Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 65



Сегодня, в 65 выпуске рассылки:

  1. Серия статей "Техника работы рук": Ударная техника рук в БИ.
  2. Ваши письма: Ваши ответы на вопросы.

Серия статей "Техника работы рук"

Ударная техника рук в БИ.

публикуется в сокращении, полная версия доступна на нашем сайте

Она делится на виды:

  1. По сторонам тела (или света в Китае),
  2. По уровню нанесения,
  3. По Принципам передачи энергии в цель.
  4. И др.

Продолжение.

Надеюсь, вы понимаете, что после ваших сравнительных ответов на вопросы о спорте, БЕ и БИ в дальнейшем мы будем рассматривать только технику БИ, так как техники спорта и БЕ – частности или производные от БИ.

Ударная техника рук.

Огромное значение в ударной технике имеет положение рук до начала атаки, во время атаки и в конце атаки (например, читайте о Дзё, Ха и Кю в «Хэйхо кадэн сё» Ягю Мунэнори»).

Рассмотрим для начала только конечную точку.

По методам Традиционных Школ БИ, необходимо для каждого удара отрабатывать семь направлений его нанесения: удар вперед, удар назад, удар в левую сторону и удар в правую сторону, удар в верхний уровень, удар в средний уровень и удар в нижний уровень.

Все семь направлений в сочетании дающие 12 уровней ударов, отрабатывают на мешке с песком, "деревянном человеке", манекене, партнере, учителе с лапами или «куклах». Всякая атака должна выполняться в движении (передвижении), и очень редко - с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца - "глазом феникса" или второй фалангой среднего пальца, а также пальцами и ладонью (основанием, ребром). Любая атака - это короткий, резкий взрыв на физическом плане, сочетающийся с выбросом внутреннего усилия Ци (Ки), поэтому внешне техника выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Практика (методика преподавания) любой техники, в т.ч. БИ возможна различными способами:

  1. Делай раз, делай два, делай три (европейский метод).
  2. Делай как я (восточный),
  3. Делай как… стихия, животное (восточный).

Восточный метод обучения.

В китайской натурфилософии «Пять элементов» - это Огонь, Вода, Земля, Дерево, Металл. Каждый из них обладает определенными свойствами. Хотя в буквальном переводе слово "элемент" подразумевает нечто стабильное и неподвижное, китайское слово синь указывает на движение и перемены, поэтому более точным переводом, возможно, было бы "пять стихий", или "пять движущих сил". К примеру, когда речь идет о "дереве", то имеется в виду не древесина, а движущий принцип, изначально присущий древесному царству. Вместе с тем "стихии" европейской алхимической традиции имеют несколько иной смысл, отличающийся от йогической и даосской традиции.

Так как разные философии по-разному трактуют «Пять элементов», называя их одинаково то «Великими», то «Стихиями», то «Первоэлементами». Мы уж тем более (не изобретая велосипеда - не изменяя их названий (понятий)), будем называть их также, как они называются себя, т.е. «одинаково». При этом, не путая и не смешивая разные Философии, одинаковые названия и разные понятия.

Основой классической техники БИ является Принцип "Пяти стихий (элементов)".

Гогё (яп.) - это проявления материи, призванные показать и проследить движение двух противоположных потенциалов (Инь/Ян) - их взаимопорождения и взаимоуничтожения как единого и непрерывного процесса как аналогии происходящего в макро и микрокосме (знаменитая схема в виде звезды).

Согласно даосской традиции, мир основывается на взаимопереходе и взаимнопоглащении пяти первоэлементов: земли, металла, воды, огня и дерева. В большинстве Традиционных Школ используют два возможных типа их взаимодействий: "цикл взаимопорождения" (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и "цикл взаимоподавления" (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю).

Вот некоторые виды ударной техники «связанные» с образом Стихий:

Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз,

Дереву - пробивающее движение,

Воде - буравящее движение снизу вверх,

Огню - взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой,

Земле - поперечное блокирующее или сваливающее движение.

"Пяти стихий" связаны между собой взаимодополнением и взаимоотрицанием, это взаимодействие положено в основу теории атаки и защиты: линию взаимоотрицания используют для защиты, линию взаимодополнения – для развития атаки и перехода от одного приема к другому.

{...}

«Вхождение» в Образ может достигаться различными способами:

  1. Животными образами,
  2. Образами «Пяти Великих элементов»,

Поэтому вторым после "Пяти стихий" крупным разделом БИ некоторых Школ Китая является раздел «Животные стили»:

{...}

Не только можно, но и нужно связать с образами Первостихий технику «защиты» (парирований, не блоков; блоки – сила на силу, а в этом нет гармония).

Дальше необходимо разобрать возможности перехода одной ударной (защитной) техники в другую, а также гармонию действия нападения и защиты с дальнейшим нападения.

Поэтому для удобства отработки движений их объединяют в одиночные комплексы (формы, ката).

