Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Моменты раллийной жизни

  Все выпуски  

Моменты раллийной жизни Ралли «Автомир Санкт-Петербург-2008». Без комментариев.


Ралли «Автомир Санкт-Петербург-2008». Без комментариев.


Экономят ли организаторы на безопасности?

 

К сожалению, надо признать, что ста процентам респондентов ответ на вопрос видится утвердительным, но при этом корни проблемы ведут в автомобильную федерацию.

 

«Автоспорт может быть опасен», международный лозунг организаторов соревнований на автомобилях всевозможных видов и классов, российские специалисты трактуют более жестко: «Автоспорт опасен». Безо всяких сослагательных наклонений. При современном подходе к обеспечению безопасности это – вынужденная мера, виртуально расставляющая всех по разные стороны бело-красной ленточки: «Мы предупреждали – куда вы лезете». Но все ли так просто? Можно ли списать все неприятности на невменяемое состояние зрителей, или все-таки мы сталкиваемся с нерадивым отношением организаторов к важной составляющей гоночного процесса? Попробуем разобраться.

 

Правила четко регламентируют понятие «безопасного» скоростного участка по средней скорости движения боевого автомобиля – 130 километров в час. При этом мы понимаем, что на отдельных участках раллийные болиды мощных классов могут развить свою максимальную техническую скорость, ограниченную лишь возможностями машин. Это может быть и 180, и 200, и даже 220 километров в час, что, при выполнении среднего норматива на скоростном участке, накладывает повышенные требования на работу маршалов. Маршал на ралли – это не штатная единица в ведомости по зарплате, это бойцы, обеспечивающие с одной стороны беспрепятственное прохождение по трассе спортивных автомобилей, а с другой – безопасный просмотр гонки зрителями, которых в густонаселенных районах на ралли приезжает великое множество. У которых, к тому же, зачастую, в багажниках призывно булькает.

 

Тех, кто уже на этом месте воскликнул «Да вы попробуйте найти…» просьба сразу перейти к разделу «Оставить комментарий к статье» с целью опровергнуть необходимость говорить о назревших проблемах вслух. Спасибо.

 

Итак, если пятикилометровый скоростной участок укладывается в одну страницу стенограммы, и самый крутой поворот на нем – «один», наивно предполагать, что средняя скорость не составит на нем 157 километров в час, что не удовлетворяет даже жестко прописанным нормам. Соревнование «на регулярность движения», проходящее «по дорогам общего пользования» в этом случае становится русской рулеткой, нашей национальной забавой, ибо болиду, летящему по грунтовой сельской дороге, в рабочие дни трясущей рейсовые пазики, достаточно маленькой помарки, небольшой ошибки, доли секунды задержки, чтобы проложить просеку в придорожных кустах и деревьях. Безусловно, современные средства безопасности на борту боевого автомобиля регламентируются и тщательно проверяются перед допуском машины к старту, но часто даже экипажам гоночных машин в топовой комплектации после подобных происшествий требуется медицинская помощь, а это неминуемо влечет за собой остановку скоростного участка для пропуска санитарного автомобиля.

 

Само по себе, описанное выше событие влечет за собой другую, еще более опасную проблему. Экипажи, которые были задержаны из-за остановки допа на старте, после решения всех проблем на дороге выпускаются для проезда либо в дорожном режиме, либо, что тоже бывает, в боевом – гонка продолжается. Но невоспитанные зрители при малейшем перерыве между машинами норовят выйти на дорогу и поискать более интересное место для просмотра. Или переехать на своем автомобиле – чего зря пешком ходить?

 

Опытные спортсмены, предвидя подобную ситуацию, предостерегают более молодых: не гоните, будет очень тяжело и опасно, особенно первому после перерыва экипажу. Даже разрешенные по всем дорожным законам 60 становятся действительно опасными для жизни – публика гуляет по трассе, совершенно расслабленная. Сотни зевак, объединенных в группы и поодиночке. И что, их никто не останавливает?

 

Нет, конечно же, на трассе присутствуют специальные судьи, задача которых – не допустить появления посторонних на допе. Пеших или моторизированных – в любом состоянии. Один человек на полтора километра. И двадцать метров полиэтиленовой ленточки каждому. Обеспечивайте. Они натягивают ленточки поперек боковых выездов и едут дальше. Но грибники не в курсе. Хорошо, ладно грибники – их-то вообще никто в курс дела не поставил. Нерадивые зрители сами поднимают заградительную ленту – и вперед! «Я сам на дачу быстрее них езжу!»

 

Вы скажете – невозможно поставить у каждого столба по маршалу – и окажетесь совершенно правы. Но, может быть, стоит подсмотреть правильное решение задачи у более опытных специалистов в области организации авторалли – у финнов? Зритель, желающий посмотреть скоростной участок «вживую» (не будем путать с прямой трансляцией – первый опыт оказался неудачным, как из-за севшей батарейки в ноутбуке, так и из-за программки – кому нужен проезд через арку в густых сумерках в прямом эфире, вот бы доп…) – продолжая про среднестатистического финского зрителя – он запасается а) складной табуреточкой, б) необходимым количеством пива по желанию, в) зрительской информацией-журнальчиком и г) портативным радиоприемничком, настроенным на волну ралли-радио. Поставив свою машину на специально подготовленное поле (знаки, маршал-регулировщик) и купив билет для прохода в зрительскую зону (можно проломиться и по кустам в обход, но незачем), усредненный финский болельщик паркует свою табуретку на специально расчищенной и выкошенной площадке, с которой открывается вид на проезжающие мимо гоночные автомобили. Вставляет в уши наушники приемника, открывает программку и пиво. То есть он знает, куда и зачем он приехал, в курсе хода гонки, нюхает высокооктановый выхлоп и слушает рев моторов. При этом, что характерно, специалист, отвечающий за подготовку зрительской зоны, смотрит сам и оценивает – а будет ли с выкошенной лужайки зрителям хорошо видно, или вон те кусты тоже срезать?

 

Но это – далекое будущее. Сегодня российскому болельщику предлагается в лучшем случае зрительский листок, который, правда, бывает не совсем корректный, как по изображенным скоростным участкам, так и по указанным временам перекрытия допов для постороннего движения. Более того, поскольку «мы знали, что можем опоздать, и опоздать еще – но выйти к победе в срок», принятые расписания категорически не соблюдаются – от срока публикации, скажем, регламента гонки, до времени старта «нулевых» экипажей – то по 10 минут между ними, то они летят через 40 секунд… Кто? Куда? Почему? Странно, ведь это несложно – соревнование на регулярность движения. По эстонским «нулям» можно сверять часы. Не говоря о том, что профессиональные эстонские «нули» имеют специальную раскраску, мигалки, сирены и царя в голове. Услышав первую машину безопасности за версту, зрители напрягаются – и не обманываются в ожиданиях, ибо строго по расписанию болиды проносятся по трассе. И даже вдоль трассы эстонцы идут не по обочине, а по полю. С чего бы так?

 

Не все зависит от организатора конкретной гонки. Многое – но не все. Немаловажные факторы успешного в плане безопасности ралли – авторитетность самих организаторов и маршалов, а также зрительская культура. Что это такое? – спросите вы. Вот об этом и речь.

 

 

Когда зритель отправляется на футбол, он совершенно точно понимает, куда и зачем он идет. Футбол – на поляне, подраться – в этот сектор, посмотреть как дерутся – в этот. Идя в первый раз на стадион, он уже понимает общие положения процесса боления. Плюс – шарфик, флажок, дудку, майку, извольте билетик, милости просим. Здесь можно, здесь нельзя. Когда зритель отправляется на ралли, его ничто не ограничивает. Перекрытие опоздало, за десять минут до первого «ноля» проезжающий гибедедешник спрашивает у зрителей: «Где здесь финиш, не в курсе? Мне туда надо…» Про опасные места на скоростных участках даже говорить не приходится; свисток у маршала – недостижимая опция, менталитет «чиста пацанов» ограничивается «да пошел ты…» на замечание. Это, кстати, говоря про авторитетность…

 

По всему напрашивается вопрос: как и зима, ралли на места приходит внезапно. Неожиданно. Посреди сезона выясняется, что этап чемпионата мира со знаком вопроса переносится не только на три тысячи километров, но и на полмесяца. Но пацаны-то не в курсе! Традиционные эстонские гонки начинают готовиться за год до старта. Ведется пропаганда в районе проведения, в газетах, по радио, и когда первые автовозы прибывают на поля будущих сражений, их радостно встречают «Вот будет здорово!» С точностью до что, где и когда. Но только не мы. Это в Прибалтике успевают к старту гонки напечатать офсетом буклеты со списком стартующих и со стартовыми номерами – что для России дата окончания приема заявок? У нас даже на старт гонщики выходят не в том составе, который накануне был где-то кем-то как-то опубликован в стартовой ведомости. Наплюй на условности называется.

 

Единственная новость за 2008 год, посвященная ралли на сайте Российской Автомобильной Федерации – информационное письмо номер семь на восемь от девятого января, а ведь этот портал – единственный официальный сайт про автоспорт в стране. Зато рапорт руководителя гонки публикуется не на сайте федерации, а на страничке клубного ралли, хотя инцидент случился в рамках этапа кубковой серии…

 

Шлюпка, в которой каждый гребет в свою сторону, никуда не поплывет. Дело, в котором деталями занимаются от случая к случаю, не приведет к успеху. В команде капитану – капитаново, радисту – радистово, а мотористу – мотористово; по-другому пробовали –  не получается. Азарт и красота ралли заключаются не только в подиуме на центральной площади, но и в феерических выступлениях наших гонщиков, у которых нога не отпускает газ перед ходовым поворотом из опасения встретить там то, чего на трассе быть не должно. Развитие культуры боления на ралли процесс небыстрый, и чем раньше его начать, тем ближе цель. Общая цель, требующая все-таки, вероятно, объединения усилий под одним флагом. Российским.

 

Alex Nakhapetov, RallyRUS, Санкт-Петербург

Источник: http://www.rallyrus.spb.ru/index_rus.php?subaction=showfull&id=1222134226&archive=&start_from=&ucat=&


 

СУ «Горы» 50 метров от трагедии. 15я минута на «крыше».

СУ «Заостровье». Экскурсионная группа посреди канала.  (фото И.Цимбалюк)

Перегон КВ0-КВ1 (сервис). Норма времени около 60 км/ч. (фото И. Цимбалюк)

 

 Фотографии с гонки вы можете увидеть в альбомах автора и И.Цимбалюк

 

P.S.:  «Разруха не в клозетах, а в головах!» 

Д. Федоров

 


В избранное