Прошу извинить за трехмесячный перерыв в
рассылке, вызванный проблемами личного характера, не оставлявшими времени
на менее важные дела. Сейчас ситуация начала улучшаться, и я снова могу
заняться рассылкой.
За эти три месяца произошло очень много
событий: и двухлетие рассылки, и наступление новых года, века и
тысячелетия, с которыми я вас и поздравляю, хоть и с опозданием, и
различные события в мире Windows и Office.
Новые имена
Майкрософт определилась с
именами для новых версий Windows и Office, известных под рабочими
названиями Whistler и Office 10: это Windows XP и Office XP (от слова
experience - впечатление, ощущение).
Разработка Office XP завершилась и 5 марта он передан в производство (http://www.microsoft.com/presspass/features/2001/mar01/03-05officexp.asp).
Начало продаж - этой весной, точной даты я пока не знаю.
Основные новшества перечислены в документе
http://www.microsoft.com/technet/Office/of10prgd.asp (на английском
языке). Заглядывайте в источник сами или подождите моего рассказа.
Windows XP (с полным правом ее можно
называть и NT 5.1) пока находится в стадии первой бета-версии, ее выпуск
планируется на второе полугодие.
О рекламе в рассылке
В связи с тем, что сыну
необходимы дорогостоящие обследования и лекарства, а также вследствие
того, что вот-вот я перейду с и без того невысокой зарплаты на еще меньшую
пенсию, я вынужден сделать то, чего делать не хотел: добавить в следующие
выпуски рассылки баннеры. Впрочем, горкот вставлял их и раньше, так что
особых изменений вы не почувствуете. Хотел бы только вас попросить читать
выпуски, по возможности, во время подключения к Интернету.
Кстати, хочу извиниться перед вами за утверждение, что текстовые выпуски
рассылки содержат два экземпляра одного и того же текста. Как оказалось,
это фокусы Аутлука, записывающего в сообщение две копии пришедшего текста.
Соответствующее сообщение об ошибке отправлено в "Майкрософт", буду ждать
результата.
Миллион, миллион, миллион рыжих
лис,
а в русской версии - французских булок -
вы можете вставить в Word всего за несколько секунд. Впрочем, миллион -
это только для красного словца, а на самом деле - тысяч двадцать, что тоже
немало.
Создайте новый документ или начните новый
абзац и наберите следующий текст: =rand(200,99). Нажмите клавишу Enter и
подождите три секунды. Эта функция работает, по крайней мере, с Word 97.
На более ранних версиях я не проверял, хотя имею информацию, что функция
появилась лет шесть-семь назад. Получившийся результат будет объяснен чуть
позже, а пока перейдем к другой теме.
О форматировании и стилях в Word
В книгах, посвященных
редактору Word, можно прочитать, что информация об используемом шрифте,
его размере и начертании (курсив, полужирный и т. д.) хранится в конце
абзаца. Конец абзаца отображается (если такое отображение включено)
специальным непечатаемым символом. Но вы наверняка сталкивались со
случаями, которые, казалось бы, наглядно опровергают это утверждение.
Проведем небольшой эксперимент. Создайте чистый новый документ. Для
большей наглядности включите отображение непечатаемых символов, щелкнув на
кнопке "Непечатаемые знаки" на панели управления. Установите размер шрифта
14 пунктов и наберите три небольших абзаца любого текста. Теперь выделите
второй абзац и задайте для него размер шрифта 18 пунктов.
В первом абзаце выделите несколько слов, и
задайте для них полужирное начертание, еще для нескольких - курсивное или
с подчеркиванием. Выделите весь абзац кроме символа конца абзаца и
скопируйте его в любое место второго абзаца. Вы увидите, что скопированный
текст сохранил размер и начертание шрифта, заданное ему ранее. А ведь по
утверждению, приведенному в начале этих рассуждений, информация о шрифте
осталась в маркере конца первого абзаца, и не должна была бы быть
перенесена во второй абзац.
Это противоречие - только кажущееся. Но,
прежде чем переходить к объяснению, выделите только маркер конца первого
абзаца и удалите его. Текст, бывший ранее первым и вторым абзацами,
оказался набранным шрифтом высотой 10 пунктов (или 12, смотря какой размер
шрифта установлен по умолчанию для стиля "обычный". Значит, какая-то
информация о форматировании в маркере конца абзаца все-таки хранится.
Давайте разбираться. Прежде всего,
поговорим о понятии "стиль". Стиль - это совокупность параметров
форматирования, которые применены к тому или иному участку текста. В
редакторе Word стили делятся на две группы: стили символов и стили
абзацев.
Стиль абзаца полностью определяет внешний
вид абзаца, то есть вид выравнивания текста, каков интервал между
строками, позиции табуляции, каковы отступы границ абзаца от полей и пр.,
а также может включать форматирование символов.
Стиль символа задает форматирование
выделенного знака или фрагмента текста внутри абзаца, определяя оформление
символов текста: используемую гарнитуру, начертание, будет ли это обычный
текст или верхний или нижний индекс, будут ли буквы подчеркнуты и т.п.
Знаки текста в абзаце могут быть оформлены собственным стилем независимо
от того, применен ли какой-либо стиль абзаца к этому абзацу в целом.
Стиль и форматирование абзаца сохраняется
в маркере конца абзаца и только в нем. Стили и форматирование отдельных
символов или участков текста ассоциированы с этим текстом и легко могут
быть перенесены в другой абзац.
Именно поэтому в нашем эксперименте перетащенные во второй абзац символы
сохранили размер и начертание. Ведь эти параметры отличались от стиля
абзаца и, следовательно, принадлежали самим символам. А при удалении
маркера абзаца к тексту был применен стиль "обычный", и текст приобрел
характеристики, соответствующие этому стилю.
Использование стилей для
оформления документа
Основное преимущество использования стилей
заключается в том, что они делают ненужным выбор каждого вида
форматирования по отдельности и дают возможность сохранить некоторой набор
этих видов совокупно.
Если ваш
документ содержит несколько абзацев и помещается на одной странице, то,
немного поэкспериметировав, вы, конечно же, сможете отформатировать его
требуемым образом. Однако ситуация значительно осложнится, если ваш
документ имеет 20-30 страниц текста, несколько заголовков глав, много
параграфов и подпараграфов. Форматируя каждый абзац по отдельности, вы,
дойдя только до середины текста, уже не в состоянии будете запомнить, как
форматировать тот или иной абзац.
С
другой стороны, если в вашу обязанность входит вести постоянную переписку
с клиентами, используя одну и ту же форму заполнения письма, то будет
достаточно затруднительно и трудоемко выполнять форматирование каждого
нового однотипного документа сначала. Возможно, что вы, в конце концов, и
запомнили бы всю последовательность операций форматирования, только стоит
ли это делать? Ответ однозначен: конечно, не стоит. Вместо поэтапного
конструирования и форматирования каждого из этих элементов при создании
очередного нового документа вы можете использовать специальные шаблоны,
названные стилями, с целью сохранения своих любимых форматов. Теперь все,
что вам необходимо сделать после выделения символа, слова или абзаца -
выбрать стиль, и к выделенному фрагменту будут применены все атрибуты
форматирования, включенные вами в этот стиль.
Создать стиль можно двумя способами. Если вы уже имеете некоторые навыки
работы со стилями, то выберите из меню "Формат" (Format) команду "Стиль" (Style)
для вызова диалогового окна "Стиль" (Style). Теперь щелкните на кнопке
"Создать" (New) и выберите, будет ли это стиль абзаца или стиль символов.
Введите имя нового стиля, выберите стиль, на котором будет основываться
новый стиль, щелкните на кнопке "Формат" (Format) и установите формат
шрифтов, абзаца, полей, язык текста абзаца. Все эти действия не требуют
больших усилий. Но нужно хорошо представлять, что вы делаете и что должно
получиться в результате. Поэтому, если вы еще мало работали со стилями,
вам лучше воспользоваться второй возможностью - созданием стиля по
образцу.
Предположим, что, затратив
некоторые усилия, вы наконец-то отформатировали абзац так, как это вас
устраивает. Теперь перед вами стоит задача, используя данный формат абзаца
как образец, создать на его основе стиль, с помощью которого вы затем
отформатируете и все оставшиеся абзацы текста. Слева на панели
инструментов "Формат" находится раскрывающийся список доступных стилей.
Вначале это стандартный набор стилей "Обычный" (Normal), "Заголовок 1" (Heading
1), "Заголовок 2" (Heading 2) и т.п. Поместите курсор в любое место
абзаца, сформатированного нужным для вас образом (или выделите текст с
таким форматированием). Затем щелкните на поле списка стилей "Стиль" (Style),
введите имя нового стиля и нажмите клавишу Enter. Параметры этого стиля
будут определены исходя из форматирования выделенного (или текущего)
абзаца. Если будет выделен участок текста, не содержащий символа абзаца,
то новый стиль будет стилем символов.
Теперь в следующий раз, когда вы захотите использовать созданный вами
стиль, установите курсор в нужный абзац и выберите требуемый стиль из
списка стилей.
Откуда берутся лисы или булки
Вернемся к эксперименту, который, надеюсь,
вы провели. Эта возможность встроена в Word, чтобы облегчить создание
тестовых документов. Такие документы могут потребоваться, например, чтобы
проверить работу принтера.
Фактически это элемент автозамены с некоторой примесью функции. Его
формальный вид - =rand(x,y), где x - число вставляемых абзацев, а y -
число предложений в абзаце (если второе число не указано, оно принимается
равным пяти). Значения и x, и y не могут превышать двухсот, а максимальное
значение их произведения чуть меньше, чем 20 000.
В английской версии используется предложение "The quick brown fox jumps
over a lazy dog", знаменитое тем, что это самое короткое предложение,
содержащее все буквы латинского алфавита и имеющее смысл.
В русской версии используется предложение "Съешь еще этих мягких
французских булок да выпей чаю", которое, увы, не является эквивалентом
английского, поскольку содержит не все буквы русского алфавита.
Если автозамена выключена, то ни лис, ни булочек вы не получите. И если
введенные вами числа не укладываются в установленный диапазон, то никакого
результата также не будет. Сообщения об ошибке не ждите: ведь это
автозамена. Если есть что заменить - она заменяет, а если заменять нечего,
то она должна сидеть тихонько и не подавать признаков жизни.