Буддология —
научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов буддизма.
История
В России после II
мировой войны
С началом «хрущевской оттепели» буддологические исследования
частично возобновляются. Важную роль здесь сыграло возвращение на родину
тибетолога Ю. Н. Рериха. Ю. Н. Рерих стремился возродить серию Библиотека
Буддика, опубликовав в 1960 г.
в ней перевод одного из важнейших памятников палийского буддизма — Дхаммападу в
переводе В. Н. Топорова.
На рубеже 60-70-х годов начинается вторая попытка
возрождения российской буддологии. Важную роль здесь сыграли издания Тартуского
университета «Труды по знаковым системам» и «Труды по востоковедению». В них
публиковались такие деятели «буддологического ренессанса», как А. М.
Пятигорский (методологические вопросы буддологии, буддийская психология и
феноменология сознания; его беседы о природе сознания с М. Мамардашвили,
задуманные как введение в изучение виджнянавады, имели не только
буддологическую, но и собственно философскую ценность), О. Ф. Волкова
(классический индийский буддизм), Л. Э. Мялль (праджня-парамита), Б. Д.
Дандарон (Ваджраяна) и другие ученые.
Однако этот «ренессанс» оказался весьма кратковременным. В 1972 г. подвергается аресту
Б.Д. Дандарон. Суд осуждает Дандарона, вскоре умершего в заключении, и выносит
частные определения в адрес свидетелей, в т. ч. из числа буддологов.
Буддологические исследования сворачиваются, большинство исследовательских тем
буддологического характера закрывается. Эмигрируют А. М. Пятигорский и А. Я.
Сыркин, отстраняется от науки О. Ф. Волкова, отходит от научной деятельности Л.
Э. Мялль, ставший эстонским националистом. Тем не менее продолжают развиваться
исследования исторического, обществоведческого, филологического и
культурологического характера, так или иначе связанные с изучением буддизма
(например, изучаются проблемы соотношения буддизма и государственных институтов
в странах Востока, народная буддийская литература средневекового Китая, роль
буддизма в культурах Центральной и Восточной Азии и т. п.)
Во второй половине 70-х и в начале 80-х годов число
буддологических исследований возрастает. Ученые из Бурятии Н. В. Абаев, Л. Е.
Янгутов, С. Ю. Лепехов, С. П. Нестеркин и другие активно занялись изучением
Чань и других направлений дальневосточного буддизма.
В 80-е годы заявили о себе представители нового поколения:
А. Н. Игнатович (история буддизма в Японии, школы Тэндай и Нитирэн), Л. Н.
Меньшиков (буддийские тексты из Дуньхуана; дидактическая литература бяньвэнь),
В. Н. Андросов (учение Нагарджуны), В. Г. Лысенко (ранний палийский буддизм),
А. В. Парибок (палийский буддизм), А. М. Кабанов (Дзэн и классическая японская
литература), М. Е. Кравцова (буддизм и общество в раннесредневековом Китае), С.
Д. Серебряный (индийская религиозно-философская литература; махаянские сутры),
М. Е. Ермаков (буддийская агиография и простонародный буддизм в Китае) и
другие.
Постепенно формируется группа учеников В. И. Рудого, активно
работавшего еще в 70-е годы. На рубеже 1980-90-х годов она оформилась в виде
группы буддологии СПб Филиала Института востоковедения РАН. Эта группа была
первой со времен Ф. И. Щербатского оформленной российской буддологической
школой. Наиболее активными членами этой школы, помимо В. И. Рудого, были Е. П.
Островская и Т. В. Ермакова. Характерные черты этой группы: 1) обращение к
классической буддологической проблематике и возрождение традиций школы Ф. И.
Щербатского; 2) наличие разработанной теоретико-методологической базы
исследований и герменевтической процедуры 3) высокий уровень филологического и
историко-философского анализа текста. Основным предметом изучения этой группы
является трактат Васубандху «Абхидхармакоша».
В начале 90-х годов формируется буддологическая школа
Санкт-Петербургского государственного университета (Е. А. Торчинов, К. Ю.
Солонин). Генетически эта школа восходит к школе В. И. Рудого, однако
отличается от нее. Во-первых, эти буддологи работают прежде всего на материале
китайских текстов, во-вторых, они склонны рассматривать буддизм как
принципиально плюралистическую традицию.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 59 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.