он может не совпадать с уже известной вам традицией. Дело не в этом. Когда вы смотрите телевизор, вас интересует не производитель, а больше волнует качество изображения, диагональ экрана, цветность, контрастность, яркость и т.д. Если работает одна система, это вовсе не означает, что при правильном исполнении не будут работать и другие. Теоретическая вертикальная схема выглядит таким образом: Для Пустоты у нас нет органов чувств, поэтому мы ее не обсуждаем. В Пустоте возникают Огонь и Вода, Огонь + Вода = Воздух, Огонь + Вода + Воздух = Земля. Таким образом, становится понятно, почему для окончательной материализации необходимо наличие всех элементов структуры, т.е. Пяти Первоэлементов материи. Пять Первоэлементов представляют собой пять сфер сознания (материи). Понятия "материя" и "сознание", как видите, не являются антагонистиескими. Работа с этими сферами сознания дает свои необходимые уникальные качества. А теперь посмотрите на структуру трактата "Go Rin No Sho" Миямото Мусаси. Путь Стратегии показан как работа с пятью сферами качеств. При этом начинающий, сознание которого способно только "пробовать на зуб", начинает с базовых стоек, а непредсказуемый мастер стратегии восходит до уровня Пустоты (для которой у нас нет органов чувственного восприятия). Те удачные попытки по согласованию теории и практики Пяти Стихий и Пяти Первоэлементов, которые имели место, пришли к тому, что Пять Стихий могут работать на каждом из уровней вертикали Пяти Первоэлементов. Если вертикаль задает движение от тонкого к грубому и наоборот, то горизонтальные связи У Син показывают динамику превращений и взаимодействия факторов на каждом из соответствующих уровней. Примеры: Элементу Земля соответствует физическое и эфирное тело человека. Схема У Син описывает взаимодействие эфирного тела с атмосферными энергиями и структуру его энергетических меридианов и чакр. Элементу Вода соответствует астральный уровень, т.е. уровень эмоций человека. У Син, в свою очередь, описывает взаимное влияние различных эмоций. Элементу Воздух соответствует ментальное тело человека, т.е. это уровень его ментальных установок и мышления. У Син, в свою очередь, показывает взаимное влияние различных жизненных установок и типов мышления. Ответ - мнение 2-го оппонента: Тема такова, что по ней книги писать можно, а не короткие посты...Если что-то будет интересно, на этом можно будет остановиться подробнее... В тайцзи-цюань наработка на начальных этапах строится из 13 базовых позиций... Восемь из них - это восемь базовых внутренних усилий (пен, люй, цзи, ань, ле, цай, чжоу и као). Они соотнесены с 8 багуа и представляют собой различные способы применения базовых усилий: прямо вперед, прямо назад, вперед - вверх, вперед -вниз, назад- вверх, назад - вниз... И два - плеча и локтя, которые могут проявляться во всех этих направлениях... Оставшиеся пять позиций - это направления перемещений и направлений базовых усилий: - вперед, вправо, влево, назад и центральное положение... Они соотнесены с пятью стихиями... Это - фактически азбука изучения стиля... Но не все школы ей следуют... Есть и другие способы... Теперь подробнее о пяти стихиях.... Речь поведу о китайских стихиях - У-СИН... Это пять фаз существования вещей, или другими словами - пять процессов... Расширение (дерево) - процесс динамический, Максимальная расширенность (огонь)- процесс статический, переход в иное качество (второе значение - устойчивость) земля - сжатие(металл)процесс динамический - максимальная сжатость (вода)процесс статический.. Наименования Первоэлементов присвоены тем вещам, которые содержат в себе признаки этих процессов (дерево - растет вверх и расширяется кроной, огонь - активен и максимально расширен, земля - устойчивость и плодородие -переход в иное качество, металл -пружинист и сжимаем, вода - максимально сжата, больше ее сжать уже трудно)... Эти названия условны, а понятия стихий - достаточно абстрактны для того, чтобы с их помощью можно было бы анализировать самые различные явления...В том числе - по ним строить методики тренинга в БИ или разрабатывать тактику военных действий... В самом бою сами стихии не применяются, но применяются РЕЗУЛЬТАТЫ их применения в процессе тренинга... Также после окончания боя (если остался жив) можно с их помощью проанализировать ошибки боя и заняться их устранением... У-СИН система описания событий... Потому и является категорией натурфилософии... Но в разных школах за терминами у-син скрываются вполне конкретные методы тренинга... Например: отработка удара рукой. Исходя из у-син в ударе должно быть пять фаз – разгон (расширение-дерево), максимальная скорость, на которой он подходит к мишени (макс. расширенность-огонь) - отдача мощности удара в мишень (переход в иное качество +устойчивость тела, без которой удар слабеет - земля) - отдергивание руки (сжатие-металл) - выход руки на позицию следующего технического действия (макс. сжатость-вода). Если выбросить один из процессов - удар будет слабее, чем он мог бы быть. При поиске ошибки в ударе ученика у-син позволяет ее найти и исправит. Это - НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ способ тренинга, но он имеет место быть... Другой пример. Уже другой подход к использованию у-син. Каждая из вещей, соотнесенная с у-син имеет свои свойства. Можно использовать технику, содержащую такие же свойства. Дерево - устойчивость, укорененность снизу - хлесткость сверху. Устойчивые ноги и перемещения, хлесткие техники работы рук. Огонь - макс. расширенность и активность. Активные перемещения и техники рук и ног. Не исключены элементы акробатики. Земля. устойчивость и переход в иное качество. Техники не размашистые, "устойчивые", перемещения невысокие, скользящие, устойчивые. Неожиданные для противника технические и тактические приемы. Ну и так далее - металл и вода. Тут на тренинге отождествление себя со стихией позволяет лучше вжиться в ее образ. В бою, конечно, используются РЕЗУЛЬТАТЫ такого тренинга. Представлять себя деревом в момент боя уже поздно, а потому - нежелательно. Последовательность опубликования статей
|
В избранное | ||