Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта Айкидо и Путь самурая


Информационный Канал Subscribe.Ru

Айкидо Путь Самурая Боевые искусства Японии История Японии

#56 [ 1 февраля 2006]

Приветствую Вас!


Новости сайта

Культура

"Отражение восходящего солнца"

С 16 по 26 февраля в Галерее "Творчество" будет проводится выставка " Отражение восходящего солнца".
На выставке будет представлена японская живопись сумиэ и каллиграфия работ русских авторов Елены Комягиной, Ирины Золотой, Оксаны Штык и Алексея Мамонова.

Адрес Галереи "Творчество":
Ул. Таганская д.31/22
тел. 278-55-78

Гастроли японских барабанщиков "Ямато"

Японские барабанщики Yamato выступят с гастролями в Москве в феврале 2006 года. На концертах будет представлена новая версия программы коллектива "Сердце Грома".

Коллектив Yamato даёт концерты по всему миру. Гастроли Yamato в Москве впервые состоялись в апреле 2004 года в рамках европейского тура Tamashi ("Душа"). В прошлом году коллектив уже представил московским зрителям первую версию программы "Сердце Грома".

Концерты Yamato в Москве пройдут - 8, 9, 10 и 11-го февраля в Театре оперетты.

Японская компактность

Сложить компактно, развернуть с размахом.

Свернуть, сложить и убрать так, чтобы всё было чисто и аккуратно — уж кто-кто, а японцы точно знают, как эффективно использовать небольшое пространство. “Компактность” и “портативность” — это и понятия, применяемые в производстве, и часть японской культуры.

“В японских домах совсем ничего нет!” — говорили приезжие с Запада, посещавшие Японию в середине XIX века. “Ничего” — это некоторое преувеличение, но на первый взгляд действительно кажется, что в комнатах традиционной планировки действительно нет мебели.

Как выглядели японские дома в прошлом? Чтобы ответить на этот вопрос, переведём часы назад, вернёмся в 60-е годы XX века, когда старые обычаи ещё оказывали влияние на домашний быт. В этих обычаях проявляется дар японцев убирать предметы из виду. В те дни в обычном доме были две основные комнаты — тя-но-ма и дзасики — плюс кухонька и туалет (ванных в большинстве домов не было, и люди ходили мыться в местную баню). Площадь тя-но-ма составляла четыре с половиной татами (около 7,4 м?), а дзасики — шесть (около 10 м?). Тя-но-ма была центром семейной жизни: здесь ели, спали, принимали гостей и т.д.

Чтобы создать уют в этих двух крохотных комнатках, семьи должны были рационально использовать пространство. Вот как проходил обычный день в тя-но-ма. Утром один или несколько членов семьи просыпались, складывали свои матрасы футон и постельные принадлежности и убирали их в стенной шкаф. Затем на татами ставили низкий столик тябу-дай с выдвижными ножками. После завтрака ножки стола складывались обратно, а стол ставился на бок, чтобы не мешал. Если приходили гости, из ниши доставали подушки для сидения дзабутон, по одной на каждого. Когда гости уходили, подушки обратно складывали стопкой в стенном шкафу. А когда наступало время спать, из ниши снова доставали матрасы футон и постельное бельё.

Так что мебель в каждой комнате всё-таки была. Просто её убирали с глаз долой, когда она не использовалась. Итак, комната в японском стиле служит нескольким целям, а предметы мебели используются по мере необходимости, в противоположность западному дому, в котором кровати стоят в спальне, столы и стулья — в столовой, а диван — в гостиной, где в каждой комнате своя мебель, а каждый участок жилого пространства используется в определённых целях.

Японская комната многофункциональна благодаря коврикам татами, на которых можно и сидеть и лежать. В наши дни ими покрывают весь пол японской комнаты, но в старину, приблизительно до XV века, татами клали только в определённой части комнаты и только при необходимости. В остальных случаях их складывали в стопку где-нибудь в стороне. По типично японской моде они были переносными предметами меблировки для сидения.

У столиков тябу-дай четыре складные ножки (на фото справа один ряд ножек задвинут внутрь).
Стандартная высота — около 31 см


Столовый прибор для столика тябу-дай на четыре персоны.
Обычное зрелище в домах в 60-е годы XIX века.
Бочонок риса на переднем плане вмещает достаточно риса для всех членов семьи.

Сложив, каждое кимоно заворачивают в отдельную обёртку из толстой японской бумаги и укладывают в специальный сундук. Благодаря простому раскрою по прямым линиям кимоно складывается в плоский прямоугольник, свободный от складок и занимающий мало места.

Футон и другие постельные принадлежности сворачивают и кладут в стенной шкаф осиирэ. В японской комнате такой чулан — важное место для хранения вещей.

Эти набитые ватой подушки дзабутон кладутся на пол, покрытый ковриками татами — по одной на человека. В старину из соломы плели круглые подушечки эндза. Современные дзабутон произошли от них.


Сегодня складные ширмы с их красивыми картинами на различные темы нередко вызывают восхищение как предметы искусства, но в прошлом их использовали, чтобы разбить комнату на части и избавиться от сквозняков. Внутри комнаты создавалось пространство из ширм, отвечавшее потребностям момента, а также служившее украшением, а потому приветствовавшееся в доме. Когда в ширмах не было нужды, их можно было сложить и убрать.

