Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кредитное право. Задолженность


Выпуск #53, 2022-09-13

Кредитное право. Задолженность


Добрый день, уважаемый читатель!


Физическое лицо планировало направить средства материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту, оформленному для погашения ранее предоставленного ипотечного кредита на строительство жилья. Кредитный договор от 20.02.2016 оформлен для погашения кредита от 20.09.2010. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникло 22.11.2015 в связи с рождением второго ребенка. На основании пп. "в" п. 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862, средства капитала могут быть направлены на погашение основного долга и процентов по кредиту, оформленному для погашения ранее предоставленного кредита на приобретение жилья, обязательства по которым возникли у лица, получившего сертификат до возникновения права на получение средств капитала. Из-за противоречия п. 3 указанных Правил Пенсионный фонд РФ отказал в удовлетворении заявления о направлении средств капитала на погашение кредита по рефинансированию.
Правомерен ли отказ Пенсионного фонда РФ?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение территориального органа ПФР об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение ранее предоставленного кредита на приобретение жилья не основано на законе.


Обоснование вывода:

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 256-ФЗ возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала (далее - средства МСК) в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий (п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ). Заявление о распоряжении средствами МСК (далее - заявление о распоряжении) может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств МСК на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией (ч. 6.1 ст. 7 Закона N 256-ФЗ).

Как следует из ч. 1 ст. 10 Закона N 256-ФЗ, средства (часть средств) МСК в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах).

Частью 2 ст. 10 Закона N 256-ФЗ установлено, что средства (часть средств) МСК могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки (ч. 2 ст. 10 Закона N 256-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся и в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 (далее - Правила). При этом пп. "в" п. 3 Правил предусмотрена возможность направления средств МСК на погашение основного долга и уплату процентов не только по кредиту, полученному на приобретение или строительство жилья (пп. "б" п. 3 Правил), но и на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), обязательства по которым возникли у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала.

Таким образом, средства МСК могут быть направлены на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших как до возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки, так и после приобретения данного права. Иное толкование закона поставило бы в неравное положение лиц, приобретших указанное право до возникновения обязательств, и лиц, приобретших это право после возникновения обязательств.

В рассматриваемой ситуации целью первоначального кредита было приобретение жилья, первый кредитный договор заключен до возникновения права на получение средств МСК. Обязательства по второму кредитному договору, целью которого являлось погашение оставшейся части долгового обязательства по первому кредитному договору, наступили после возникновения права на получения средств МСК, что и явилось основанием для отказа территориального органа ПФР в удовлетворении заявления о направлении средств МСК на погашение этого долга.

Мы считаем, что отказ территориального органа ПФР в данном случае не основан на законе. Из буквального толкования ст. 10 Закона N 256-ФЗ и п. 3 Правил в их единстве следует, что граждане имеют право на погашение кредита за счет средств МСК при условии расходования заемных средств исключительно на приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий семьи. Поэтому, если гражданин намерен распорядиться средствами МСК в строгом соответствии с целями, предусмотренными Законом N 256-ФЗ, а именно на улучшение жилищных условий, то момент возникновения кредитных обязательств, на наш взгляд, не может препятствовать гражданину в реализации его права воспользоваться средствами МСК для погашения ранее предоставленного кредита на приобретение или строительства жилья. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики. При этом суды исходят из того, что отказ пенсионного органа, основанный на формальном исполнении пп. "в" п. 3 Правил, не соответствует целям Закона N 256-ФЗ и смыслу ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства (смотрите, к примеру, определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25.11.2015 по делу N 33-5874/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30.09.2014 по делу N 33-5784/2014, апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2016 N 33-10544/16, апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 08.12.2014 по делу N 33-6264/2014, постановление Президиума Тюменского областного суда от 16.01.2014 (Извлечение)).

На основании ч. 6 ст. 8 Закона N 256-ФЗ решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в суд в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Мы ведем в «Телеграме» канал с советами о долговых правоотношениях.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежую информацию: @creditdolg

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники.

Наш сайт: creditdolg.usite.pro.


Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке в полном объёме или частично без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.

Copyright © Алексей Грибов, 2001-2022

В избранное