Авторское право: как защитить свои права и не нарушить чужие Авторское право на фотографии: мифы и реальность
Рада приветствоватьчитателей рассылки!
Сегодня мы поговорим об авторском праве на фотографии.
Долгое время фотографы не признавались обладателями
авторских прав на свои произведения, хотя сегодня уже никто не сомневается, что
их труд носит творческий характер и подлежит защите так же, как и любое другое
произведение.
В настоящее время в гражданском кодексе закреплено
положениео том, что фотографические
произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются
объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ).
В последнее время с развитием печати и
интернет-ресурсов фотографии стали использоваться все чаще. При этом пользователи
таких фото часто нарушают права фотографов, забывая о том, что у каждой
фотографии есть свой автор, обладающий всем набором авторских прав.
Мифы об авторском праве в фотографии
1. Единожды опубликованная фотография, находящаяся в
архиве редакции, становится общим достоянием, а фотографии, размещенные в
интернете, можно свободно использовать.
Некоторые еще уверены, что если вместе с фото указан
его автор, то гонорар за использование такого фото платить не нужно, т.к.
автору и так уже сделана бесплатная реклама, за что он должен быть безмерно
благодарен.
Однако закон нам гласит однозначно, что личные
неимущественные права неотчуждаемы и только автор решает, как будет указываться
(или не указываться) его имя.
Кроме того, какв случае с любым другим произведением, автору принадлежит имущественное
(исключительное) право на произведение, и для его использования нужно получить
согласие автора и заплатить вознаграждение, если это является условием
использования произведения.
2. Возможно указание имен авторов фотоснимков в общем
списке, публикуемом в начале и конце журнала (книги и т.п.).
Это также является нарушением личных неимущественных
прав фотографов (права авторства в данном случае), т.к. читатели не имеют
возможности определить, кто является автором какой фотографии.
3. Если фотограф сам передал фотографию, то у вас
появляется право использовать ее по своему усмотрению, в том числе напечатать в
периодическом издании и разместить в интернете.
На самом деле в данном случае автор передал вам лишь
материальный носитель (определенную фотографию, слайд или фотопленку), но права
на сам объект интеллектуальной собственности осталось у него. Передача снимка
не является автоматической передачей авторских прав на него. Если вам подарили
такой снимок, то вы можете использовать его лишь в личных целях (например,
поместить в свой фотоальбом и демонстрировать родственникам), но вы не можете
без разрешения фотографа опубликовать фото в СМИ.
4. Фотографию можно переделать и использовать по
своему усмотрению.
В данном случае будет иметь место искажение
(переработка) фотографии (путем изменения цвета, внесения дополнительных
элементов, размещения надписи, текста и т.д.), которое нарушает право автора на
неприкосновенность произведения. На любую переработку произведения (в том числе
фото) нужно согласие автора.
Кроме того, переработка может нанести ущерб
репутации автора. Тогда автор имеет право требовать защиты его чести,
достоинства и деловой репутации.
5. Фотографы должны работать без договора.
Часто фотографы сами провоцируют нарушение своих
прав, не заключая письменных договоров и не прописывая детально свои
взаимоотношения, например, с издателем.
В соответствии с гражданским кодексом, любое
использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при
наличии договора с правообладателем, заключенного в письменной форме. В
договоре сторонам нужно указать объем получаемых заказчиком прав (например,
фотограф может передать заказчику только право на воспроизведение фотографии на
страницах определенного журнала и т.д.), а также условия относительно цены
работы.
6. Любительское фото не охраняется авторским правом
Российское законодательство не устанавливает не
устанавливает никаких критериев и условий, которые были бы необходимы для
признания фотопроизведения объектом авторских прав, оно не разграничивает
профессиональные фото и любительские. Следовательно, автор (фотограф)
независимо от художественного значения уже в силу создания произведения
обладает авторскими правами на него.
Почему авторские права фотографов в России часто не
соблюдаются
Можно выделить три основные причины:
1. Нарушения прав на фотографические произведения
получили очень широкое распространение, стало для нас привычным, а все привычное
кажется законным, должным.
2. Долгое время в России отсутствовала организация,
которая занималась бы вопросами реализации прав на фотопроизведения наколлективной основе, а в одиночку фотографам
сложно было что-то изменить.
3. Сами фотографы часто провоцируют неуважительное
отношение к себе и требованиям законодательства, в том числе не заключая
письменных договоров и не оговаривая условий взаимоотношений, идя на
всевозможные компромиссы.
В каких случаях все-таки можно свободно использовать
чужие фото
Использование фотографий возможно, если они
находятся в месте, открытом для свободного посещения, если они не являются
основным объектом воспроизведения и если не используются в коммерческих целях.
Пример.
Одна известная газета опубликовала статью о
фотовыставке некого автора. Статья была снабжена рядом фотографий с выставки.
Разрешения у автора на размещение этих фото редакция не спрашивала. Фотограф
обратился в суд за защитой своих прав. Представители редакции построили защиту
на том, что поскольку фотографии находились в открытом для свободного посещения
месте, газета имела право их опубликовать без разрешения автора. Суд принял
позицию истца, посчитав, что его произведения являлись основным объектом такого
воспроизведения, а не фоном к статье о проходившем мероприятии.
Если у вас возникли вопросы или требуется
консультация по теме, можете писать на мой электронный ящик: insa4@mail.ru или
с помощью моего сайта: http://avtorprava.ru/