Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Айкидо

  Все выпуски  

Айкидо. Выпуск N4. Сомнение и внимание


 

Об ученичестве, сомнении и внимании.

 

 
   

“В этом мире нет ничего, что не могло бы учить нас”

Морихей Уэсиба

 

Людям свойственно стремление к знанию. Придя на айкидо, мы хотим чему-то научиться, лучше узнать своё тело, научиться определённым техникам. Для этого мы находим учителя – инструктора айкидо. Мы меняем своё драгоценное время (и деньги) на знание. Сам этот факт характеризует нас очень положительно. По большому счёту познание – самое достойное использование времени.
Однако ученичество ученичеству рознь. Многие, например, подвергают сомнению то, что показывает (о чём говорит) учитель. Но по-настоящему перенять знание от своего учителя можно только при условии полного доверия и искреннего желания научиться. Так что, если вы сомневаетесь, то  стоит задуматься над причиной вашего недоверия. Может быть ваш инструктор не вполне компетентен. А может вы просто излишне насторожены и никому, и ни в чём до конца не доверяете. Можно уйти к другому инструктору, но куда более эффективный путь – поменять своё отношение.
Действительно, в точности повторить технику, демонстрируемую учителем можно только считая, что именно так эта техника и исполняется. Сомнение разрушает всё. Начните искренне сомневаться в том, что можете попасть ключом в замочную скважину и, пытаясь управлять своей дрожащей и непослушной рукой, вы обнаружите, что это действительно непросто. Достаточно внушить ребёнку сомнение относительно его умственных способностей – и отметки в его дневнике станут заметно хуже прежних. Когда мы сомневаемся, что учитель даёт нам знание, мы получаем не знание, а суррогат, смесь осколков знания с нашими сомнениями.
Многие помнят восточную притчу о том, как учитель просит ученика налить воду в полный стакан и, в ответ на недоуменное восклицание ученика, замечает, что и со знанием дело обстоит также.  Мы помним эту притчу, считаем понятной и банальной. Но в реальной жизни мы ходим повсюду, доверху набитые своими мнениями, не давая жизни чему-либо нас научить. Что ещё более удивительно, так это то, что и придя учиться, мы вносим в додзё стакан полный своих собственных соображений и цепляемся за них так отчаянно, как будто эти суждения и есть мы сами.
Только тот, кто обучается искренне достигнет многого. Возможно большего, чем его учитель. А скептик так и останется при своём “драгоценном” мнении…
Второй важный момент ученичества – это собранность. Именно от нашей концентрации, усилия, с которым мы направляем своё внимание зависит скорость нашего прогресса. Можно обучаться в весьма расслабленной манере, а можно обучаться жадно, как будто это последний день перед каким-то большим и очень важным экзаменом. Обучаться так, как если эта тренировка – последний шанс что-то понять, что-то очень важное. Именно такая (и только такая) манера обучения даст хорошие плоды. О Сенсей показывал технику очень быстро, один или два раза и, если ученик хотел понять хоть что-то, ему приходилось быть очень внимательным. Быть внимательным – больше, чем просто смотреть. Быть внимательным значит видеть самые мельчайшие детали и смотреть на старое, привычное как на новое, незнакомое.

 

"Масакацу Агацу Кацухаяби" (Истинная победа - это победа над собой)
Морихей Уэсиба

Ведущий рассылки и автор выпуска: Евгений Олегович Локтюхов. Написать письмо.

Сайт клуба айкидо айкикай "Масакацу"

Архив рассылки

 

 


В избранное