Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Kprf-Saratov

  Все выпуски  

Kprf-Saratov Член ЦИК РФ Е.И.Колюшин: «Результат Путина получен за счет нарушения принципа свободных выборов». Особое мнение к Протоколу ЦИК РФ



2012-03-12 12:03
Е.И.Колюшин, член ЦИК РФ, доктор юридических наук

Особое мнение члена Центральной избирательной комиссии Колюшина Е.И. о Протоколе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации (подписан 7 марта 2012г., к Протоколу прилагается Сводная таблица ЦИК РФ о результатах выборов Президента Российской Федерации).

ЦИК РФ признала 7 марта 20112г. выборы Президента Российской Федерации состоявшимися и действительными. Пункт 6 статьи 76 Федерального закона О выборах Президента Российской Федерации обязывает меня поставить свою подпись в Протоколе ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, к которому прилагается Сводная таблица ЦИК РФ о результатах выборов. В силу пункта 7 названной статьи член ЦИК РФ несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Мое несогласие с Протоколом и приложенной к нему Сводной таблицей выражается в том, что зафиксированные в арифметическом виде сведения на выборах Президента Российской Федерации в ноябре 2011г. марте 2012г. получены, в том числе, и за счет нарушения принципа свободных выборов.

1. Конституция Российской Федерации в статье 3 указала на свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Федеральному закону от 12 июня 2002г. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральным законом от 10 января 2003г. О выборах Президента Российской Федерации предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ст.1).

Названный принцип должен действовать на всех стадиях выборов с учетом и международных обязательств России. Принцип свободных выборов установлен в статье 3 Протокола 1 от 20 марта 1952г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS 5) 1950г. Европейский Суд по правам человека, толкуя в своих решениях положения статьи 3 Протокола 1 о свободных выборах, подчеркивает что ничто не должно препятствовать свободному формированию и выражению воли избирателей, что свободные выборы возможны только в условиях беспристрастности со стороны государства и его органов, а беспристрастность в первую очередь касается использования средств массовой информации, средств наглядной агитации, права на проведение демонстраций в общественных местах и финансирования партий и кандидатов, что государство обязано пресекать любые нарушения в ходе выборов.

2.Важную роль в формировании воли избирателей играют СМИ, которые как информируют о выборах, предвыборных мероприятиях кандидатов, так и используются политическими партиями, кандидатами для ведения предвыборной агитации. Предусмотренные законодательством для информационных телепрограмм равное по времени освещение предвыборной деятельности, запрет предпочтения какому-либо кандидату на телевидении в период избирательной кампании не соблюдались. Кандидат в Президенты Российской Федерации В.В.Путин находился в весьма привилегированном положении по сравнению с другими кандидатами, участвовавшими в президентских выборах. Такой вывод подтверждается данными мониторинга СМИ. Так, общая продолжительность сюжетов о кандидатах с 1 февраля 2012г. по 04 марта 2012г. в выпусках новостей на трех телевизионных каналах (Первый канал, Россия-1, НТВ), по данным газеты Коммерсант, составила 164 часа 40 минут 15 секунд, в том числе о кандидатах: Путине В.В. — 58 часов 39 минут 30 секунд, Зюганове Г.А. 28 часов 51 минуту 23 секунды, Жириновском В.В. 26 часов 28 минут 21 секунда, Прохорове М Д. — 26 часов 22 минуты 42 секунды, Миронове С.М. — 24 часа 18 минут 19 секунд.

Таблицу см. в приложении

В СМИ, сети Интернет имеются и другие публикации по поводу неравного освещения предвыборных мероприятий кандидатов. Тем не менее ЦИК РФ 1 марта 2012г. на основе заключений самих СМИ признала неправомерными многочисленные жалобы, в том числе и запросы депутатов Государственной Думы из различных фракций по поводу нарушения равенства в освещении предвыборной деятельности кандидатов в информационных телепрограммах. При этом методические принципы, применяемые заявителями для обоснования своих выводов, как противоречащие законодательству о выборах не могут быть, по мнению ЦИК РФ, критерием оценки соблюдения принципа равенства зарегистрированных кандидатов. ЦИК РФ сомневается в корректности осуществленных подсчетов. Однако ни ЦИК РФ, ни сами СМИ не имеют каких-либо известных общественности методик подсчета эфирного времени, результаты подсчета с хронометражом конкретных сюжетов не опубликованы, что лишает заявителей возможности их сопоставления с полученными ими данными.

При таком подходе информация о деятельности В.В. Путина произвольно делится, как минимум, на: информацию о деятельности гражданина , который, например, пишет статьи в газетах, а телевидение дает об этом информацию, на информацию о деятельности Председателя Правительства Р.Ф., который совершает в рамках своей служебной деятельности поездки по стране, дает указания об улучшении условий жизни конкретных граждан, встречается с предпринимателями, на информацию о деятельности лидера Общероссийского народного союза и политической партии, на информацию о кандидате в Президенты РФ, который ведет предвыборную деятельность. И только последняя часть идет в зачет эфирного времени. Однако, если распространение информации связанной с профессиональной деятельностью кандидата не является предвыборной агитацией, то это не означает, что такая информация не является информированием о предвыборной деятельности кандидата и не подпадает под требования пункта 5 статьи 46 Федерального закона о выборах Президента РФ, запрещающего неравное по времени освещение предвыборной деятельности. В этом случае СМИ не вправе нормировать время освещения в зависимости от субъективного восприятия ими степени общественной важности предвыборного мероприятия.

Показательно, что в отношении других кандидатов на должность Президента РФ указанного выше разделения информации не происходит, хотя они также являются гражданами России, трое из них занимают государственные должности РФ, являются лидерами политических партий и других общественных объединений. Между тем любая информация о них считается информированием о предвыборной деятельности.

Публикации на Первом канале телевидения данных опросов общественного мнения проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в программе Воскресное время в феврале осуществлялись с нарушением правил, установленных п.2 ст.47 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации. В частности, отсутствовали указания на лицо (лиц) заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) публикации, не во всех публикациях приведена точная формулировка вопроса.

Конститу


В избранное