Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 30



Сегодня, в 30 выпуске рассылки:


Дзэн

Ни воды, ни луны

Когда монахиня Тёно училась Дзен у Букко из Энгаку, она долгое время не могла вкусить от плодов медитации.

Наконец, однажды лунной ночью она несла воду в старом ведре, обвязанном бамбуком. Бамбук разорвался и дно ведра отвалилось, - и в этот момент Тёно стала свободной!

В память об этом она написала поэму:

  • И так, и сяк, старалась я спасти старое ведро,
  • Пока бамбуковая веревка не ослабла и не порвалась,
  • Пока, наконец, дно не вылетело.
  • Нет больше воды в ведре!
  • Нет больше луны в воде!

Серия статей "Тай-дзюцу"

Предлагаем поближе познакомится с китайскими Боевыми Искусствами, и обратить особое внимание на методику и комплексность обучения, а также на обязательную вспомогательную наработку.

Тайцзицюань
(кулак Великого Предела)

публикуется в сокращении, полная версия доступна на нашем сайте

Циньна

Тайцзицюань - это один из наиболее известных и наиболее популярных во всем мире стилей китайского ушу. Название "кулак Великого предела" восходит к одному из основных понятий китайской космогонии - "тайцзи" ("Великий предел"), с которого начиналось происхождение мира. Считалось, что тайцзи разделился на "лян и" ("двоицу образов") - инь и ян, они в свою очередь, разделившись пополам, породили "сы сян" ("четыре формы"), которые, разделившись, дали "ба гуа" ("восемь триграмм"). Восемь триграмм, переходя одна в другую, своими превращениями "дают всю тьму вещей, существующих в мире".

 

Предыстория тайцзицюань

Существует популярная версия, возводящая тайцзицюань к даосу Чжан Саньфэну, который якобы жил в горах Удан то ли при династии Сун (960--1279), то ли при династии Юань (1279--1368). Однако в 1930-х известный исследователь ушу Тан Хао опубликовал исследование, в котором обосновал, что основателем тайцзицюань следует считать Чэнь Вантина, жившего в конце династии Мин - начале династии Цин, то есть в XVII веке. Чжан Саньфэн же попал в родоначальники по ошибке: один из "историографов" тайцзицюань спутал одного из легендарных мастеров стиля - Ван Цзунъюэ - с учеником Чжан Саньфэна, которого звали Ван Цзун. Из чэньской родились другие ветви тайцзицюань. Рассмотрим сначала отдельные стили, а затем их общую историю и теорию.

Тайцзицюань семьи Чэнь

Чэнь Вантин родился в деревне Чэньцзягоу провинции Хэнань в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618 году. В родные края он вернулся в 1644 году, в год падения династии Мин. На основании трактата Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях", теоретических работ Ван Цзунъюэ и методов боя, изученых им в армии, он создал новый стиль ушу.

Отличительными чертами нового стиля были следующие:

  • Чэнь Вантин соединил действия рук, корпуса, глаз и шаги с даосскими методиками даоинь (вскармливания внутренней силы) и туна (дыхательные упражнения).
  • Основными движениями стиля стали дугообразные и спиралевидные, теоретической основной которых стало учение о течении энергии ци по системе меридианов цзин-ло.
  • Принципиально новым видом тренировки стало туйшоу (толкание руками), вырабатывающее чувствование направления усилия противника и умение использовать его в своих интересах.
  • Аналогичный вид тренировки был разработан и для боя на копьях - т.н. "склеенные копья".
  • Чэнь Вантин соединил теорию боя, описанную Ци Цзигуаном, философское учение об инь-ян и медицинское учение о каналах и коллатералях. Это дало толчок дальнейшему развитию теории ушу и осмыслению "внутренних" аспектов боевого искусства, о которых до этого обычно не говорили.

Стиль Чэнь Вантина состоял из пяти комплексов тайцзицюань, комплекса паочуй (пушечные удары) и комплекса чанцюань (длинный кулак) из 108 форм. Кроме того в новый стиль входили "18 способов алмазного захвата", приемы поединка и методы "коротких ударов".

Пять поколений спустя основными мастерами были Чэнь Чансин (1771-1853) и Чэнь Юбэн. Чэнь Юбэн свел стиль к двум комплексам - "тайцзицюань" и "паочуй", которые ныне известны как 1-й и 2-й комплексы тайцзицюань семьи Чэнь. Стиль, созданный Чэнь Юбэном, стали называть сяоцзя - "малый стиль", а старый, которому обучал Чэнь Чансин, стали называть лаоцзя - "старый стиль".

{...}

Чжаобао тайцзицюань

{...}

Громовое тайцзи (хулэй цзя)

{...}

Хунтун тунбэйцюань (тунбэйцюань уезда Хунтун)

{...}

Тайцзицюань семьи Ян

Ян Лучань (1799-1872) родился в провинции Хэбэй, с детства увлекался ушу. Однажды он стал свидетелем боя одного из представителей семьи Чэнь, и был до глубины души поражен увиденным. В приеме в ученики ему было отказано, однако Чэнь Чансин согласился взять его слугой. Согласно легенде, он подглядывал за тренировками, а по ночам тренировался сам. Несколько лет спустя это раскрылось, но увидев, насколько хорошо слуга освоил боевое искусство, его не стали наказывать (вообще-то за такие вещи полагалась смерть).