Это ещё один пример того, как японцы рассматривают домашнюю утварь как нечто, чем можно воспользоваться, а потом аккуратно сложить и убрать до следующей необходимости. Такой взгляд на вещи привёл к созданию многих предметов, которые можно компактно сложить и которые удобно хранить.

Возьмём к примеру замечательное японское изобретение — складной веер сэнсу. В отличие от плоского веера утива, складная разновидность отличается высокой портативностью и почти не занимает места при хранении. Примерно в XII веке Япония стала экспортировать складные вееры в Китай, откуда они и попали в Европу.
Кимоно идеально складывается для хранения. Благодаря простому раскрою по прямым линиям кимоно складывается плоским прямоугольником, не образуя складок. А ещё существует фуросики, матерчатый квадрат, в который заворачивают и в котором носят всё: от коробки для лепёшек или длинной бутылки саке до большого матраса футон. А когда этот кусок материи общего назначения не используется, его можно сложить в небольшой сверток, чего не проделаешь с мешком.

Свернуть, сложить, убрать… и применить достижения техники, чтобы сделать это было легко. Мастерство японцев в искусстве компактности развивалось, удовлетворяя требования быта и традиций, оно и теперь заметно и в предметах повседневной жизни, и в продуктах высоких технологий.

Свернуть, сложить, убрать — удобные и красивые вещи по-японски

Складной веер сэнсу



Вееры сэнсу создают прохладу и являются существенным элементом полного японского наряда. Это почти неизменный реквизит таких традиционных видов исполнительского искусства, как Но, танец май и комические монологи ракуго.

 
Мелантеритовая коробочка судзури-бако



Это коробочка для самородного медного купороса, мелантерита, кисточек, мелков и пипеток, а также шила и ножа для переплетения и подрезания бумаги. Причиной для появления таких коробочек в XI-XII веке послужила привычка аккуратно хранить неиспользуемые вещи и чувствительность японцев к подобного рода вопросам.

 
Фонарик тётин



Такой фонарик делают из тонких бамбуковых обручей, покрытых бумагой; внутри которых стоит свеча. Когда тётин не горят, их можно сплющить. Такими маленькими фонариками раньше освещали себе дорогу в ночи (фото Хиросэ Дзиро).

 
Ширмы бёбу и соломенные маты татами



Каждый год 3-го марта отмечается праздник кукол в честь доброго здоровья девочек в семье. В это время куклы видны повсюду. Каждая кукла сидит на своём крохотном татами. Первоначально коврик предназначался для сидения одного человека. Складные ширмы за куклами служили перегородками в комнате. Золотые ширмы, подобные этим миниатюрным, до сих пор используются в торжественных случаях.

 
Фуросики



В квадратные платки фуросики заворачивают предметы, как квадратные и круглые, так и любой другой формы. Приём “арбузной обёртки” используется при заворачивании круглых предметов (справа сзади). Квадратные и прямоугольные коробки можно аккуратно обернуть, подвернув уголки материи.

 
Лакированые коробки для еды и чашки для саке



Ёмкости одинаковы по форме, но отличаются по размеру: меньшие вставляются в большие. Их удобно хранить, а точность исполнения требует высокого мастерства (фото Идэ Хироюки).

 
Карта
Эту карту сворачивают особым способом, который называется миура-ори. Если растянуть в стороны противоположные уголки, карта раскрывается практически мгновенно. Этот метод складывания впервые был изобретён для складных солнечных панелей, используемых для получения электроэнергии в космосе.

 
Коробки для еды



Делаются из тонких деревянных полосок, воткнутых в круг. Они просто незаменимы для экскурсий — после еды убираются друг в друга так, что их удобно переносить. При хранении они занимают мало места.

 
Столик хако-дзэн
Каждый “столик-коробок” был рассчитан на одного человека. Из него вынимали столовые принадлежности и, откинув крышку, раскладывали их сверху. Поев, посуду мыли, сушили и клали обратно в коробок. У каждого члена семьи был свой хако-дзэн. Хранили коробки, поставив их друг на друга (собственность Фукагава Сирёкан).

 
Столики дзэн



Дзэн — это низкие подносы для еды на одного человека. Сверху стоит посуда. Они до сих пор используются в некоторых традиционных ресторанах и рёкан (гостиницах в японском стиле). (При участии фирмы “Антиквариат Ямамото Сётэн”).

 
Ханами-дзю


Такие коробки предназначались для переноски вещей на созерцание цветения сакуры и при других выездах загород. Ручка прикреплена к корпусу сверху. Внутри достаточно места для еды в коробках-матрёшках, тарелок, бутылок саке и чашек, для другой утвари. Высота 35 см.

По материалам журнала "Ниппония"

Все вопросы связанные с Айкидо и не только, Вы можете обсудить на форуме

С уважением, ведущий сайта
http://senkai.ru/rus/
http://aikidoka.ru/
Прохореня Вадим


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.combat.aikirunews
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное