Начиная заниматься в додзё, нам почти всегда приходится знакомиться с восточными традициями.
Айкидо
Наследие боевых традиций
Выпуск № 78 июня 2009
ТРАДИЦИИ, УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ
Начиная заниматься в додзё, нам почти всегда приходится знакомиться с восточными традициями. Они всегда придают особый колорит боевым искусствам, хотя бы частично погружая нас в особого рода мир Востока. Многие из нас соблюдают традиции чисто формально, просто потому, что так надо, так все делают, некоторым это нравится, некоторые задаются вопросом «зачем это надо»… В Айкидо все начинается с традиций, ими пронизано и дышит все
пространство зала. На вопрос о том, что следует изучать в Айкидо в первую очередь, инструктора нам твердят об Уважении…, которое упирается в соблюдении тех же традиций.
Если оставить в стороне религию и мистику, которые всегда сопутствовали боевым искусствам, то можно с уверенностью сказать, что знания, получаемые в школах рукопашного боя, имеют определенную специфику. Это значит, что хотим мы того или нет, но преподаваемые в школе навыки затрагивают здоровье и жизнь того объекта, которому они имеют непосредственное отношение – к человеку, который нападает на нас или с нашей стороны должен
подвергнуться нападению. Это значит, что, какими бы миролюбивыми мотивами мы (например, айкидоки) не руководствовались, с помощью этих навыков вполне можно серьезно травмировать и даже убить человека. Рискну предположить, что в определенных условиях полученные «знания» могут быть опасны и даже фатальны и для того, кто ими «обладает».
Очевидно, что использование боевых навыков должно соответствовать окружающим условиям и должно регулироваться рассудком того, кто их использует. Будущего бойца для этого приходиться воспитывать не только физически, но и психически. И авангардом воспитательных средств выступают именно традиции, формальный порядок, свод простых, порой жестких правил, которые нужно просто выполнять. Это нужно как минимум для того, чтобы ученик научился
слушать инструктора, увы, друзья, как сами понимаете, без этого процесс не пойдет. Как максимум это нужно для того, чтобы натренировать ум настолько, чтобы он был устойчив в любой самой опасной и непредсказуемой ситуации.
Здесь я позволю себе провести параллель. Мир чрезвычайно многообразен, изменчив, и явления, в нем происходящие не могут быть точно описаны никаким законом. Боевая ситуация, как часть этого мира, так же многообразна, изменчива и не может быть загнана в рамки той техники, которой нас учат многомудрые инструктора. Поэтому, с одной стороны, мы раскладываем боевую ситуацию на отдельные формулы (базовые техники), можно сказать, теоретически
описывающие ее разные стороны. С другой стороны, с помощью формализованных традиционных отношений между участниками додзё (поклоны, определенные слова в определенных ситуациях и т.д.) мы строим каркас для умения взаимодействовать со сложным миром человеческого общества. И здесь штука в том, что, по крайней мере, в айкидо (я знаю его все-таки лучше по сравнению с другими видами БИ) изучение боевой техники и правил поведения связаны между собой неразрывно. Это довольно сложно объяснить новичку, но, прозанимавшись
должным образом несколько лет, понимание этого, бывает, приходит.
Без воспитания определенного отношения к человеку (партнеру или противнику) вся боевая техника теряет свой айкидошный смысл. И в этом нет ничего мистического. Посудите сами: повар, не знающий вкуса еды, вряд ли когда-нибудь что-нибудь путное приготовит, обладай он хоть всеми тайнами кулинарии мира. В нашем деле роль вкуса (я бы даже сказал тонкого вкуса) – гуманистическая составляющая, без которой рецепты не реализуются в нужном
виде.
Итак, айкидо, несмотря на немногочисленность базовых техник, обладает достаточным арсеналом средств, чтобы нанести серьезный вред здоровью: от легких растяжений до серьезных переломов и сотрясения мозга. Какую бы технику мы не рассматривали – любая из них, беря начало в древних боевых системах, несет в себе потенциальную опасность. Человека немудрено сломать. Неаккуратно выполненная техника, непредсказуемое поведение укэ могут
представлять угрозу для обоих занимающихся. Поэтому с самого начала и потом на протяжении всей боевой практики мы учимся воспринимать человека, как нечто очень ценное, неповторимое, хрупкое. Совершить непоправимое гораздо легче, чем потом пытаться все исправить и расхлебывать последствия. Поэтому для начала мы учимся просто уважать. Уважать всех: учителя, старших учеников, равных себе, младших, неопытных учеников, всех остальных людей. Это на самом деле – самое простое, что мы можем сделать, было бы желание
и дисциплина.
Сначала – Уважение. Есть еще одно качество, которое лично я ставлю на первое место в додзё, даже перед уважением, это – Доверие. Без доверия инструктору, даже при наличии уважения (если такое вообще может быть) вы не получите знаний, по-моему это очевидно. Пойдем дальше. В парной работе укэ «вверяет» свое тело и здоровье своему партнеру – нагэ. Наге, со своей стороны, вероятно, должен полностью доверяет укэ в том, что он не будет
чинить ненужных препятствий, не нанесет внезапный удар, будет дозировать силу атаки соответственно уровню подготовки партнера. А чтобы избежать ошибок и заблуждений, роковых в настоящей схватке, опять же необходимо доверять инструктору, который всегда поправит, если нужно.
Итак: уважение и, тем более, доверие – две необходимые составляющие успешного обучения. Как-то я уже приводил пример с неудачной попыткой сделать технику на «старшем товарище». Его черные штаны и непроницаемое лицо внушали уважение (или страх?), но вот доверия между нами не возникло тогда. Ничего и
не получилось.
Вы можете спросить: «А как же в реальном бою? Какое там может быть Уважение, Доверие, не говоря уже о пресловутой Любви!». Да не думайте вы в драке о пресловутой Любви или еще Бог знает о чем. Ведь это, что называется, немного другая история. Идите и деритесь, как умеете. Оставьте философствование, равно как и технику в стенах додзе, они вам больше не помогут, потому что деретесь сейчас вы, а не техника, не идеи, которые в вас
пихал инструктор. Точно так же можно ответить на вопрос «что мне делать, если на меня нападут?».
Итак, давайте подведем итог. Друзья айкидоки! Давайте, научимся, прежде всего, доверять друг другу. Уважение, это конечно хорошо. Но ведь, бывает, уважают и врагов, не правда ли? Но вот доверяют ли им? Доверяют только друзьям, причем независимо от возраста и «степени крутизны». Уверяю вас, при наличии доверия многие проблемы технического или какого-нибудь другого характера просто исчезнут, а все остальные можно будет намного легче
решить. Удачи!
Дорогие друзья. В летний период я не могу быть уверен, что рассылка будет выходить достаточно регулярно, однако, надеюсь, будет. Продолжайте писать отзывы, задавайте вопросы. Критикуйте, если что, только в рамках приличий. Ваш отклик очень ценен для рассылки и ее автора.