Египтология —
комплексная наука, изучающая Древний Египет, отрасль востоковедения. Иногда
рассматривается как филологическая область знаний, иногда как ветвь археологии.
В сфере интересов её историко-филологических дисциплин находятся история,
культура, религия, искусство, язык, письмо, литература, археологические
памятники, повседневная жизнь и другие аспекты цивилизации на берегах Нила.
Предыстория: античные и средневековые исследования
Одним из первых
иноземных исследователей Египта, вероятно, был милетский философ и математик
Фалес, совершивший своё полулегендарное путешествие в эту страну на рубеже
VII—VI веков до н. э. По преданию он изучал древнеегипетскую геометрию и измерял
высоту пирамид по их тени. Первое описание Египта, сделанное не египтянином и
дошедшее до наших дней, принадлежит галикарнасскому историку Геродоту.
Известно, что в V веке до н. э. он сам путешествовал в долину Нила, но в
рассказах о Египте, в созданной им «Истории», имел заимствования из Гекатея
Милетского, который посетил Египет ранее — в VI веке до н. э. Впоследствии
различные древнегреческие исследователи попадали в Египет на волне общей
экспансии эллинов, а с установлением здесь власти македонской династии
Птолемеев, а затем римлян, страна вошла в сферу эллинистического и, позднее,
римского культурного влияния. Для античного мира Египет стал открытым и в этот
период было создано множество древнегреческих и латинских текстов по его
исследованиям. Посетивший берега Нила в I веке до н. э. Диодор Сицилийский,
написал о первобытной жизни египтян, их космогонии, теологии и зоогонии, им
рассматривался вопрос о Египте, как прародине человечества. Также он оставил
сообщения об архитектурных сооружениях, и, в частности, о пирамидах — которые
так поразили воображение греков, что они отнесли их к одному из «семи чудес света».
Античные авторы ссылающиеся на Манефона (IV—III вв. до н. э.). Помимо известных
науке трудов о Египте, множество работ не сохранилось и пересказаны фрагментами
у других античных авторов — «Египтиака» Гекатея Абдерского, труд о Египте в 3 книгах
Александра Полиистора и другие.
В IV веке историк
Аммиан Марцеллин, также посетивший Египет, подробно описал города и провинции
страны, её обычаи и природу. В описаниях Аммианом обелисков города Фивы
зафиксировано важное свидетельство интереса в ту эпоху к египетскому письму —
он сообщает о книге некоего Гермапиона, в которой имелся перевод иероглифов на
греческий язык. Аммиан приводит перевод сделанный с одного из фиванских
обелисков доставленного в цирк Рима. Также им была высказана богохульная
впоследствии для христиан мысль, что Иисус в «возвышенном полёте своих речей»
черпал мудрость от египтян. Ещё попытался расшифровать египетскую
иероглифическую письменность, был «один из последних представителей египетского
жречества» Гораполлон (IV век). Первоначальные знания о Древнем Египте в
большинстве своём были бессистемными.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти
к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.