← Май 2020 → | ||||||
2
|
3
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2019
Статистика
0 за неделю
Предправо Где скачать правила торговли и что они из себя представляют
Правила розничной торговли регулируют деятельность магазинов по продаже непродовольственных товаров и продуктов питания. Реализация любых товаров должна осуществляться в соответствии с требованиями закона. На продавца в этом случае возлагается ряд обязательств. Его деятельность должна не только соответствовать требованиям действующих норм, но и не нарушать права потребителей. Нормативно-правовая базаОтдельного основного закона, который относится именно к розничной торговле, нет. Деятельность такого характера определяется общими нормами:
ГК РФ регулирует отношения, возникающие в рамках заключенного договора. Закон «О защите прав потребителей» касается сферы непосредственной продажи товаров и оказания услуг. ФЗ «О качестве пищевых продуктов» регулирует вопросы изготовления и реализации такой категории товаров. Федеральный закон № 54 обязывает продавцов иметь в наличии кассовые аппараты. Действие Постановления Правительства № 55 распространяется на правоотношения в области реализации отдельных видов непродовольственных товаров. Государственные стандарты более детально оговаривают различные направления розничной торговли. Основные положенияПравила определяют отношения между продавцом и потребителем и регламентируют следующие сферы деятельности предприятия:
При этом вся информация делится на группы, касающиеся:
Это интересно: продажа товаров, изготовленных из кожи или меха животных, внесённых в Красную книгу, например, обуви, одежды, галантерейных товаров, продуктов питания, меховых изделий и пр., должна осуществляться при наличии документов, отражающих разрешение на данный вид деятельности. Что такое договор в розницеОсновным правилом при розничной реализации товаров, является договор между продавцом и покупателем. Данный вид документа представляет собой выдачу кассового и/или товарного чека, а также иного документа, который подтверждает факт сделки. Но вступившие в 2019 году в силу изменения в законе о защите потребителей в РФ, указывают на то, что покупатель может предъявлять претензии даже без наличия чека. Для того чтобы доказан факт покупки, достаточно свидетелей или данных с видеокамер. Также законом РФ признается факт сделки в устной форме, а именно в момент передачи денежных средств за товар. Отдельно необходимо рассмотреть момент, при котором товары приобретаются в кредит. Зачастую при покупке продукции в кредит, товарно-кассовый чек не выдается. При этом даты полной выплаты и реальной покупки будут разными. В этом случае, подтверждением покупки считается кредитный договор. С даты, указанной в договоре начинает действовать гарантийный срок. Правила торговлиПравила реализации зависят от специфики продаваемых товаров. Они делятся на две большие категории: непродовольственные и продукты питания. Указанные виды товаров имеют назначение и обладают специфическими свойствами, поэтому порядок их реализации заметно отличается.
Места розничной торговли подразделяются на следующие категории:
В зависимости от специфики реализуемой продукции торговые точки можно разделить на несколько видов:
В некоторых магазинах перечень продукции может быть увеличен за счет медицинских препаратов. В этом случае необходимо оборудовать изолированный отдел или аптечный киоск. Продовольственные товарыПравила продажи продовольственных товаров касаются реализации продуктовых изделий. Требования к их продаже особенно строгие. Это обусловлено тем, что продовольствие обеспечивает организм человека необходимыми веществами микроэлементами. Как изготовитель, так и реализатор обязаны предоставлять покупателю информацию о продуктах питания следующего содержания:
Продукты питания до их выкладки на прилавки необходимо распаковать. На товарах не должно быть оберточных материалов. Грязь надо удалить с поверхности. Реализатор обязан провести внешний осмотр продуктов и их сортировку. Изделия, произведенные непосредственно в торговой точке, подлежат продаже только после прохождения санитарного контроля. Алкоголь выставляется на витрины при наличии акцизных ярлыков. Если товар был расфасован самим реализатором, на упаковке должна быть информация о названии продукта, весе, цене за килограмм или единицу и окончательная стоимость, а также дата выполнения этой операции и сведения о специалисте, который её осуществлял. Взвешенные производителем изделия реализуются без взимания платы за тару. Продукты гастрономии, например, колбаса, по просьбе покупателя могут разрезаться на отдельные части. Вес изделия в данном случае определяет потребитель. В местах реализации пищевых продуктов могут находиться и непродовольственные товары. При этом последние должны быть размещены таким образом, чтобы не оказать негативного воздействия на качество пищевых изделий. В помещении магазина должен поддерживаться определенный температурный режим для обеспечения сохранности продукции. По этой причине торговые точки оборудуются кондиционерами и холодильными установками. Непродовольственные товарыПокупка непродовольственной продукции имеет свои особенности. Как и в случае с продуктами питания, потребителю предоставляется информация о промышленных изделиях следующего содержания:
Промышленные изделия размещаются по стеллажам в торговом зале, в зависимости от их вида. В магазине могут быть организованы изолированные отделы. Такой подход создает удобство для клиентов. Стеллажи для товаров должны соответствовать требованиям технических норм. Необходимо, чтобы каждая полка выдерживала вес изделия, исключая его падение. Товары должны размещаться в отдалении от источников повышенной опасности, например, электрического трансформатора. В торговом зале необходимо иметь точки входа и выхода, размеры которых не препятствуют транспортировке изделий, то есть габариты дверных проемов будут достаточными для перемещения продукции. Где возможна торговля непродовольственными товарами?Ограничений по местам, в которых можно осуществлять торговую деятельность, реализуя непродовольственные товарные позиции, на самом деле, не так уж много. Торговлю непродовольственными товарами можно осуществлять в стационарных и передвижных торговых объектах. Занимаются этим универсамы, их подразделения и филиалы, торговые центры, павильоны. Допустима реализация непродовольственных товарных позиций через выставки, ярмарки, рынки. Обязательное условие – наличие специального разрешения от контролирующих служб – санитарно-эпидемиологической станции, службы противопожарной безопасности. В 2019 году в процессе осуществления торговой деятельности необходимо обеспечить соблюдение ряда правил:
Несмотря на фактическое отсутствие ограничений по ведению торговой деятельности, требуется обязательное соблюдение всех правил и условий. Требования к маркировке непродовольственных товаровПо правилам розничной торговли в 2019 году маркировка обязательна для непродовольственных товаров. Это означает, что на упаковке должно быть название, адрес и страна производителя, указаны те технические параметры, которые для этой продукции важны. Отметим, что многие производители шифруют эту техническую информацию в штрих-коде, что не запрещено законодательством. Требования к маркировке продолжают разрабатываться правительством. Например, документы, с одной стороны требуют, чтобы производитель придерживался регламентов, с другой — публиковал информацию по своему усмотрению. Пока единообразие маркировки прописано только для некоторых товарных групп.
Все требования к маркировке товаров описаны в отдельных технических регламентах для каждого товара. Например, правила маркировки при торговле парфюмерно-косметической продукцией описаны в ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», а нормы для вещей легкой промышленности в ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».
По правилам торговли в 2019 году, как и несколько лет назад, розничный торговец обязан продавать только тот товар, у которого читается маркировка (и упаковка целая). Современные нормативные акты не предусматривают ответственности розницы за несоответствие сведений, которые указаны на товаре, его реальным свойствам. Но при этом продавец отвечает перед клиентом (и законом) за несоответствие информации на этикетке качеству товара. Например, летом 2018 года «Магнит» оштрафовали на 150 тысяч рублей за продажу масла, на котором была неправильная маркировка (признано фальсификатом). Перенесем это правило на продажу непродовольственных товаров. Выходит, что если изготовитель по ошибке нанес на стиральную машину маркировку с другой страной производства, то продавец при реализации товара нарушает закон. Если покупатель предъявит претензии за несоответствие маркировки и не сможет вернуть деньги, продавца ждет разбирательства в суде и штраф. Маркировка подакцизных товаровНаиболее строгие требования распространяются на подакцизную группу:
Также производится маркировка лазерных дисков с музыкой и фильмами. Наносятся специальные лицензионные марки со сведениями об объектах авторских прав. Подакцизный товар маркируется с помощью акцизных марок, в которых зашифрована информация о производителе (лицензия, сумма сбора). Маркировка акцизных товаров контролируется государством. Марки приклеиваются так, что открыть пачку или бутылку невозможно, не разорвав акциз. Реализация алкоголя, сигарет и прочих изделий с поврежденной маркировкой наказывается штрафом. Кроме того, налоговики могут начать подозревать магазин в налоговом нарушении — продаже товара не через кассу. Они засомневаются, что товар был по правилам завезен на склад магазина и пробит через кассовый аппарат. Берем обычный компьютер, подключаем любой фискальный регистратор и устанавливаем приложение Бизнес Ру Касса. В итоге получаем экономичный аналог POS-терминала как в большом магазине со всеми его функциями. Заводим товары с ценами в облачный сервис Бизнес.Ру и начинаем работать. На все про все — максимум 1 час и 15-20 тыс. руб. за фискальный регистратор. Необходимо будет дополнительно доказывать легальность продукции и тратить время на разбирательства с контрольными органами. Поэтому сотрудникам магазина надо следить за тем, чтобы на марках не было повреждений. Возврат непродовольственного товара надлежащего качестваСогласно закону о защите прав потребителя, покупатель может в течение 14 дней вернуть в магазин товар надлежащего качества. Этот товар должен быть в целой упаковке, без дефектов и следов использования. От покупателей требуется паспорт и заявление на возврат. Постановление Правительства указывает на товары, которые запрещено возвращать или обменивать на аналоги (если не соответствует размер или прочие характеристики). Речь идет о лекарственных товарах, парфюмерной продукции, текстиле, полимерных изделиях, ювелирных украшениях из драгкамней и металлов, сложных по устройству бытовых товарах, а также о книгах и других товарах. Как вернуть товар ненадлежащего качестваВсе товары с недостатками покупатель может возвращать в магазин. Розничный продавец, если сомневается в том, что вещь некачественная, должен назначить экспертизу. Однако для него действует правило — возвращение денег покупателю в течение 10 дней после заявления на возврат товара. Важно! По спорным ситуациям не стоит затягивать разбирательство с покупателем и доводить до суда. Анализ судебной практики показывает, что судья становится на сторону потребителя. В итоге продавцу придется заплатить не только за товар, но и штраф за моральный вред и судебные издержки. Если товар сломался, то по правилам розничной торговли 2019 года покупателю нельзя предоставлять во временное пользование аналоги таких товаров, как:
Требования к продавцуЧтобы избежать ответственности за нарушение правил торговли, каждый реализатор должен выполнить ряд условий. К ним отнесены:
В случае несоблюдения хотя бы одного из указанных условий к продавцу могут быть применены меры воздействия различного характера. Наличие кассового аппаратаТорговать можно только при наличии специального оборудования для производства расчетов с клиентом. Такое правило распространяется на любую торговую точку, то есть как на специализированный магазин, так и на супермаркет. К технике такого вида предъявляются определенные требования:
Такие требования распространяются и на терминал, предназначенный для расчетов с использованием пластиковой карточки. В этих целях потребуется заключить договор обслуживания с банковской инстанцией. Устройство для выпуска чеков должно быть подключено к терминалу. Информирование покупателяЕщё одной из обязанностей реализатора является оповещение потребителей, то есть предоставление людям сведений и данных о том, что и как они могут покупать в магазине. Для этих целей в торговых точках оборудуются специальные стенды. В таком уголке должна быть размещена информация следующего содержания:
Уголок потребителя должен располагаться в доступном месте, как правило, при входе в магазин. Указанную информацию продавец также обязан сообщить устно, по первому требованию покупателя. Оформление ценниковНа упаковке каждого продукта должна содержаться информация о его стоимости. Если товар реализуется на развес, то ценник должен располагаться на стеллаже или витрине, напротив каждого изделия. Информация размещается на бумажных или пластиковых бирках, также допускается электронный вариант. На ценнике должно быть указано наименование продукта, производитель, стоимость за килограмм или одну единицу. Если реализатором осуществляется выездная торговля, то информация должна быть заверена руководителем либо уполномоченным им должностным лицом. Документы о качестве товараРеализация продукции будет невозможна без соответствующих бумаг, подтверждающих соответствие товара требованиям качества. Прежде всего, реализатор должен иметь в наличии декларацию. Такой документ подтверждает не только качество изделия, но и гарантию безопасности его использования. В нем отражается информация о продукции и перечень подтверждающих сведений. Декларация утверждается государственными органами стандарта. Также у продавца должен быть сертификат о соответствии продукции нормам качества. Такой документ оформляется как в добровольном, так и обязательном порядке, в зависимости от вида товара. Соблюдение режима работыРеализатор обязан соблюдать режим работы. Такой распорядок устанавливается самим продавцом, с учетом требований закона. Он зависит от видов товаров, которые реализуются в торговой точке. Например, алкоголь нельзя продавать, начиная с двадцати трех часов до восьми следующего дня. Магазин должен открываться в установленное время, устанавливаются выходные дни, а работа в общие праздники. Как правило, торговые точки, осуществляющие реализацию продуктов питания, функционируют без обеда. Перерывы для отдыха персонала в течение дня или смены устанавливаются локальными нормативными актами. В общем распорядке работы это не отражается. Общие правила предоставления информации в торговом помещенииЭти правила регулируются частью «Общие положения» Постановления №55. В п. 10 сказано, что продавец обязуется донести до потребителя следующий набор сведений:
Эти материалы размещаются в местах, в которые доступ покупателя не затруднен. В целях обеспечения правильного выбора товарных позиций потребителем продавец обязан дать ему информацию о следующих аспектах:
В п. 12 Постановления №55 сказано, что продавец на основании требований потребителя обязан произвести его ознакомление с товарно-сопроводительными документами. Правила торговли непродовольственными товарамиПорядок реализации изделий непродовольственного назначения в 18 г. не претерпел изменений. К основным требованиям, как и в предыдущие годы, относится:
К сведению: поправки в действующем федеральном законе отменяли обязанность иметь чек при предъявлении претензий. Санитарные нормыМагазины, торгующие едой, обязаны соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Они регламентируют размещение торговой точки, планировку, оборудование, выкладку товара и так далее. На ввод в эксплуатацию нового магазина помимо прочих ведомств дает разрешение и Роспотребнадзор. Документы описывают основные стандарты. Например, торговая точка должна быть в удовлетворительном состоянии. В магазине должны быть:
Правила торговли 2019 года запрещают проводить разгрузку под окнами многоэтажек. Если магазин находится в жилом доме, то запрещается завоз товара ночью. Если нарушение было неоднократно, то Роспотребнадзор имеет право закрыть торговую точку. Согласно СанПину 2.3.5.021-94 (пункт 3.13.1) сотрудники магазина должны регулярно уничтожать запрещенную живность: мух, тараканов и грызунов. Требование к товарамОт магазина требуется, чтобы название товара было читаемо; на этикетке был указан изготовитель; все документы обязаны подтвердить качество продукции. Покупателю должна быть доступна информация:
Требования к объекту и оборудованиюК магазинам с продуктами питания в 2019 году требования не изменились. Правила розничной торговли для них такие же, как и для прочих магазинов.
Сервис позволит повысить эффективность работы магазина за счет сокращения потерь товарных остатков, значительно ускорить процесс переоценок, печати ценников/этикеток, строго дисциплинировать работу кассира и ограничить его возможности при работе с скидками/продажами по свободной цене. Ценник, согласно документам, также относится к оборудованию магазина. Действуют следующие нормы для ценников:
Правила розничной торговли 2019 года не запрещают магазинам указывать две стоимости товара на ценниках: для обычных покупателей и для тех, кто имеет карты лояльности. Правила реализации продовольственных товаровК продуктовой торговле предъявляется обширный список норм и требований. По правилам текущего года торговая точка в обязательном порядке должна проходить регистрацию в налоговых органах. В соответствии с регулирующими положениями предприниматель обязан:
Обслуживающий персонал должен соответствовать санитарным условиям. К реализуемым товарам питания предъявляются следующие основные требования:
Соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил торговли и места продажи позволяют избежать вынесения штрафов, т. к. за нарушение законов предусмотрена ответственность в отношении должностных и юридических лиц. На заметку: предприниматель должен установить в продовольственном бутике соответствующий режим температуры. Это прописано в нормативно-правовых актах и СанПине для обеспечения сохранности товара. В связи с этим точки оснащаются климатическим оборудованием. Правила торговли и предоставления услуг в 2019 годуРоспотребнадзор осуществляет контроль над предприятиями, занимающихся оказанием услуг населению, в т. ч. в сфере торговли продуктами питания. В текущем году остались без изменения размеры штрафных санкций. За неисполнение или нарушение действующих правил торговли, предпринимателю грозит ответственность по Административному кодексу. К примеру, за уклонение от санитарно-гигиенических норм в общепите, на ИП накладывают санкции в размере от 3000 до 30000 рублей. Если в отношении магазина контролирующий орган неоднократно применял наказание, то существует риск приостановки деятельности на три месяца. Аналогичные меры Роспотребнадзор вменяет торговым точкам, представляющим опасность для жизни и здоровья, т. е. нарушают правила безопасности. На заметку: информационный стенд с документами следует расположить в доступном месте. Такими участками выступает входная группа. Допускается дополнительное информирование покупателей в устной форме. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами в 2019 годуРегламент правил комиссионной торговли непродовольственными товарами – Постановление правительства №569 от 06.06.1998 г. Эти нормы разработаны в соответствии с Законом о ЗПП и обеспечивают регулирование отношений между сторонами договора комиссии – комиссионером и комитентом. В п. 2 отмечено, что прием товаров на комиссию осуществляется от граждан РФ и иностранцев. В п. 3 сказано, что комитент сохраняет за собой право собственности на товарную позицию, которая принята на комиссию, до тех пор, пока не произойдет передача покупателю. Во 2-й гл. оговариваются нюансы приема товаров на комиссию. В п. 8 сказано, что допустима сдача новых и бывших в употреблении вещей. В п. 9 отмечено, что в качестве доказательства сделки выступает договор комиссии, а также накладная или квитанция. Главное, чтобы документ содержал набор необходимых реквизитов.
Комиссионер не имеет права на отказ от исполнения своих обязательств за исключением ситуации, когда соглашение заключено без срока действия. В этом случае он должен сообщить комитенту о своем решении за 30 дней до его исполнения. В 3-й части речь ведется о правилах определения стоимости непродовольственного товара в 2019 году. Решение принимается сторонами обоюдно (п. 22). За комитентом закрепляется обязательство по уплате в адрес комиссионера вознаграждения (п. 23). В 4-й ч. рассматриваются нюансы, связанные с продажей комиссионных объектов. В 2019 году они должны поступить в продажу не позднее дня, который следует за днем приема (п. 24). При задержке комиссионер уплачивает комитенту неустойку за каждый день в сумме 3% от величины вознаграждения. Взаимоотношения между комиссионером и потребителем регулируются законом о ЗПП. Какие товары нельзя принимать под комиссиюВ ч. 2 п. 15 Постановления №569 сказано, что на комиссию не принимаются следующие непродовольственные товарные позиции:
Образец комиссионного соглашенияВ 2019 году комиссионное соглашение содержит набор следующих реквизитов:
Образец комиссионного соглашения вы можете скачать здесь. Ответственность за нарушениеХарактер мер воздействия, которые могут быть применены к продавцу, зависит от вида нарушения и тяжести наступивших последствий. Ответственность в этом случае может быть дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной. Условия привлеченияУсловиями привлечения продавца к ответственности является нарушение прав покупателей и требований, предъявляемых к розничной торговле. Факт проступка может быть выявлен руководителем реализатора, самим покупателем, а также в ходе проверки, проводимой уполномоченными госбюджетными инстанциями. То есть основанием для наказания продавца является докладная записка, обращение потребителя, предписание или протокол, составленный должностным лицом проверяющей организации. В обязательном порядке у реализатора должно быть взято письменное объяснение по факту нарушения. После этого оформляется акт, а также собирается другая документация, имеющая отношение к проступку. Собранный материал передается уполномоченному должностному лицу для принятия решения. К организациям, которые имеют право наказать магазин, отнесены Роспотребнадзор, прокуратура и суд. Также руководитель продавца может привлечь последнего к дисциплинарной ответственности. Меры наказанияМеры воздействия, которые применяются к торговым точкам, зависят от вида ответственности:
Как действуют органы контроля Сотрудники Роспотребнадзора вправе проводить проверочные закупки. Действие заключается в том, что под видом посетителя, служащие органов контроля приобретают какой-либо товар. Таким образом, они отслеживают соответствие магазина всем правилам торговли (см. Сборник «Правила торговли»). В случае обнаружения, представители предъявляют удостоверение, представляются и показывают руководителю организации распоряжение, которое стало основанием для проверки. Помимо Роспотребнадзора, проверять магазин может и налоговое ведомство. Однако проверка осуществляется только с представителями полиции. Инспектора могут осуществлять проверку на наличие кассового оборудования и соблюдения регламента его установки. Поводом для проверки может стать претензия потребителя. С другой стороны, это является следствием конкуренции. Пожалуй, единственным рецептом благополучия магазина, и спокойствия сотрудников может быть четкое руководство всем нормам и правилам ведения торговли. В случае возникновения каких-то вопросов, вы можете всегда проконсультировать с квалифицированными юристами нашего портала на бесплатной основе. ЗаключениеПравила торговли в наступившем году претерпели ряд изменений во многих ее областях. Самым ожидаемым и затратным считается введение маркировки некоторых товаров. Проект поправок законодательства о развозной торговле с высокой долей вероятности обретет силу закона. Утверждены правила контрольных закупок. Дачники с нетерпением ждут нового дачного сезона, чтобы на практике уяснить положения нового ФЗ, касающиеся продажи выращенных ими овощей и фруктов. Предприниматели, имеющие торговые точки, обратили внимание на новые правила размещения молока и аналогичных ему натуральных товаров, равно как и на запрет возвращать поставщикам скоропортящиеся продукты. Им необходимо пересмотреть и договоры, заключенные ранее с поставщиками, приведя их в соответствие с законом. |
В избранное | ||