Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 2



Сегодня в рассылке:

  1. Дзэн: Сатори.
  2. Серия Статей «Айкидо и оружие»: Оружие и Айкидо.
  3. Медиа: Катана и огнестрельное оружие.
  4. Ваши письма: Отличие айкидо от айкидзюцу.

Дзэн

К ранним самурайским искусствам относятся кю-дзюцу и кэн-дзюцу, развивавшиеся с Х века. Решающее влияние на их формирование и развитие оказал дзэн-буддизм. Лук в кю-дзюцу и меч в кэн-дзюцу постепенно превращались в средство достижения высшей цели – просветления, озарения - сатори.


Серия статей «Айкидо и оружие»

Резонно продолжить серию статей «Айкидо и оружие», ознакомившись с позицией Морихэя Уэсибы на предмет оружия, читайте:

ОРУЖИЕ В АЙКИДО - Айкидо и оружие: последнее слово?

Споры о том, включает ли Айкидо тренировки с оружием, это старая тема нашего журнала, по этому поводу, много раз выступали оппоненты с обеих сторон на страницах нашего журнала. Я наблюдал за этими дебатами не принимая в них участие и сейчас, хотел бы добавить несколько вещей, которых я не встречал где либо еще.

Во-первых, я думаю резонно начать с обзора позиции Морихэя Уэсибы на предмет оружия. Без детального рассмотрения исторической оценки этого предмета, позвольте мне привести несколько фактов. Так мы имеем документально подтверждённые факты, что в течении последних десяти лет, основное техническое влияния на Айкидо оказало Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Учитель Уэсибы, Сокаку Такэда, был мастером фехтования и знатоком оружия, потратившим многие годы своего образования на изучение различных видов оружия. Такэда всего лишь внедрил оружие в технику дзю дзюцу, как наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам в те годы, когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такэды было всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться, как ограниченное единство техник дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.

Другой факт: с 1942 и до конца 1950 гг., Морихэй Уэсиба потратил очень много времени в своем деревенском додзе в Ивама, на эксперименты развития айкикэн и айкидзё. Один из его основных студентов, того периода, Морихиро Сайто, был первоучастником-очевидцем этого процесса наполнения знаний и усилий основателя прослеживаемого в айкидо Сайто-Сэнсэя сегодня. Один из критикующих голосов сегодня, против вышесказанного, звучит примерно таким образом: "О-Сэнсэй был просто любителем (поверхностным участником) в области оружия и никогда по настоящему не развивал эту часть тренировок в окончательном варианте, как тайдзюцу или технику пустых рук". Проблема данного взгляда в том, что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Возможно, что это достаточный промежуток времени для опытного мастера в воинских искусствах, как Уэсиба для интеграции знаний о своем теле через технику. Вспомните, также, что в начале 1937 основатель предпринял конкретные шаги для выставления себя самого, как мастера классического базового оружия Касима Синто-рю в своем Кобукан додзе. Его клятва на крови даже оказалась зарегистрированным рекордом этой школы.

Дальше больше, я хотел бы обратить внимание на то, что множество терминов Айкидо заимствовано из кэндзюцу. Такие слова, как тэгатана, сёмэн ути, екомэн ути и сихонагэ в чистом виде отражают основу знаний фехтования. Таким же образом, основная характеристика техники движения тела в айкидо, ириминагэ, базируется на "тычковом" (колющем) движении и входе с мечем. Существует факт, что полная концепция ирими или входа заимствована из техники меча.

Давайте будем честны: изучение и практика оружия было долгое время страстью основателя. Те, кто предлагают другие варианты, игнорируют историю Айкидо, либо преследуют политические цели.

Это, однако, исторический факт, что основатель запретил практику кэн и дзё в Айкикай Хомбу Додзе, включая группы Сайто-Сэнсэя. Теперь обнаруженный факт, о чем я хотел бы рассказать сегодня! Это был сюрприз, что нынешнее Хомбу Додзе опубликовало заявление - я ссылаюсь на опубликованные толкования в Додзе-тё Моритеру Уэсибы и 8-го дана Масатаке Фудзиты - что тренировка с оружием не является частью Айкидо?

Ответ на данный вопрос включает или нет тренировочный процесс в Айкидо тренировки с оружием зависит от определения авторитета, у которого вы консультируетесь. Нет универсально принятого соглашения о том, что же такое Айкидо, только техника или философия. Тем не менее, средний занимающийся, смотрит на своего обучающего инструктора, как на окончательного авторитета в изучаемом им предмете. Даже организация не может злоупотреблять этой точкой зрения. Так мы серьезно подошли к препятствиям, создаваемым группам, работающим с оружием, которые были продемонстрированы в последнее время много раз.

Как иллюстрацию, позвольте показать организацию Айкикай Хомбу изнутри – особенно тех, кто официально занимает позицию исключения тренировок с оружием – такие, хорошо известные мастера, как Сёдзи Нисио, Нобиоси Тамура, Казуо Тиба и Мицунари Канай и множество других, включают йайдо в свой курс обучения. Никто не пытается помешать им делать это.

Из этого я заключаю, все споры сводятся к семантической игре слов. Невозможно дать удовлетворяющий ответ на вопрос об оружии и Айкидо, который бы убедил всех. Все аргументы в мире о достоинствах или недостатках таких тренировок не смогут изменить данный факт. Те кто персонально обучают защищая тренировки с оружием, или те кто придерживаются окончательного вывода, что тренировки с оружием несущественное приложение к технике тайдзюцу, будут продолжать соответствовать своим пристрастиям. Те, кто убежден, что тренировка с оружием это вред или неподходящее, неуместное занятие для их прогресса в тайдзюцу, выбросят оружие все вместе и унаследуют предубеждения, оправдывающие их веру.

Последнее ли это слово по данному предмету? Я сомневаюсь в этом, но я надеюсь получить какие-либо новости в будущем для продолжения данного спора.

Стэнли Пранин (Генеральный редактор "Aiki Journal")


Медиа для работы и отдыха

Предлагаем Вам посмотреть на противостояние традиций (Катаны) и технологий (пистолета). А также, на испытание ресурса Катаны станковым пулеметом.


Ваши письма

Пишите нам о своих впечатлениях как о прочитанном в данной рассылке, так и об информации, изложенной на сайте нашей Школы: http://www.academy.muto.ru

Предлагаем ВСЕМ желающим высказаться по вопросу:

"Привет! Скажите мне, пожалуйста, чем отличается айкидо от айкидзюцу?" - Людмила Голубенко



Санкт-Петербург 2007
e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное