Выполнение ритуального поклона (рэй) является неотъемлемой частью айкидо, впрочем, как и любого другого восточного боевого искусства. Своими корнями этот элемент восточного этикета уходит в глубокую древность и связывает айкидо с истоками японской культуры. Главная цель выполнения рэй - научиться управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы в нужный момент органично перейти от расслабленности к полной физической и ментальной концентрации, нанести упреждающий удар и после этого восстановить дыхание. Рэй выражается просто поклоном. Но рэй объединяет в себе понятия воспитанности, вежливости, уважения, почтения, иерархии, признательности. «Рэйги» (этикет) – это выражение взаимного уважения внутри общества. можно понимать как средство определения своего положения перед лицом другого. Можно также сказать, что это средство осознания своего положения. Как
пишет сихан Т. Нобуеси, если каждый будет знать свое истинное место, это значит, что каждый будет знать самого себя. И в самом деле, знать
самого себя – это значит знать ту миссию, которая предназначена вам небом, - это и означает подчиняться порядку, установленному в космосе; и в таком случае нет места ни колебаниям, ни противостоянию, и это устанавливает истинный мир в вашей душе. Правильное выполнение поклона на занятиях айкидо в сторону сёмена, инструктора или партнера дисциплинирует занимающихся и создаёт в зале определённую атмосферу доброжелательности, а также задает определённый ритм тренировки. При едином ритме тренировки обучение проходит более эффективно и поэтому ученикам легче достичь состояния гармонии тела и духа. В то же время рэй означает готовность к техническому действию, поклон предшествует совместной работе занимающихся, а также завершает ее, он задает ритм, замещая собой ту фазу между отдельными частями занятия, которая в случае отсутствия поклона зияла бы пустотой и наверняка автоматически
заполнялась излишними действиями, вроде бесцельного и отвлеченного «прохаживания» по татами в ожидании демонстрации очередной техники.
Таким образом рэй дисциплинирует обучающихся. С помощью поклона мы выражаем заботу о партнёре, уважение к нему. Поклон делается перед каждым упражнением как просьба помочь нам в изучении техники, и после его окончания - как благодарность за оказанную помощь. Кроме того, мы обычно кланяемся партнёру и после завершения и всей тренировки. Если во время тренировки партнёр из одной пары по неосторожности задел партнёра другой пары, оба также делают друг другу поклон, извиняясь за недоразумение. Важно, чтобы поклон всегда производился в одинаковом положении учеников: или оба стоя, или оба сидя на коленях. Этим мы выражаем своё принципиальное равенство, независимо от возраста, положения в обществе и уровня мастерства. Особое значение имеют ритуальные действия, выражающие уважение учителю, инструктору. Суть этикета по отношению к учителю выражается, во-первых, в том, чтобы отдать
ему дань уважения за наше обучение, а через него - и всей непрерывной цепочке учителей, восходящей к Основателю, а во-вторых,
в создании наиболее благоприятных условий для преподавания. Обычно ученики приходят на Татами раньше учителя, чтобы приготовить зал к тренировке и размяться. Когда учитель входит в зал, все ученики тут же прекращают все свои занятия и садятся в шеренгу лицом к учителю в положении сэйдза (сидя на коленях). Во время поклона очень важно выдержать паузу - мы не должны закончить поклон раньше, чем завершит его учитель. Кроме того, поклон всей шеренги должен быть по возможности синхронным. Это не только дань уважения учителю, но и изучение принципа «тайминг» (Своевременность). Опоздавший, чтобы не мешать другим ученикам, всегда садится в сэйдза на углу Татами и ждёт, пока учитель не заметит его. После взаимного поклона с учителем он становится в строй. Во время тренировки учитель говорит с нами, объясняя нам техники и корректируя нашу практику. Говорить - это ЕГО прерогатива,
наша задача на тренировке - не говорить, а действовать. Даже если более опытный ученик во время выполнения техники хочет поправить
своего партнёра, он старается сделать это молча, своими действиями, примером, жестами объясняя новичку правильное положение или траекторию. Когда во время тренировки учитель подходит к занимающейся паре, ученики должны прервать исполняемую технику и сделать поклон учителю. Часто учитель, объясняя некоторый аспект техники, непосредственно выстраивает тело ученика в правильную позицию. Когда руки учителя прикасаются к телу ученика, ученик должен мгновенно расслабиться, стать мягким и податливым, как расплавленное олово. Тогда учитель легко сможет «отлить» его тело в правильную форму. (продолжение следует…)