Чтобы наработать применение приемов, их тренируют в парных комплексах. А степень готовности проверяют в кумите (спаррингах).

Для полноценного изучения техники работы без оружия изучается техника боя с оружием - мечами, копьями, шестами и т.п. Работа с оружием в БИ также базируется на Принципах "Пяти Первоэлементов" - те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Основным оружием считается копье. В зависимости от методов обучение начинают либо с рукопашного боя, либо с оружия, в частности с методов боя копьем (в т.ч. в Китае, Японии, Кореи и т.д.).

Корректнее было бы сказать, что техника работы телом для управления оружием – база для техники работы без оружия.

Самые известный из парных комплексов этого раздела – «взаимопорождение и взаимопреодоление пяти первостихий». Это классический парный комплекс - основа техники и навыков первого этапа обучения. Парный спарринг построен на принципе взаимодействия первоэлементов и соответствующих им ударов. Здесь отрабатывается главенствующий принцип интуитивного реагирования на действия соперника на основе теории У-Син.

Продолжение следует.

Ваши письма

Ваши ответы на вопросы:

  1. Чем отличаются спорт, БЕ и БИ?
  2. Почему в Китае работают с понятием сторон Света, а не как на Западе сторон тела?

Приведу некоторые из них:

1. Чем отличаются БЕ от БИ?
Единоборство оно и есть единоборство - один на один и в этом его основной смысл, направление подготовки и цель. БИ - не называют боевым многоборством, несмотря на то что БИ практикует работу с несколькими целями одновременно, т.к. в БИ сама "борьба" имеет далеко не первый акцент.

2. Почему в Китае работают с понятием сторон Света, а не как на Западе сторон тела?
Восток всегда работает с образами и направлен на постижение себя в окружающем пространстве, а Запад имеет более логический подход (которому требуется более осязаемые величины) и направлен просто на себя.

Первоэлементы и стороны света имеют следующие соответствия:
дерево – восток
огонь – юг
земля – центр
металл – запад
вода – север

В китайской натурфилософии и геомантии выделяются 4 священных животных: Лазурный Дракон, Чёрная черепаха (или Чёрный воин), Белый тигр и Красный Феникс. Каждый из них является хранителем одной из 4-х сторон света.

Лазурного Дракона в Китае называют Цин Лун. Дракон выступает хранителем Востока и является символом хороших изменений в жизни. Будучи символом ярко выраженной янской энергетики, Дракон покровительствует сильной половине человечества. Страж Востока олицетворяет пробуждение сил природы, рост и новые начинания.

Хранителем Севера является Чёрная черепаха (или Чёрный воин). Классический вариант изображения этого символа — Черепаха, обвитая змеёй. В действительности в Китайской философии Черепаха представляет собой гармоничный союз Иньской и Янской энергии. Черепаха является символом долголетия, мудрости и неуклонного движения вперёд. Являясь хранителем Севера, черепаха символизирует зимний период времени.

Покровителем Юга принято считать Красную птицу — Феникс. Он символизирует высшую власть и хорошую репутацию. Именно поэтому в Древнем Китае мастера фэн-шуй рекомендовали большую часть строений ориентировать фасадом на Юг. Феникс символизирует лето и расцвет всех начинаний и проектов.

И последнее из 4-х животных — это Белый Тигр. Он является хранителем Запада и по-китайски звучит, как Бай-ху. Тигр является защитником от злых духов и символизирует небывалую силу и мощь. Тигр символизирует Осень. Белый цвет тигра объясняется тем, что Западная сторона света является в Китае символом потустороннего мира или страны мёртвых, а как известно, в Китае белый цвет является признаком траура.

Сергей.

Комментарии:

Почитав ваши ответы – понимаешь… Как просто отклониться от истинного Пути, уйдя в дебри (непроходимые джунгли) и наоборот, как просто пройти мимо, не заметив столь очевидного!

"Следовать повседневному Миру означает повернуться спиной к Пути. Если не хочешь сойти с Пути - не следуй за этим Миром",- говорил Токуан Сохо.

Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет!

Один из моих наставников по поводу практики БИ сказал следующее: «По сторонам Света легче ориентироваться при выполнении комплекса, т.к. его необходимо выполнять во все стороны, а не в одну как в спорте и единоборствах».

Но никто и не отвергал взаимосвязь Пяти Первоэлементов с 5 сторонами света, 5 цветами, 5 явлениями природы, 5 планетами, 5 сезонами природы, 5 полезными злаками, 5 видами полезного мяса, 5 вкусовыми ощущениями, 5 отверстиями («окнами»), 5 структурами тела, 5 эмоциями и т.д.

Надеюсь, вы понимаете, что после ваших сравнительных ответов на вопросы о спорте, БЕ и БИ в дальнейшем мы будем рассматривать только технику БИ, так как техники спорта и БЕ – частности или производные от БИ.


Последовательность опубликования статей



г.Санкт-Петербург
www: http://www.academy.muto.ru e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное