Новый облик армии Почему наша армия не может нормально перевооружиться за триллионы рублей
ВОРЧАНЬЕ ГЕНЕРАЛОВ
Вот уже второй год в России то вспыхивают, то затухают свары между Минобороны (МО) и военной промышленностью. И у каждой стороны — свои претензии. Военные чаще всего попрекают оборонщиков вот чем: вы не соблюдаете сроков выполнения контрактов, качество вашей продукции никчемное, а цены на нее сильно завышены. Да и к тому же некоторые конструкторские бюро и компании не способны разработать современные боевые системы, которые могли бы утереть нос аналогичным образцам вероятного противника.
Министр обороны публично стал похваливать итальянские броневики фирмы Ивеко, начальник Генштаба — израильские беспилотные летательные аппараты (БПЛА), замминистра обороны не стеснялся принародно обзывать российские бронемашины железными гробами, бывший главком Сухопутных войск унизительно отозвался об отечественных танках, а бывший главком ВМФ отвесил щедрый комплимент большим десантным французским кораблям.
Если бы так же непатриотично повели себя американские или немецкие военачальники, они в тот же день превратились бы в пенсионеров. Но нашим все сошло с рук. Правда, курирующий в правительстве оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин пристыдил генералов и призвал их все военно-технические вопросы обсуждать в закрытом профессиональном кругу.
А чтобы взбодрить военную промышленность и показать ей, что она уже больше не будет диктовать армии свои условия (берите что дают и платите сколько требуют), Минобороны пошло даже на точечные закупки вооружений за рубежом: мы купили небольшие партии австрийских снайперских винтовок, израильских БПЛА, итальянских броневиков фирмы Ивеко, четыре французских вертолетоносца типа Мистраль. И уже начали бросать покупательские взоры на изральские танки Меркава. Что вызвало шквал обвинений в предательстве интересов отечественного
производителя. А когда товар уже был приобретен, стало выясняться, что хваленые австрийские винтовки заклинивает на лютых русских морозах, израильские БПЛА по той же причине летят не туда, итальянские броневики по некоторым ключевым параметрам уступают отечественным, а французские Мистрали придется перепроектировать, потому что в них не влезают российские корабельные вертолеты. Более того! Адмиралы до сих пор не дали флоту внятных объяснений, для каких именн!
о целей куплены эти корабли колониального типа? Да и почему так получилось, что французы сначала обещали нам продать их по 450 млн. евро за штуку, а в итоге потребовали в полтора раза больше? Не пахнет ли здесь откатами? На эти вопросы еще предстоит получить ответы Счетной палате и Военной прокуратуре... КОЗЫРИ В ОРУЖЕЙНОЙ СМАЗКЕ
А что же наши промышленники? В ответ на упреки МО они заявляют, что генералы разучились грамотно формулировать тактико-технические задания (ТТЗ) на разработку вооружений и слабо соображают в ценообразовании военной техники. И в этих контрупреках есть немало резона. Покупатель-заказчик (МО) зачастую не может внятно объяснить изготовителю-продавцу (ВПК), какой товар и с какими боевыми качествами он в итоге хочет получить. А кто же может внятно объяснить, если в ходе реформы заказывающие управления и отделы были
почти полностью разогнаны, а в новых структурах зачастую работают не матерые военспецы, а тетки или юноши из бывших налоговиков? Если они не имеют представления о требованиях к оружию нынешних и перспективных поколений. Если с великим трудом добытая за рубежом сотрудниками Главного разведуправления ГШ военно-техническая информация о новейших военных разработках зачастую пылится в сейфах заказчиков из нашего МО, не попадает нашим ученым и конструкторам и не отражается в !
ТТЗ? В такой ситуации оборонщики вынуждены зачастую изобретать велосипед и ломиться в открытую дверь.
И чтобы выжить, по собственной инициативе браться за новые разработки и предлагать их армии (и залезать в кредитные банковские долги на кабальных условиях). Таким макаром пришлось действовать и Уралвагонзаводу, разрабатывающему новый танк, и Ижмашу, создающему новый автомат АК-12.
Кто-то скажет: а что вы хотите, при капитализме по-другому нельзя, хочешь жить — умей вертеться. Это в глухие советские времена армия вынуждена была брать у своей оборонки тот товар, который ей предлагали.
Верно. Но лишь отчасти. Ибо оружие для армии — это вам не покупка картошки: не нравится воронежская, можно купить израильскую. А чрезмерное увлечение оружейным импортом может привести к потере военно-технического суверенитета России, к утрате уникальных инженерно-конструкторских школ, производств и кадров. И даже к политической зависимости от продавца. Что абсолютно недопустимо. Ибо наша армия должна опираться прежде всего на свой, отечественный ВПК. Тем более что не все так плохо — многие
его цеха по-прежнему делают лучшее в мире оружие (не случайно же Россия занимает второе-третье место в мире по экспорту вооружений — $9 — 10 млрд. в год).
И все же капризные генералы правы, когда отказываются покупать боевую технику вчерашнего дня. Но и принцип дайте нам то, сами не знаем что — тоже не выход из положения. А он только один: Минобороны и оборонка из противников должны стать партнерами. Одна сторона должна ясно знать, чего хочет, а вторая — дать то, что у нее заказывают.
А ведь, казалось бы, после того как правительство выделило на закупки вооружений астрономическую сумму — 22 трлн. рублей, между военным ведомством и оборонной индустрией должно было наладиться взаимовыгодное сотрудничество: мы вам — деньги, вы нам — железо. Но такого сотрудничества по целому ряду проектов до сих пор нет.
Между военными и промышленниками началась свирепая война слов. Переговоры о заключении контрактов проходят со скандалами, сроки оформления гособоронзаказа то и дело срываются. Дошло до того, что и президент, и премьер правительства вынуждены были вмешаться и в директивном порядке потребовать от конфликтующих сторон найти компромисс. ПАРАДОКС: И БЕЗ ДЕНЕГ ПЛОХО, И С ДЕНЬГАМИ НЕ ЛУЧШЕ!
И пока в военном ведомстве маракуют, как лучше распорядиться горой денег на перевооружение, не находят общего языка с промышленниками и тянут резину с рядом крупных гособоронзаказов, в кабинетах Минфина уже поговаривают: раз так, то можно процентов на 15 подрезать эту программу...
Конечно, генералам легко вертеть носом и попрекать провалившиеся секторы оборонки за неконкурентную продукцию. Это всегда выигрышная позиция. Но разве не факт, что полтора десятка лет государство почти ничего не инвестировало в оборонку. И как следствие: ее мощности сильно устарели, лучшие кадры или сбежали в более динамичные сектора (читай — где больше платят), или состарились и вышли на пенсию. Чтобы выправить такое положение, правительство отвалило аж 3 трлн. рублей на модернизацию ВПК. НО КТО ЖЕ ПРАВ?
Истина, как всегда, где-то посередине. Промышленность во многом права и в своих оправданиях, и в своих претензиях к военным. Как можно ритмично работать оборонщикам, если гособоронзаказ на очередной год поступает им лишь в середине года, когда он должен быть уже наполовину выполненным? Как можно работать, если заказ поступил, а деньги на его выполнение не перечислены? Как можно работать, если военные, заказывая танк, самолет или подлодку, не хотят считаться с инфляцией и с тем, что материалы, электричество,
тепло в ходе выполнения заказа имеют свойство дорожать, а вместе с ними подскакивает и финальная цена товара? Похоже, что генералам и адмиралам, уличающим оборонщиков в грабительских ценах, надо бы пройти курсы экономического ликбеза и разобраться в элементарных вопросах ценообразования.
И все же некоторые свои претензии к ВПК Минобороны не высасывает из пальца, а обвинения &md