После этого Ян вернулся в родные края и стал давать уроки тайцзицюань соседям. Позднее Ян переехал в Пекин, и стал преподавать тайцзицюань императорской фамилии и представителям высших кругов общества. Тогда-то тайцзицюань и стал широко известен. Ян Лучань сильно изменил старый стиль, сделав его удобным для использования в целях оздоровления (например, были убраны прыжки). Вопреки распространенному мнению, стиль при этом не утратил боевой направленности - Ян Лучань выиграл кучу боев.

{...}

Тайцзицюань семьи У (иероглиф "шумный")

{...}

Тайцзицюань семьи У (иероглиф "боевой")

{...}

Тайцзицюань семьи Сунь

{...}

Тайцзицюань семьи Хэ

{...}

 

История тайцзицюань в последние два века

В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности - появления огнестрельного оружжия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тайцзицюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи.

{...}

 

Теория тайцзицюань

Чаньсы цзин

Основой тайцзицюань является чаньсы цзин - "усилие обматывающего шелка". Различают шунь чань - "обматывание по часовой стрелке", и ни чань - "обматывание против часовой стрелки". В атакующих движениях используется центробежная сила, в защитных - центростремительная. Обматывающие движения требуется делать не просто по дугам круга, а по дугам овала или отрезкам спирали.

Ба мэнь

Ба мэнь - "восемь врат" - это восемь базовых движений, расписываемых по восьми триграммам и восьми сторонам света:

  • Пэн (отражение) - удар от себя снизу вверх; соответствует югу.
  • Люй (сдергивание) - движение к себе и вниз; соответствует северу.
  • Цзи (удар) - удар в сторону; соответствует западу.
  • Ань (нажатие) - придавливающее движение; соответствует востоку.
  • Цай (срывание) - рвущее движение сверху вниз; соответствует юго-западу.
  • Ле (разрыв, раскалывание) - удар двумя руками в разные стороны; соответствует северо-востоку.
  • Чжоу (удар локтем) - удар локтем; соответствует юго-востоку.
  • Као (опирание) - удар корпусом или плечом; соответствует северо-западу.

Первые четыре известны как сы чжэн (четыре прямых [направления]), последние четыре - как сы юй (четыре угла).

 

Техника

Комплексы без оружия

Первый комплекс тайцзицюань Чэнь Чансина - это самый старый из известных комплексов, от которого произошли остальные современные. В нем простые движения, больше мягкости и меньше жесткости. В первую очередь применяются сы чжэн. Много энергичных движений - таких как подпрыгивание высоко вверх или падение на землю в шпагат.

Паочуй, или второй комплекс тайцзицюань семьи Чэнь - это более сложный комплекс, в нем твердость преобладает над мягкостью. Здесь основными являются сы юй.

{...}

Туй-шоу

Помимо вышеуказанных аспектов тайцзицюань, практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:

  1. Тин (слушание) - умение чувствовать противника.
  2. Цзоу (ведение) - следование атакующему движению противника.
  3. Нянь (прилипание) - следование уходящему противнику.
  4. Хуа (трансформация) - объединение в единое движение цзоу и нянь.
  5. Фа (выброс) - атакующее движение.

Комплексы с оружием

Стиль семьи Ян

Тайцзи дао - искривленный меч тайцзи

{...}

Тайцзи цзянь - комплекс с прямым мечом

{...}

Тайцзи цян - комплекс с копьем.

{...}

Стиль семьи Чэнь

{...}

Стиль семьи Сунь

{...}

Стиль семьи У (иероглиф "шумный")

{...}

Вспомогательная наработка

Если заниматься тайцзицюань как боевым искусством, то ни в коем случае не обойтись без методов вспомогательной наработки. К классическим методам вспомогательной тренировки тайцзицюань относятся следующие:

  1. Статическая наработка. Прорабатывают «стояние столбом» и стояние в основных позициях.
  2. Проработка базовых приемов с копьем.
  3. То же самое, но копье берут не деревянное, а железное (до 20-30 кг весом).
  4. Наработка приемов копья в паре ("склееные копья").
  5. Одиночная тренировка выброса усилия-цзин.
  6. Одиночная проработка методов действий ногами.
  7. Проработка методов падения и перекатывания.
  8. Проработка методов прыжков.
  9. Проработка боевых перемещений.
  10. Жесткий цигун.

Полная версия доступна на нашем сайте.

Медиа для работы и отдыха

Предлагаем Вашему вниманию ролик Jet Lee Fearless.


Ваши письма

Присылайте нам свои впечатления о прочитанном в данной рассылке.


Анонсы

Серия статей:"Секретные материалы БИ".

Роман Романов "Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь" книга 2.

Книги можно приобрести в книжных магазинах, а также заказать написав на сайте автора.

Последовательность опубликования статей



г.Санкт-Петербург
www: http://www.academy.muto.ru e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное