Буддология —
научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов буддизма.
История
В России XIX века
Начало изучения буддизма в России относится к 20-м — 30-м
годам XIX века, когда член Петербургской Академии Наук Я. И. Шмидт опубликовал
ряд буддологических исследований на немецком языке и первую русскую грамматику
тибетского языка. Его работы на основе изучения монгольских и тибетских
источников имели широкий резонанс в Европе. На его статью о праджня-парамите
ссылался А. Шопенгауэр в конце первого тома своего основного труда «Мир как
воля и представление».
Начало систематического научного изучения буддизма в России
связано с трудами Палладия (Кафарова) и академика В. П. Васильева. Палладий был
главой Русской Духовной миссии в Пекине, однако занимался в первую очередь
востоковедением. Занятия историей буддизма занимали важное место в его
исследованиях. Многие его труды не опубликованы и по сей день.
В. П. Васильев был синологом широкого профиля. Помимо
санскрита, китайского и тибетского языков он владел многими языками. Труды В.
П. Васильева еще при его жизни приобрели европейскую известность. Его труд
«Буддизм, его догматы, история и литература» (1857-1869) был после выхода в
свет переведен на немецкий язык.
Родоначальник индологической буддологии в России — И. П.
Минаев. До него буддизм в России изучался по китайским и тибетским источникам.
И. П. Минаев прежде всего изучал палийские тексты, особенно интересуясь Винаей
(он перевел на русский язык Пратимокша-сутру — важнейший из текстов Винаи).
В Европе XX века до
II мировой войны
С. Леви обнаружил и опубликовал санскритские оригиналы
базовых йогачаринских текстов: Махаяна сутраланкары Майтреи—Асанги (переведен и
опубликован в 1907 г.)
и Двадцатистишия и Тридцатистишия Васубандху (1925 г.). В 1934 г. он вместе с С.
Ямагути опубликовал комментарий (тика) Васубандху к Мадхьянтавибхаге
Майтрея-Асанги. Труды С. Леви по изучению йогачары, переводу и изданию
йогачаринских текстов стимулировали исследования Ф. И. Щербатского и Л. де ла
Валле-Пуссена.
Крупнейшим представителем франко-бельгийской школы был Луи
де ла Валле-Пуссен. Ученик С. Леви, Л. де ла Валле-Пуссен владел пали,
санскритом, тибетским и китайским языками. Пионер в изучении школы
сарвастивада, он написал основные статьи о буддизме для «Энциклопедии религии и
этики» и опубликовал важные тексты: Бодхичарьяватара, Бодхисаттва бхуми,
Мадхьямакаватара, Вимшика пракарана (текст Васубандху) и многие другие. В
1923-1925 годах он перевел на французский с тибетского «Абхидхармакошу»
Васубандху, а в 1930 — Виджняптиматра сиддхи шастру (Чэнвэй-шилунь) Васубандху
— Сюаньцзана, реконструировав санскритскую терминологию этого памятника.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.